Россия растет в глазах врагов
На модерации
Отложенный
В США приняли новую военную доктрину взамен старой, образца 2017 года. И вроде бы ничего, но там очень часто звучим мы все, то есть, Россия. На самом деле просто прочитать эти документы – уже задача не для слабаков, поскольку написаны они для американцев с американским же пониманием темы и подходом к делу. То есть – очень занудно и многословно.
Честно говоря, рассчитывал на «ctrl C – ctrl V» в исполнении ребят из штаба Байдена, поскольку предыдущая доктрина была принята всего-то в 2017 году. И тогда, обсуждая детище администрации Трампа, мы немного были даже удивлены, насколько в США поменялись приоритеты. Позавидовали Северной Корее, которая стала чуть ли не главным источником опасности.
Но в этом году все получилось еще интереснее. У Байдена не стали зацикливаться на стратегических задачах, а начали прописывать тактику. Если говорить простым языком, то, что Серегу из соседнего двора отлупить придется – это вообще не вызывает вопросов, вопросы в частностях: как, с кем и за что. Остальное, в принципе, несущественно.
Я не стану сравнивать оба документа по пунктам или положениям, все-таки у Трампа было 48 страниц, у Байдена – 49. Да и они действительно, сильно разнятся. У Трампа было всего четыре приоритета:
- защита страны;
- процветание США;
- мир во всем мире при помощи силы;
- усиление влияния США.
Все довольно прозрачно и просто.
У Байдена все еще проще: одно направление на все. Не допускать любыми путями и методами многополярного мира, США должен быть гегемоном, любые блоки, направленные на многополярность должны быть разрушены. И ради этого США должны жить и работать.
Возьмусь высказаться по тем положениям, которые нам «ближе к телу», то есть, о России. Ну действительно, что нам до Новой Зеландии, которая, к слову, цитируется 5 раз в тексте и на которую США имеют определенные планы.
Нас все равно чаще поминают. Надеюсь, не к ночи, но надеюсь зря.
Вспоминали Россию у Трампа не просто так, а в связи с тем, что в мир вернулось глобальное противостояние. Только не США и СССР, а США против России и Китая. У Трампа Россия и КНР были названы некими «ревизионистскими силами» (вместе с Ираном и КНДР в качестве довеска), которые могут принести в мир сумятицу и сыграть роль «темной стороны силы».
У Байдена все продолжается в том же духе, но вот National Security Strategy, NSS от Байдена, уже расставляет приоритеты. Своего рода «боевое Евангелие» разделяет страны. Китай идет как главный геополитический игрок, а Россия получила титул «угрозы безопасности Европы».
Однако по тексту Россия упоминается 71 раз, КНР – всего 55. Тут дело в том, что Китай расценивается как очень сильный игрок, который пока не овеществил свои хотелки «в натуре», в отличие от России, которая сорвалась с цепи в «реализации имперских амбиций».
Так что все в порядке, Россия видится как главная угроза, поскольку реализация планов России уже идет, а вот Китай пока скромно молчит и дрессирует самую большую армию в мире. Не исключено, что и работа над качеством идет по полной программе.
А что США? А США у нас «гусь мира», просто такая вот мировая держава, у которой есть интересы и в Европе, и в АТР. В Европе сегодня все очень нестабильно и многообещающе ужасно. Грядет кризис, который запросто может перейти в хаос. И тут Европа может (по мнению разработчиков документа) оказаться под властью той самой «Силы зла», то есть, России.
Доказательств никаких не надо, сами понимаете, теперь уже никому не докажешь обратного.
Что касается Азиатско-Тихоокеанского региона, то тут пока все мирно. Но пока. Пока Китай не решил, что «вернуть свое себе», то есть, прирезать обратно Тайвань в крымском стиле уже можно. Вот тогда веселье пойдет по полной и в Азии.
Иран и КНДР, о которых так много говорилось в 2017 году ушли на второй план. То, что Корея время от времени пытается попасть в Японию своими ракетами, уже обидно не вызывает такого эффекта, как горящие ТЭЦ Украины. Это нормально, попадут корейцы или нет – это пока вопрос, а вот русские уже куда-то засадили ракетой. В очередной раз.
То же самое и с Китаем. Он может, но пока смотрит. Его растущая мощь и отсутствие таких активных действий, как у России, дают возможность рассматривать КНР как «долгоиграющую угрозу» планам США.
В общем – Россия главная угроза, Китай – главная перспективная угроза. От этого строится вся оборонная концепция. Конечно, у нас возникнет логичный вопрос, в каком месте Россия и Китай могут атаковать США, чтобы попасть под действие этой концепции, но тут такое поле выбора вариантов…
На поле вариантов кроме российской угрозы и китайской перспективы есть еще и частности. Например, гиперзвук, который реально не дает американским военным спокойно спать. То, что Россия применила «Кинжал» на Украине, развеяло как дым надежды на то, что «Кинжал» - это фикция. Долбануло настолько душевно, что теперь вопросы создания гиперзвукового оружия в США стоят в приоритете под грифом «Догнать и перегнать», имея в виду и Россию, и Китай. И то, что Китай пока не позволил себе разнести что-либо с помощью гиперзвуковой ракеты не говорит о том, что у китайцев нет такой возможности.
Догнать и перегнать Россию и Китай – это задача в ранге одного из пунктов национальной обороны США. Здесь кроме гиперзвукового оружия еще и искусственный интеллект, и новые компьютерные технологии на новейших физических принципах, и новые виды вооружений помимо гиперзвуковых ракет.
В общем все дано довольно широко и без конкретики. Но у Трампа не было и того, так что налицо определенный не то чтобы прорыв, скорее попытка следовать в духе времени.
Насколько вся эта фантастика реализуема – покажет время и эсминец «Замволт». Вообще смотрится не очень уверенно именно из-за отсутствия конкретики. Понятно, что команда Байдена за все новое против всего старого, но…
Но как тогда объяснить внезапный разворот в сторону модернизации ядерной политики? Собственные ядерные силы США намечено модифицировать, не считаясь с потерями (финансовыми, естественно), планируются учения и испытания. То есть, новые системы – это хорошо, но старая добрая ядерная дубина – это отлично.
Много слов, кстати, о расширении обязательств США в вопросах «ядерного зонтика» перед союзниками. Конкретики тоже очень мало, общие фразы, причем, настолько гладкие, что не дай бог за них ухватится кто-нибудь из Прибалтики или Польши.
То есть, держать «ядерный зонтик» над союзниками США будут по-прежнему, но вот его применение все так же будет неопределенным. И это просто прекрасно, потому что в мире, к сожалению, все больше голов, утверждающих, что применение ядерного оружия (пусть и тактического) – это «не считается».
Но вот в отношении одного сочетания, «Север» и «Ядерное оружие» в США до сих пор не выработалось однозначного отношения. Вообще, есть с чего. Реально там, на той стороне, побаиваются обширных ледовых пространств Северного Ледовитого океана, под которыми, вне досягаемости от спутников и любых систем ПЛО, легко и непринужденно могут пройти русские ракетоносцы и дать залп по США.
Этот сценарий очень не нравится американским военным, хотя бы потому, что отразить этот залп будет очень непросто. Ведь чем меньше летит ракета по времени, тем сложнее ее сбить. Учитывая, что пуск из прибрежных районов Канады – это гарантированный Апокалипсис, в США считают, что северным районам необходимо уделять еще больше внимания, чем раньше.
И в этом контексте вроде бы присоединение Швеции и Финляндии к НАТО смотрится вполне так логичным приобретением. С большой натяжкой, конечно, шведской совы на финский глобус, потому что пока не совсем понятно, чем могут помочь в будущем эти страны что блоку, что США.
Примерно так же маловероятно окажутся ценными «приобретенные» при помощи сил специальных операций плацдармы и страны в Африке, Юго-Восточной Азии и Латинской Америке. Такие действия, вместе с «гибридными войнами» должны будут обеспечить США с одной стороны, доминирование в указанных регионах, с другой – контроль за режимами с целью недопущения их перехода в «стан врага».
Понятно, кто у нас тут враг, усиление активности Китая и России (в меньшей степени) в Африке – это как раз то, против чего будут сражаться американские ССО, свергая «чужие» режимы и сажая на их место свои.
Нового, кстати, ничего. Все с шестидесятых годов практически не изменилось, подход тот же, равно как и беспринципность в реализации.
Украина. Здесь действительно не зря Байдена треплют свои, потому что этой стране в доктрине уделено довольно много внимания, что в долларах, что в стволах. Уж если в оборонной доктрине упоминается поставка вооружений в Украину, то не стоит удивляться появлению у ВСУ, например, высокоточного дальнобойного оружия.
Номенклатура того, что планируется к поставке, естественно, не оглашается, но эксперты уже начинают строить цепочки размышлений на эту тему. Понятно, что в приоритете ракетные системы и дальнобойная артиллерия.
Вообще нашей СВО в доктрине уделяется много внимания. Американцы не считают зазорным учиться и делать далеко идущие выводы. Результатом такой работы стало обновление «Полевого руководства 3-0», которое пришло на смену доктрине «Воздушно-наземный бой» аж 1982 года разработки.
Приятно понимать, что на твои действия идет такая реакция, не так ли?
«Полевое руководство» в принципе стоит рассматривать как часть доктрины, которая относится к боевым действиям. Причем, в NSS четко прописано, что к боевым действиям относятся не только суша, воздух, космос и море, но и киберпространство.
Ближайшие десять лет, на которые рассчитана военная доктрина США будут… весьма насыщенными на события. Ведь мировой кризис, который в основном сейчас бьет по Европе, где находятся основные союзники США, он не на год. Плюс программа гегемонии, которую продвигают Штаты, она тоже не быстро будет реализована.
Предшествовать финалу, в котором, согласно доктрине, в мире останется только одна сила – США, будет множество ключевых точек. Они, в принципе, могут быть и предугаданы. Это как зенитная ракета, которую можно направить в ту точку, в которой через некоторое время окажется вражеский самолет и там она может нанести максимальный урон.
Так и нам стоит очень внимательно подходить к оценке всего происходящего в мире, потому что две страны – Россия и Китай находятся в прицеле той стороны постоянно. Во многих американских разработках, не только в доктрине, говорится о необходимости разобщения России и Китая, России и Европы.
Конечно, противника проще бить поодиночке, это известно с древних времен. Весь вопрос именно в том, что только в определенной связке есть шанс не просто дать бой системе, направленной на установление гегемонии и владычества США в мире, но и выиграть его.
Понятно, что США не будут стоять на месте, понятно, что Россия и Китай по-прежнему останутся главными целями в планах заокеанских военных, понятно, что у нас сейчас просто огромное количество проблем, связанных с армией. Все решаемо.
Но доктрина, которую приняли в США на ближайшие десять лет – это весьма серьезные планы по сохранению владычества США в мире. Нет ни малейшего сомнения в том, что они будут претворяться в жизнь, и с этим нам всем придется что-то делать, начиная от разработки планов и заканчивая их реализацией.
Комментарии