Город, восставший из песка

На модерации Отложенный
Фанатики террористической группировки "Исламское государство" захватив древний город Пальмира в Сирии, угрожают уничтожить эту жемчужину античной цивилизации, чудом сохранившуюся до наших дней - как они уже уничтожали музее в Ираке. "Историческая правда" уверена, что древний город переживет новое нашествие варваров, не раз стремившихся стереть его с лица земли. Собственно, благодаря варварам Пальмира и сохранилась до наших дней.  
Пальмира: город, восставший из песка
В истории имеется много удивительных парадоксов: например, Помпеи сохранила нам вулканическая лава, а Пальмиру – человеческое забвение. Город был брошен людьми и забыт на долгие столетия. Произошло это после того, как в VII веке город был захвачен арабскими завоевателями, которые изгнали немногочисленное местное население, а на руинах античных храмов основали крепость, быстро пришедшую в запустение. Оставленные во власти ветров, песков и времени, грандиозные сооружения безжизненно замерли до ХI века, когда сокрушительное землетрясение в 1089 году завершило уничтожение Пальмиры, оставив лишь груду руин на окраине оазиса. 

Останки великолепной столицы античности были погребены под песками во время частых здесь песчаных бурь, а те здания, что остались на поверхности, послужили строительным материалом для хижин местных жителей. Многое из того, что представляло интерес с точки зрения искусства, было разграблено и переправлено в крупные города, а оттуда в музеи мировых столиц. Когда в XII веке испанский раввин Вениамин дошел до Пальмиры, он увидел лишь арабскую деревушку, расположившуюся на огромном дворе храма бога Бела. 

Второе открытие Пальмиры произошо в начале XVII века, когда на античные руины наткнулся итальянский путешественник Пьетро делла Балле. Около 1692 года сюда приезжает английский пастор Галифакс. Он первым скопировал три пальмирских надписи, однако прочесть пальмирское письмо ему не удалось. 

Лишь через 70 лет спустя до Пальмиры добрались английские путешественники и ученые Роберт Вуд (Robert Wood) и Джеймс Доукинс (James Dawkins). Они и составили первое описание развалин Пальмиры, произвели обмеры и зарисовки, которые впоследствии произвели большое впечатление на современников. 



Сравнивая эти рисунки с более поздними фотографиями мы увидим, что было утрачено и разграблено арабами, а что восстановлено в наше время. 





Благодаря Вуду и Доукинсу, Пальмира получила известность. Русский путешественник А.А. Рафалович писал в своих «Путевых заметках о Сирии и Палестине 1844 – 1847»: «Они (бедуины) с гордостью и почтением рассказывают, что среди их песчаных степей стоят остатки великого города Тадмора, воздвигнутого мудрым Соломоном, которого они признают за своего древнего царя.» 



Бедуинское почтение, однако, не препятствовало дальнейшему разграблению руин. 



На фотографиях, сделанных в 1880 году, Пальмира предстаёт несколько более ощипанной, чем на чертежах XVIII в. 



После первой мировой войны Пальмира становится одной из наиболее актуальных и привлекательных проблем для археологов. 



Ее архитектура и искусство являются своего рода художественным феноменом в культуре Римской империи, а открытые в результате археологических раскопок памятники и надписи - бесценными историческими документами. Именно в Пальмире впервые за всю историю произошло мирное смешание культурных ценностей Востока с идеологией Запада. В результате этого сложилась новая, поражающая своим богатством и блеском культура, которая не будучи ни восточной, ни западной, принадлежит в сущности к ним обеим. 


Пальмирская религия, например, это конгломерат разных культов древнего Востока смешанных с элементами западных религий, а именно греческой и римской. Бел и Баальшамин, главные божества Пальмиры имеют много общего с Зевсом, а богиня Аллат - с Афиной. Фигуры на пальмирских скульптурах одеты в восточные, парфянские одеяния, а их глаза очерчены по образцу ассирийских скульптурных изображений. Зато композиция, а прежде всего декоративные элементы восходят к традиционной орнаментике, типичной для греческого и римского искусства. 


Реконструкция храма Бела 


Алтарь Баальшамина из Пальмиры. Слева - бог Малакбел, справа - Аглибол.


Алтарь бога Бела (он сидит справа). Стоят: Ярибол, Аглибол и Баальшамин. 


Богиня Алатат 


Останки храма
  


До сегодняшнего дня сохранились частично откопанные, частично выступающие из песков пустыни и гравия длинные колоннады; комплекс святилища Бела, римских терм, агоры, небольшого но хорошо сохранившегося театра; эспланада западной части города (так называемый лагерь Диоклетиана). Все это окружено довольно хорошо сохранившимися крепостными стенами. 



На арабском языке Пальмира называется Тадмор - это название по всей вероятности досемитского происхождения. Первое сохранившееся упоминание о Тадморе, встречаемое на клинописных ассирийских плитках найденных в Кюль-Тепе в Каппадокии относится к началу второго тысячелетия до нашей эры. В XVIII столетии до н. э. Тадмор упоминается на двух табличках, найденных в Мари - местности, расположенной на правом берегу Евфрата, где много лет вели свои раскопки французы под руководством проф. А. Парро. Город Тадмор упоминается также в анналах Тиглатпаласара, относящихся к началу XI века до н. э. В библейской "Книге царств", возникшей в VI веке до н. э. где идет речь о строительных работах Соломона, в числе различных местностей упоминается также Тамар в пустыне; в аналогичном отрывке в "Книге Паралипоменон", относящейся к Ш веку до н. э., вместо Тамар употребляется уже название Тадмор. 



Какого же происхождение названия "Пальмира", встречающееся уже в I веке н. э.? Это название официально употребляющееся в греко-римский период возникло по всей вероятности на основе фальшивой этимологии, отождествляющей досемитское слово Тадмор с семитским словом Тамар, означающим финиковую пальму. 



Поселения городского типа в этом пустынном оазисе несомненно существовали уже во втором тысячелетии до н. э., а находимые в близлежащей пустыне кремневые орудия и изделия свидетельствуют о наличии поселений в этом районе еще в период каменного века. Бьющий здесь несколько засоленный ключ Эфка и сернистые воды благоприятствовали раннему заселению оазиса. Наиболее ранние поселения на территории Пальмиры до сих пор еще не исследованы археологами, зато начиная с 1 века нашей эры Пальмира была уже большим торговым центром. 



Здесь был составлен первый в мире свод с подробным изложением таможенных правил – так называемый «Пальмирский тариф». Надпись была сделана на пальмирском языке - смеси греческого и арамейскую языков. Этот свод обнаружил и расшифровал наш соотечественник Профессор Санкт-Петербургского университета С.С. Абамелек-Лазарев.



Здесь продавали рабов и рабынь из Египта и Малой Азии, из Индии и Аравии привозили пряности и ароматические вещества, постоянно был спрос на вино, соль, одежду, сбрую, обувь… Высоко ценилась и крашенная пурпуром шерсть: купцы, расхваливая свой товар, дружно утверждали, что по сравнению с пальмирскими другие пурпурные ткани выглядят блеклыми, словно их посыпали пеплом.



Под сводами Триумфальной арки всегда стоял многоязыкий гул, но Триумфальной ее назвали европейцы. В их представлении арки и ворота всегда ставились для прославления славных военных побед или в честь великих полководцев. Но пальмирские зодчие решали в данном случае другую задачу: двойные ворота Триумфальной арки были поставлены под углом и как бы скрадывали излом улицы, спрямляли ее.



Эти монументальные ворота из базальта, гранита и мрамора были возведены около 200 года. Огромная 20-метровая арка опирается на двойные колонны, а две небольшие арки по краям ведут в боковые улицы. Главной торговой магистралью Пальмиры была улица Больших колоннад, пересекавшая город из конца в конец. Во всю ее длину (более 1 км) тянулись четыре ряда 17-метровых колонн, за которыми располагались жилые дома, склады и лавки.






В стороне от улицы Больших колоннад находился театр, построенный в самом оживленном квартале Пальмиры. С правой стороны он примыкал к зданию сената: театр и сенат располагались на квадратной площади, окруженной портиками в ионическом стиле. Портики были украшены статуями римских и пальмирских полководцев, чиновников и других знаменитых людей города.





Пальмира, долго сохранявшая свою независимость стала вассалом Рима в первые годы Империи. На военную службу в римских войсках стали поступать в это время пальмирские лучники, из которых начиная со времен Траяна формировались отдельные отряды. Адриан около 129 года лично посетил город, находящийся в это время уже на вершине своего богатства и блеска. Император Адриан признает право Пальмиры быть вольным городом в пределах Римской Империи, право которым город пользовался до периода правления Септимия Севера. 



В 212 году, в период правления династии Северов, Пальмира официально становится римской провинцией и остается ею до 260 года, когда персидский царь Шапур разгромил легионы императора Валериана, а самого его захватил в плен. Персидские войска подошли к самым стенам Пальмиры, и тогда римляне обратились к пальмирскому правителю Оденату с мольбой о помощи. И произошло то, что потом будет вызывать недоуменное восхищение летописцев и историков: Оденат, собрав лучших пальмирских лучников, разгромил персидскую армию.



Оденат 

Оправившись от разгрома, персы вновь выступили против римлян, и опять решающая роль в разгроме врага принадлежала пальмирцам. В благодарность римский император назначил Одената вице-императором Востока – вторым человеком в Римской империи. Однако правитель Пальмиры понимал, что любая его попытка возвыситься вызовет в Риме страх и озлобление. Однако уже независимо от его воли и Пальмира, и он сам приобретали все большее влияние на Ближнем Востоке. И действительно настало время, когда Рим стал бояться своего союзника. Лишить Одената титула и армии было не за что – он оставался верен присяге, объявить его врагом Рим уже не смел. И тогда Рим прибег, как это случается весьма часто, к проверенному и испытанному средству – убийству. Римские власти страны Сури в 267 году пригласили Одената для обсуждения текущих дел в Эмессу и там убили его вместе со старшим сыном Геродианом. 

Власть в стране перешла к его вдове царице Зиновии (или Зенобии). Римляне были твердо убеждены, что войска Пальмиры откажутся идти в бой под командованием женщины. И сильно просчитались! Пальмирские начальники присягнули на верность Зенобии, а перешедшая на ее сторону армия вскоре овладела Сирией, Палестиной, Египтом, а на севере достигла проливов Босфор и Дарданеллы.

Военные победы Зенобии встревожили Рим, и император Аврелиан решил выступить против ее армии. После поражения при Эмессе Зенобия решила отсидеться в Пальмире, но длительную осаду выдержать не удалось. Оставалось только вывезти из города все богатства и отступить за Евфрат, а там спасут ширина реки и меткость прославленных пальмирских лучников. Но конница императора Аврелиана следовала по пятам, и у самой реки Зенобию захватили в плен. Осенью 272 года т. е. спустя почти два года после вооруженного восстания Зиновии против Рима Пальмира была взята войсками Аврелиана, который лично руководил осадой города. 


"Прощальный взгляд царицы Зиновии на Пальмиру". Картина Герберта Шмальца.

Какова была судьба образованной и честолюбивой царицы, славившейся также своей красотой? Согласно античным источникам, Зиновия в цепях была отвезена в Рим - пленная царица должна была придать блеск триумфу Аврелиана в столице империи. 


Древняя стела с надписью, посвященной Зиновии. 

Осада Пальмиры, а затем вторичный захват города после восстания, поднятого жителями Пальмиры в 273 году, привели к серьезным разрушениям города. Сама Зиновия для расширения и укрепления фортификаций приказала разобрать некоторые гробницы и использовать их блоки для укрепления стен города; часть гробниц, расположенных в непосредственной близости Пальмиры, была разрушена солдатами Аврелиана, стоящими под стенами города. 


В честь триумфа император Аврелиан велел построить в городе грандиозный дворец (реконструкция).  


Все, что осталось от дворца императора. 

Генеральная реконструкция некоторых кварталов и отдельных зданий Пальмиры была начата на рубеже III и IV вв. при императоре Диоклетияне. При строительстве новых зданий и частичном восстановлении старых использовались в это время каменные блоки и надгробия из некрополей окружающих Пальмиру. Как мы видим, потеря независимости, разгром войск королевы Зиновии и взятие города Аврелианом отнюдь не стали окончательной катастрофой ни для жителей Пальмиры, ни для развития городского строительства.В византийское время Пальмира, также как и вся Восточная Империя переживает периоды расцвета и упадка. В период правления Аркадия, около 400 года, Пальмира вновь приобретает некоторые значение как место пребывания легиона, а спустя 150 лет, при Юстиниане, производится частичная реставрация крепостных стен, построенных при Зиновии. В это же время в городе строится одна из христианских базилик. 







Пальмира уже не смогла вернуть своего былого могущества. Постепенно городская знать покинула город, лишенные связей с Востоком ушли купцы, без дела остались водители караванов, чиновники, искуснейшие ремесленники… И Пальмира начала чахнуть, постепенно превращаясь в заурядный пограничный пост и место ссылок.



После римлян сюда пришли арабы, и город без сопротивления сдался войскам Халеда ибя-ал-Валида, одного из военачальников первого халифа Абу Бекра. Жители были изгнаны. Впрочем, они и так уже давно и не жили в городе, а сбились за стенами святилища бога Бэла, налепив там множество темных и тесных глинобитных лачуг. Потом сюда на долгие годы пришли турки, которые и сами ничего не хотели знать о культуре подвластных им народов, и другим не давали ее изучать. Никому не было дела до блистательной истории умирающего города, а многочисленные землетрясения довершили разрушения уцелевших храмов, дворцов и колоннад, и наступавшие пески Сирийской пустыни окончательно поглотили развалины Пальмиры.






Окраина Пальмиры. Видны арабские постройки. 

Арабские завоеватели, культуре которых была совершенно чужда тяготевшая к римской архитектура Пальмиры, приспосабливают городские постройки, колоннады и храмы для оборонных и собственных утилитарных целей. Так например, при Сельджуках, перестраивается в цитадель великолепный комплекс святилища Бела. 


Арабская Пальмира

Русский археолог Б.В. Фармаковский, принимавший участие в восстановлении Пальмиры, писал: «Величественные памятники искусства древней Пальмиры давно уже привлекали внимание ученых и любителей прекрасного. Отрезанные от мира громадной безводной пустыней и расположенные среди леса пальм в далеком, роскошном оазисе развалины Пальмиры… всегда возбуждали воображение, всегда представлялись чем-то сказочно великолепным… Древняя Пальмира была одним из выдающихся культурных центров на Востоке. И здесь было общество, у которого искусство было существеннейшей потребностью жизни, которое любило и преклонялось перед его создателями».


Пальмира на рассвете





После того, как члены террористической группировки "Исламское государство", известные своим варварским отношением к предметам культуры и искусства, вошли в Пальмиру, представитель ЮНЕСКО сообщил, что сотни ценных статуй были благополучно эвакуированы в безопасное место. Тем не менее, у ученых вызывает большое беспокойство судьбы музеев, массивных саркофагов и больших скульптур, которые не могут быть вывезены. По их словам, ситуация крайне плоха. "Если даже лишь пять боевиков "Исламского государства" проникнут в древние здания, они разрушат все", — сказал куратор сирийских древностей.




 
"Историческая правда"
10:00 22/05/2015