Кто "помог" США создать боевое лазерное оружие...
На модерации
Отложенный
В 1995 году после раздела Черноморского флота Украина продала США танкер вспомогательного флота «Диксон». Ничем не примечательный корабль ушел покупателю по цене металлолома. Однако с одним нюансом. В его трюмах оказались 35-мегаваттные силовые генераторы, специальные поворотные механизмы, холодильные установки большой мощности и многое другое оборудование, на основании чего эксперты сделали выводы, что в свое время корабль нес на своем борту лазерное оружие.
Как вспоминает один из разработчиков стоявшей на «Диксоне» лазерной системы Дмитрий Ковалевский, от полной потери «гостайны» и технологических секретов Россию, как это ни банально, спасли обыкновенные воры - охотники за драгоценными металлами, разграбившие «Диксон» до того момента, как он был продан Киевом американцам.
Это одна из причин, почему оглашение подробностей покупки секретного оружия СССР полноценной сенсации не стало. Пентагон быстро засекретил информацию о технических возможностях корабля. А состоявшиеся в 1997 году в США натурные испытания лазерной установки большой мощности, с помощью которой был выведен из строя один из орбитальных спутников шпионов, принадлежащий военному ведомству страны, совсем увели общественное мнение от обсуждения деталей сделки
К звездным войнам готов
Работы по исследованию возможностей применения оптических квантовых генераторов - лазеров в военной сфере начались в США и СССР еще в 60-х годах. Сначала их предполагалось использовать в программах «звездных войн», которые активно развивали обе державы. В Советском Союзе, например, в это время велись работы по строительству первого крупного лазера в Сары-Шагане, были попытки применить это оружие в Сухопутных войсках, ПВО и ВМФ.
Танкер вспомогательного флота «Диксон» стал первым кораблем, на котором была смонтирована первая опытная боевая лазерная установка. Как вспоминают представители промышленности, для того чтобы получить требуемую энергию для питания боевого гиперболоида требовалось не менее 50 мегаватт электрической энергии. Поэтому к судовым дизелям дополнительно «прикрепили» три реактивных двигателя от пассажирского самолета Ту-154.
Пушка несколько раз участвовала в натурных испытаниях. Конструкторы говорят, что им удавалось поразить береговые объекты и даже крылатые ракеты. Всего несколько секунд воздействия на летящий объект приводили к тому, что набегающий воздушный поток полностью разрушал изделие. Успех был настолько серьезный, что тогдашнее руководство Военно-морского флота заложило места размещения лазерных пушек на строящейся серии авианесущих крейсеров 1143 типа «Киев». Однако эйфория быстро сменилась разочарованием. В ходе испытаний лазерная пушка хоть и демонстрировала свою эффективность, оказалась настолько прожорлива к электроэнергии, что всего два «залпа» полностью обесточивали корабль, лишая его хода.
Анализ ситуации показал, что если бы на крейсере 1143 проекта стояло хотя бы несколько таких устройств, то его система ПВО в лучшем случае проработала бы не больше 5 минут, после чего корабль, лишившись топлива и электроэнергии, стал бы легкой мишенью для крылатых ракет и авиации противника. Собственно, этот факт и «потопил» танкер вспомогательного флота «Диксон».
Эксперты вспоминают, что «Диксон» был не единственным проектом советской промышленности по разработке лазерного оружия. Параллельно велись работы по созданию космического аппарата «Скиф», который мог бы нести на себе лазерную пушку и обеспечивать ее энергией. В 1987 году даже должен был состояться запуск этого аппарата, который носил название «Скиф-Д». Его создавали в рекордные сроки в НПО «Салют». Прототип космического истребителя с лазерной пушкой был построен и готов к запуску, на старте стояла ракета «Энергия» с пристыкованным сбоку 80-тонным аппаратом «Скиф-Д». Но случилось так, что именно в это время на Байконур приехал известный радетель интересов США Михаил Горбачев заявивший: «Мы категорически против переноса гонки вооружений в космос и покажем в этом пример».
Благодаря этой речи «Скиф-Д» был выведен на орбиту лишь для того, чтобы тут же быть брошенным на сожжение в плотные слои атмосферы.
Там же бесславно закончил свою жизнь и первый «большой» лазер для противодействия атакующим ядерным боеголовкам в Сары-Шагане «Терра-3». Был у нас и «летающий» лазер «1А2», созданный на базе военно-транспортного самолета Ил-76, но все эти работы по решению руководства страны были закрыты в угоду режима разрядки международных отношений, провозглашенной Михаилом Горбачевым.
Села батарейка
Сегодняшнее состояние развития лазерных программ в России строго засекречено. Есть только отрывочные сведения о том, что работы ведутся. В каком состоянии они находятся, когда можно ждать демонстрации первых образцов этого оружия неизвестно. По этому поводу бывший начальник российского Генштаба Юрий Балуевский заметил, что: «Можно сказать лишь одно: развитие военных технологий и создание современных образцов перспективных и эффективных вооружений идет примерно параллельно во всех государствах, которые имеют возможности таких разработок».
«Проблема с боевыми лазерами, - объяснил телеканалу «Звезда» профессор Академии военных наук Вадим Козюлин, - состоит только в том, что для их работы требуется огромное количество энергии. Фактически проблема в создании «батарейки», способной питать лазерную пушку для того, чтобы она могла произвести не один, а несколько сотен выстрелов».
Именно это объясняет, почему созданное еще в 70- годах прошлого века оружие так и не стало массовым для современных армий. Например, тот же лазер в Сары-Шагане «питала» специально построенная для него атомная электростанция. Пушка танкера «Диксон» за один выстрел делала его «понтоном». Скорее всего, это одна из главных причин, почему американцы закрыли с помпой преподнесенную программу создания боевых лазеров воздушного базирования, произведенных корпорацией Northrop Grumman и размешенных на борту модифицированного самолета Boeing 747-400F. Изначально планировалось купить не менее 7 таких самолетов. Сегодня армии США не нужен даже один из них.
По замыслам американских военных, самолеты, оснащенные лазерными комплексами, должны были действовать, в основном, против ракет средней дальности, хотя более вероятно, что лишь против оперативно-тактических. Поражающее действие лазера установленного на Boeing 747-400F, даже при идеальных условиях, ограничено 320-350 км. Получается, чтобы сбить баллистическую ракету на стадии разгона, самолет с лазером должен находиться в радиусе 100-200 км от расположения ракетных установок. Но позиционные районы межконтинентальных баллистических ракет расположены, как правило, в глубине территории страны, и, если самолет ненароком там окажется, то не возникает никаких сомнений, что он будет уничтожен. Поэтому принятие США на вооружение лазера воздушного базирования позволит им лишь воспрепятствовать угрозам от стран, освоивших ракетные технологии, но не имеющих полноценной противовоздушной обороны.
Кроме того, применение лазеров обусловлено погодными условиями: облачностью, влажностью, из-за которой в воздухе может быть повышенное количество капель воды. Все это непосредственно влияет на работу лазерных устройств. Именно по этой причине испытания LaWS поводились в Персидском заливе, где большую часть времени стоит солнечная погода, а не на Аляске с ее туманами, дождями и снегом.
Судьба LaWS также туманна. Американские военные не говорят о том, сколько «выстрелов» способна произвести установка, cколько при этом можно сбить ракет и самолетов. В случае с лазерным оружием, как отмечает Козюлин, этот фактор наиболее критичен.
Сегодня нет надежного источника энергии, способного обеспечить «мобильной» лазерной установке достаточно длительное время работы, а значит, нет и необходимости менять зенитные ракеты, на лазерные пушки. Собственно, это и определяет момент появление полноценных боевых лазерных систем в войсках. Пока, как отмечает эксперт, многочисленные испытания лазерных систем не более чем исследование технологий для будущего...
Дмитрий Литовкин
Комментарии