Похмелье в разных ипостасях
На модерации
Отложенный
Рассказали мне вчера теорию таксистов о пробках в Москве: в понедельник свободно, потому как многие еще в похмелье и не выезжают, во вторник пробки - потому что все резко идут на работу, а в среду свободнее, потому как во вторник испуганные пробками водилы пользуют общественный транспорт, четверг - вновь пробки, потому как нужно поработать, а в пятницу свободнее, потому как уже никто не работает.
Теория вполне стройная, но ее постоянно нарушают километровые кортежи слуг народа, которым вкрячивает ехать на работу в Кремль, или вот, жена саксофониста, любителя орального секса на рабочем месте, тут давеча заезжала в Москву, спровоцировав дикие пробки.
Так, вот давайте эту неделю посвятим изучению темы похмелья.
Похмелье - явление абсолютно универсальное и глобальное. По утрам в субботу мучаются и англо-саксы во всех уголках планеты, латиносы в Европах, Азиях и Америках, и негры, и азиаты всех мастей, коренные народы Севера на Северном Полюсе, и большая часть народов и наций, населяющих самую большую по территории страну на Планете Земля, Россию.
Но, мне кажется, ни в одной другой стране мира похмелье не является такой важной компонентой национальной идентификации, как в России - я имею в виду не по этническому признаку, а по гражданству в паспорте.
Я два года подряд по субботам утром вел со своим дружком Бакланом на маргинальном канале О2 ТВ программу «Похмельюшко». Много у нас побывало народу всякого - и Володя Шахрин из Чай-ф, и Биллиз Бэнд, народный артист Левон Оганезов, ВИА «Пламя» в полном составе, и Шнур и Макаревич рассказывали о похмелье. У всех оно разное.
Хотя биохимия процесса в тушке одинакова.
Тема также актуальна в свете очередных попыток государства бороться с пьянством и очередного «нацпроекта «Трезвость».
Злоупотребление спиртным - безусловное зло. Но мало ли других зол на свете? Не будем кампанействовать и заниматься злостной агитацией трезвости как это делают квасные экстремисты, а попробуем подойти с позиции экзистенционалиста и принять похмелье как оно есть - констатация обыденного массового явления.
Странно, но словари дают однобокое определение похмелья как состояние после злоупотребления алкоголем.
Мы же часто применяем этот термин в переносном смысле. Вот, Горбачев разрушил СССР - и сначала у всех была эйфория от этой неожиданно свалившейся как бы свободы, а потом - похмелье от того, что вся эта как бы свобода и либерализация с как бы демократией - не более, чем иллюзия.
Или вот, похмелье от влюбленности. Влюбился! Кажется, ни секунды без нее не проживешь - она Божество и Совершенство, весь мозг, каждая клетка тушки оккупирована Ею! Прошло совсем немного времени - действие эндорфинов притупилось, наступили суровые будни притупленных чувств, и настало похмелье от этой слепяшей эйфории влюбленности...И все в ней не так, и все раздражает, и трещит без умолку, и белье свое всюду разбрасывает, и перца мало кладет в еду, и при этом не солит ее вообще... В общем, хочется сыграть в Отелло - но не от ревности, а от раздражения.
Вот тут выборы какие-то были на прошлой неделе, и говорят что т.н. «оппозиция» тоже вся была в похмелье - они сколько лет были при правящей власти, а тут их решили не посчитать и не дать ни одного мандата. Правда, они все быстро опохмелились и пошли обратно к власти - те дали им какие-то жалкие пару мандатов, и они, опохмелившись ими, стали полными мандатами и успокоились.
Да, вот даже и «похмелье» в прямом смысле этого слова - последствия злоупотребления алкоголем - в словарях и энциклопедиях описано однобоко, с точки зрения биохимии: нарушение водного, электролитного и кислотно-щелочного баланса в организме. И ничего о душе!
А вспомните классика русской литературы Веничку Ерофеева с бессмертной поэмой «Москва-Петушки». Эта оголенная и израненная душа робко в своем похмелье пытается общаться с грубым и жестоким окружающим миром и не находит ни сочувствия, ни понимания.
Мой партнер по программе «Похмельющко» все время меня обвиняет в том, что для меня похмелье - в первую очередь физическое состояние и я стараюсь описать его с точки зрения достаточности или недостаточности в организме ферментов алкогольдегидрогеназы и альдегиддегидрогеназы, электролитного баланса, а что вот он сам, Баклан, весь из себя такой возвышенный, что мучается исключительно моральным похмельем. Но видели бы вы этого урода, когда он пьяный. Нет, бывают и более отвратные люди в пьяном состоянии, но не часто. И вот это животное по утрам якобы мучается «моральным» похмельем!
Еще один мой друг, известный винный критик Игорь Сердюк обожает порассуждать о похмелье метафизическом. Это, очевидно, близко к тому, что Баклан называет «моральным».
Эта оголенность чувств, изменение сознания, смещение акцентов, взгляд на жизнь без суеты, а как при замедленной съемке, слова, которые с трудом проникают в мозг и ты физически чувствуешь, как эти зерна падают, потом внедряются, прорастают, и ты понимаешь смысл совсем иначе, не так как когда трезвый. Пограничное сознание. И совесть которая у некоторых раздувается как печень, и не умещается на положенном ей месте...
Но это все потом пройдет - состояние это скоротечно.
Где-то я слышал фразу: «О, как прозрение синхронно с бодуном!»
И, вот, ковыряясь в интернете на тему метафизики похмелья, наткнулся на
портале «Русская неделя» статью доктора философии Станислава Гурина, которую можно цитировать хоть всю. Ограничусь фрагментом:
«В похмелье человек слаб и беззащитен, как новорожденный. В похмелье человек бессилен и безнадежен, как умирающий. В похмелье человек чувствует себя одновременно как новорожденный и как умирающий. Можно сказать, как новорожденный, который умирает, а может быть, как умирающий, который в страдании рождается к новой жизни.
Даже боль похмелья какая-то другая. Это скорее сверх-боль, такая боль, что нет сил даже кричать. Пьяница вынужден пронести до конца свою боль и боль мира, не ища помощи и облегчения. "Претерпевший же до конца спасется" (Матф. 10, 22).
Похмелье учит жить с болью в душе, с ранами в сердце. Но это исцеляющая боль и очистительное страдание. Похмелье похоже на искупление, и пьяница предстает как мученик и страстотерпец.
"Ибо душа моя прелюбодействует, когда, отвращаясь от Тебя, Господи, Ищет ... того, что может найти только в Тебе. Но как бы далеко не отходила она от Тебя, все-таки хочет Тебе же уподобиться ... потому что некуда ей бежать от Тебя ... Чем хотел уподобиться Тебе, хотя бы и превратно? Не тем ли, что мне было сладко преступить закон... и, будучи рабом, казаться свободным ... в темном подобии Всемогущества Божия" 6.
Похмелье делает нас малодушными, нищими духом. Но, "блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное" (Матф. 5, 3). В похмелье мы плачем по утерянному и несбывшемуся. Но, "блаженны плачущие, ибо они утешатся" (Матф. 5, 4). Похмелье делает нас тихими и кроткими. Но, "блаженны кроткие, ибо они наследуют землю" (Матф. 5, 5). В похмелье мы жаждем более чем когда-либо. Но, "блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся" (Матф. 5, 6).
В похмелье нам не до мести, мы готовы все и всех простить. Но, "блаженны милостивые, ибо они помилованы будут" (Матф. 5, 7). В похмелье сердце омывается слезами и исцеляется болью. Но, "блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят" (Матф. 5, 8). Похмелье делает нас неспособными к битвам. Но, "блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими" (Матф. 5, 9).»
И хотя я лично, - атеист, ну, в крайнем случае, агностик, - не могу не согласиться со всем процитированным, хотя это все и подается через призму религии. «Похмелье похоже на искупление, и пьяница предстает как мученик и страстотерпец». Истина.
Кстати, я вот песенку написал - с тоски и, кажется, с похмелья.
Комментарии