Генпрокуратуре осталось дать признавательные показания
На модерации
Отложенный
Следственный комитет при прокуратуре РФ, как стало известно "Ъ", завершил, наконец, расследование дела о коррупции, вымогательстве и незаконном прослушивании телефонов, главным фигурантом которого является бывший начальник департамента оперативного обеспечения Госнаркоконтроля Александр Бульбов. Стороны закончили ознакомление с материалами дела, и обвинительное заключение по нему теперь передано для утверждения в Генпрокуратуру. При этом из 15 первоначально обвиняемых в этом деле остались 10. В частности, было прекращено уголовное преследование бывших сотрудников ГРУ, из-за которых Генпрокуратура и Верховный суд России несколько раз признавали все уголовное дело на генерала Бульбова необоснованным.
Обвинительное заключение в отношении генерал-лейтенанта ФСКН Александра Бульбова, его подчиненных Юрия Гевала, Александра Донченко, помощницы господина Бульбова Марии Ковалевой, бывшего заместителя начальника управления специальных технических мероприятий (УСТМ) ГУВД Москвы Михаила Яныкина и других было направлено следственным комитетом при прокуратуре РФ на утверждение в Генпрокуратуру еще в начале этой недели. Ожидается, что один из заместителей генпрокурора Юрия Чайки ознакомится с заключением до конца этого месяца. В Генпрокуратуре могут вынести два решения: утвердить обвинительное заключение для последующей передачи дела в суд или вернуть его для исправления ошибок следствию.
Очевидно, чтобы избежать проблем при утверждении обвинения, следствие внесло в него существенные изменения, сократив количество обвиняемых по громкому делу с 15 до 10 человек. В частности, как стало известно "Ъ", было прекращено уголовное преследование бывших сотрудников ГРУ, а сейчас предпринимателей Игоря Горохова и Владимира Нестеренко. А именно с их задержания начиналось расследование этого дела. Предприниматели и один из руководителей УСТМ Яныкин были задержаны еще летом 2007 года за организацию незаконных прослушек. Вскоре после этого следствие объединило возбужденные в отношении них уголовные дела. А в рамках объединенного дела были проведены и остальные задержания, в том числе в октябре 2007 года генерала Бульбова, которого следствие считает организатором прослушек (незаконно прослушивались, по версии следствия, телефоны шести предпринимателей и ведущего программы "Момент истины" Андрея Караулова).
Затем в деле о прослушивании появились эпизоды о вымогательстве крупных взяток.
В частности, взятки в размере $3 млн "за обеспечение безопасности" у бывшего гендиректора ОАО "Авиамоторный научно-технический комплекс "Союз"" Мкртича Окрояна в 2005 году и взятки в размере $216 тыс. у руководителей ЗАО "Фирма "Атек"" Владимира Мильмана и Владимира Колотыркина. Последнее преступление, по данным следствия, продолжалось с октября 2003-го по сентябрь 2007 года, то есть почти до ареста основных фигурантов дела.
Однако впоследствии выяснилось, что в фабулу обвинения по объединенному делу следствие забыло добавить к Игорю Горохову формулировку "и другие неустановленные лица", что послужило поводом для нескольких решений Верховного суда и Генпрокуратуры, признававших привлечение новых фигурантов по этому делу незаконным. Даже несмотря на то, что следствие в итоге предоставило постановление о том, что дело все-таки возбуждалось и на "других не установленных следствием лиц", заместитель генпрокурора России Виктора Гриня 1 сентября 2009 года признал его незаконным на том основании, что данное постановление не было зарегистрировано в установленном порядке. Впрочем, это обстоятельство никак не повлияло на решения московских судов, оставивших основных фигурантов дела под стражей (сегодня, кстати, Верховный суд рассмотрит жалобу защиты генерала Бульбова на продление ему ареста до 15 декабря этого года). Убрав же из дела господина Горохова, следствие решило исправить правовую коллизию. Уголовное преследование в отношении бывшего сотрудника ГРУ и четырех других фигурантов официально прекращено "за истечением срока давности". По делу они будут проходить в качестве свидетелей.
Адвокаты оставшихся в деле фигурантов сообщили "Ъ", что фабула инкриминируемых им преступлений не претерпела изменений. "Они по-прежнему расплывчаты и ничем не доказаны,— отметил один из них.— В частности, из материалов непонятно, как были связаны между собой сотрудники ФСКН и ГУВД Москвы. Не указаны и точные суммы, якобы заплаченные за прослушки (следствие считает, что один день прослушки обходился заказчикам в $1 тыс.— "Ъ")".
Какое бы решение по обвинительному заключению ни приняли бы в Генпрокуратуре, это дело будет рассматриваться в суде с участием присяжных заседателей. Как стало известно "Ъ", многие из обвиняемых уже заявили ходатайство об этом еще на стадии ознакомления с 54 томами дела.
Комментарии