Корни Цусимы
28 мая, 2015 - 19:17
Вам не кажется, что нынешняя затхлая атмосфера в России весьма напоминает духоту эпохи Николая Палкина? Да, нынешний столб пока без короны и намного короче, но аналогий предостаточно. Фактически идет вторая Крымская война – страна наступила на старые грабли, выступив против всего мира, снова осталась в изоляции и, как бы ни надувала щеки, как бы ни гремела в обветшавшие имперские литавры, а зреет ощущенье скорого разгрома, предчувствие Цусимы, но теперь уже не военно-морской, а тотальной!
Почему вспомнилась Цусима? Потому что юбилей: 110 лет назад, 27-28 мая 1905 года русский флот был разгромлен, пленен, сожжен, утоплен и уничтожен столь основательно, что сие сокрушительное поражение даже российской историографии, пишущей историю как художественную литературу и предпочитающей из красок сусальное золото, даже ей не удалось превратить разгром в победу, хотя бы моральную.
По большому счету именно тогда, во время японской войны стало окончательно ясно, что петровский проект модернизации потерпел крах. Он был силовой, армейский, но времена изменились и Первая мировая война, категорически противопоказанная технологически отсталой, малообразованной стране, завершила историю империи. А революция поставила финальную точку. Увы, лишь для того, чтобы большевики начали все сначала, а теперь вот и Путин, этот новый адмирал Рожественский, повел свою допотопную эскадру на третий круг, явно намереваясь утопить Россию окончательно.
В Цусиме накрылась медным тазом и любимая игрушка Петра – флот. Причем корни разгрома тянутся далеко в прошлое: матерью Цусимы была знаменитая Синопская победа. Связь между этими сражениями несомненна и неразрывна.
К Цусиме привела традиция мифологизировать и лакировать историю при нежелании и даже запрете изучать ее и делать выводы из ошибок. «В Советском Союзе свирепствовало военно-историческое варварство. После крушения коммунизма государство Российское не сделало ничего для борьбы против этого зла. Наоборот, государство это невежество насаждает» – писал Виктор Суворов в книге «Святое дело».
Но и до революции российская историография не блистала объективностью. И описание Синопской баталии прекрасный тому пример. Его можно свести к паре слов: «Слава!
Слава!! Слава героям!!!»
Прошло полвека – и внуки этих героев бездарно утопили «Варяг» и флот в целом. Ибо безудержное превознесение Синопа не позволило сделать выводов из самоубийства Черноморского флота и унизительного поражения в Крымской войне. Так Синоп, делящий русскую военно-морскую историю пополам, завершил эпоху великих побед и начал эру сокрушительных поражений.
Но много ли славы в этой победе? В России выходит множество книг, посвященных флоту. Они в деталях знакомят нас с историей американских линкоров или японских авианосцев, пересчитывают фрегаты английских адмиралов, спорят о доблестях Ричарда Хоу и Джона Джарвиса, вслед за британскими историками отслеживают траекторию едва ли не каждой мушкетной пули в сражении под Трафальгаром. А вот объективной истории Синопского боя так и не написано. Напрасно. Если не учиться на своих ошибках, то вслед за Синопами грядут Цусимы.
Некритический подход вызван дурно понимаемым патриотизмом. Еще вице-адмирал И. Лихачев, бывший во время Крымской войны флаг-офицером Корнилова, в 1901 году, на склоне лет писал: «Наивные увлечения патриотического шовинизма, не допускающего никаких пятен в «героизме» своих соотчичей… мало помогут к уяснению действительного хода событий в их естественной последовательности. … Осенью 1853 года эскадра адмирала Нахимова уничтожила турецкую эскадру на Синопском рейде. Наша эскадра была вдвое сильнее неприятельской материально и, конечно, в несколько раз сильнее ее в нравственном отношении. Следовательно, особенного «геройства» тут не представлялось… После этого почти целый год флот ничего не делал и оставался в полном бездействии на Севастопольском рейде».
Что изменилось с тех пор? Ничего! Символом нового русского флота стал ТАВКР «Адмирал Кузнецов», инвалид с рождения, а по сути мертворожденный уродец, ни крейсер, ни авианосец, а так, плавучая потемкинская деревня, 60000 тонн бутафории. На днях, кстати, его отправили на капремонт, из которого он, скорее всего, уже не выйдет. Отмучился бедолага. Но ведь русский флот всегда был таким! Бутафорско-декоративным. Недаром Екатерина II жаловалась, что у нас в достатке кораблей и людей, но нет ни флота, ни моряков.
Комментарии