Мы стоим на пороге опасности, которая мало кем осознается.

Группа патриотических активистов, поднимающих крик в Сети по любому мельчайшему поводу, скоро может столкнуться с тем же глухим раздражением общества, с которым давным-давно столкнулись наши либералы.



Известное оппозиционное интернет-издание Znak.com с головным офисом в Екатеринбурге сообщило на днях о том, что прокуратура Свердловской области ведет проверку в отношении «Мисс Россия 2015» Софии Никитчук, которая снялась для обложки майского журнала «Стольник», обернувшись в российский триколор. Номер журнала был посвящен 70-летию Победы.

Прокурорская проверка началась после того, как поступила жалоба от некоего физического лица. Это лицо посчитало для себя оскорбительной фотосессию девушки с российским флагом под общим названием «Вкус Победы».

Хотя в самой заметке об инциденте нет никаких оценочных суждений  просто информация, читатели издания все поняли правильно и распространяют ссылки на эту заметку с соответствующими комментариями. Вот, мол, опять у нас на дворе время доносов, стучат на всякие безобидные вещи, а прокуратура вместо того, чтобы посылать жалобщиков подальше, начинает проводить разного рода проверки.

И это не первый случай такого рода.

Уже выработалась информационная технология. В провинции происходит нечто, возмущающее активных наших патриотов. Как-то неправильно девушки танцуют какой-то похабный танец в костюмчиках, напоминающих по расцветке георгиевскую ленту.

Другие девушки танцуют не в том месте, на фоне монумента. Еще где-то неправильный торт сделали, чрезвычайно оскорбительный.

Короче, граждане бдят изо всех сил. Дальнейшие события развиваются по-разному. Иногда вначале в интернете поднимается шум, а потом на него реагируют органы. А иногда кто-то пишет заявление, органы реагируют, а шум возникает потом. Так или иначе, все это выходит на поверхность.

В результате мы живем внутри странной игры. Либералы говорят: смотрите, оголтелые желают репрессировать всех и вся, а патриоты с удовольствием отвечают на это: да-да, желаем и будем, ужо вам, наше время пришло.

Здравый смысл подсказывает, что плохой вкус, китч, глупость законом регулироваться не могут. Это область, которая регулируется культурой и воспитанием. Иначе мы попадаем в некую серую зону. Наши люди могут перестать понимать, что разрешено, а что запрещено. Что можно, а что нельзя.

Ни у кого не вызывает удивления преследование вандалов, портящих памятники или какими-либо действиями оскорбляющих, допустим, Вечный огонь. Ну вот есть традиция бросать к Вечному огню мелочь. Ей десятки лет. И вдруг сейчас она для кого-то тоже сделалась оскорбительной.

Люди с большим пониманием отнеслись к протестам против «Тангейзера». Практически все, кто видел постеры к этому спектаклю, даже атеисты. Не нужно было объяснять, что конкретно возмутило верующих. С другой стороны, наезды на солидную антирелигиозную пропаганду или же на какой-нибудь безобидный праздник Нептуна со стороны верующих вызывают непонимание и отчуждение.

Мы стоим на пороге опасности, которая мало кем осознается. Несмотря на все крики либералов, наше общество привыкло за последние годы к интеллектуальной свободе.

Инстинктивно граждане понимают, что песня девушек из «Пусси Райот» в храме Христа Спасителя была преступна. Но эта же песня в каком-нибудь клубе не должна была приводить ни к каким правоохранительным выводам. Прокуратура, которая преследует девушек за танцы, за фотосессии с флагом, за какие-то неправильные тортики, вызывает неприятие и отторжение.

Поэтому группа патриотических активистов, поднимающих крик в Сети по любому мельчайшему поводу, скоро может столкнуться с тем же глухим раздражением общества, с которым давным-давно столкнулись наши либералы.

Интересно здесь, что скандальные случаи в основном происходят в провинции, а кричат о них прежде всего столичные блогеры и журналисты патриотического направления. В конце концов, все это может привести к старой позиции «чума на оба ваши дома». Вероятно, это играет на руку нашей несистемной оппозиции.

Не в силах повысить собственный рейтинг и популярность, они с охотой могут понизить рейтинг и популярность соперников. Еще с советских времен в нашем обществе самым большим неприятием пользовались т. н. гражданские активисты, которые вмешивались в личную жизнь, устраивали товарищеские суды, стучали в партийные организации, портили и коверкали чужие жизни.

Образ одной из таких активисток (очень, надо сказать, мягкий и гладкий) мы помним по фильму «Служебный роман». «Шурочка, шли бы вы в бухгалтерию!» Сегодня трудно сказать, конечно, какую роль сыграли эти активисты в том, что произошло с нашей страной в 91-м, но я отчего-то думаю, что немалую. Особенно неприятно то, что наша несистемная оппозиция в последнее время активно занялась своим продвижением в провинцию.

Тот же Екатеринбург уже давно заслужил звание третьей белоленточной столицы страны. Теперь «Открытая Россия» открыто же заявляет, что начинает продвигать своих активистов еще в трех городах страны: в Новосибирске, Костроме и Калуге. В Новосибирск, например, не так давно уже приезжал один из лидеров «несистемных», соратник Навального Леонид Волков.

Тоже, кстати, выходец из Екатеринбурга. Еще не так давно все усилия нашей оппозиции были сосредоточены в Москве. Считалось, что именно в столице творится история. Возьми власть в Москве, а вся остальная страна проглотит это и смирится. Именно так рассуждали и деятели киевского Майдана. Но жители Донецка и Луганска разрушили всю эту концепцию.

Они вовсе не смирились, поставили под вопрос вообще все результаты Майдана. Наша оппозиция публично будет заявлять, что события на Юго-Востоке Украины произошли исключительно с подачи России, но, полагаю, сами они прекрасно знают, что это не так. Более того, уже начались активные попытки использовать опыт Донецка и Луганска в собственных целях.

Вспомните марш за федерализацию Сибири, схожие события в Калининграде. Первые блины у оппозиции явно вышли комом, но попыток своих они оставлять не будут. И в этой ситуации не хотелось бы, чтобы на руку противникам власти начала работать сама патриотическая общественность.

В последнее время она все чаще проявляет признаки той оголтелости, которая прежде была свойственна исключительно украинским борцам за незалежность. Я вижу в этом несомненную опасность, и мне тревожно. Еще тревожнее становится, когда наши правоохранительные органы идут на поводу у этой общественности.