Враг Сталина №1: чего на самом деле хотел Троцкий и почему слово "троцкизм" было ругательством
На модерации
Отложенный
20 августа 1940 года в Мексике агент НКВД Рамон Меркадер совершил покушение на Льва Троцкого. На следующий день самый опасный противник Иосифа Сталина скончался. В СССР имя Троцкого было дискредитировано настолько, что его не реабилитировали до самого распада страны. А термин "троцкизм" был ругательством на уровне "фашизма". По этой причине фигура Троцкого все еще достаточно мифологизирована, а о сущности троцкизма мало кто имеет хоть какое-то представление. Давайте узнаем, что это такое на самом деле и почему Троцкий был заклеймен и проклят партийным большинством во главе со Сталиным.
Индустриализация и грабёж крестьян
Проведенная в СССР индустриализация была изобретением вовсе не Сталина. Её сторонником был и Троцкий. Вот только представлял он ее себе несколько иначе, чем то, что было реализовано на практике.
Идея сделать акцент на развитии тяжелой промышленности и создании средств производства с временным ущербом для всех остальных сфер нравилась Троцкому. Однако ключевым расхождением со Сталиным был вопрос финансирования. По общему мнению большевиков, средства на индустриализацию надо было найти внутри страны, в деревне. Общий тезис большевиков того периода: западные страны производили индустриализацию за счет ограбления колоний. В СССР заморских колоний нет, так что придется довольствоваться внутренними ресурсами.
Позиция Троцкого заключалась в следующем: богатые крестьяне–кулаки неизбежны и порождаются объективными историческими и экономическими процессами из среды середняков. Кулак хотя и мелкобуржуазный элемент, но его существованием необходимо воспользоваться. Кулаков надо обложить повышенными налогами, за счет которых будет формироваться финансовая база для индустриализации.
У остальных крестьян предлагалось изымать средства более хитрыми методами: промышленные товары продавать им по завышенной цене, а хлеб покупать по низким государственным ценам, за счет этого дисбаланса извлекать выгоду.
Сталин раскритиковал идеи Троцкого за "желание ограбить крестьян", но несколько лет спустя реализовал гораздо более жестокую и кровавую программу, предусматривавшую уничтожение кулака как класса. Троцкий же не предлагал истреблять кулаков, а хотел получать с них больше денег через налоги.
Коллективизация
Троцкий и Сталин поддерживали идею коллективизации сельского хозяйства, но их взгляды на нее отличались. Для Троцкого коллективизация — постепенный процесс строительства социалистического хозяйства, который последует после индустриализации и растянется на несколько десятилетий. Для Сталина коллективизация — необходимое условие индустриализации, благодаря которой можно добыть средства для строительства заводов.
По Троцкому, коллективизация без завершенной индустриализации не имела никакого смысла. Если государство не могло обеспечить колхозы техникой, то они становились бессмысленны и непривлекательны для крестьянина, которого можно было загнать туда лишь насилием. Вдобавок без тракторов и современных машин такие колхозы не дали бы существенного прироста производительности, зато породили бы массу проблем и конфликтов. Еще в 1930 году Троцкий предостерегал, что коллективизация под административным нажимом породит большие проблемы. Вынужденные идти в колхоз крестьяне распродадут весь рабочий скот, чтобы не терять его впустую. А это в условиях необеспеченности колхозов техникой приведет к большим проблемам в хозяйстве.
Мировая революция
Троцкий, как и большинство классических марксистов, был страстным сторонником мировой революции. Вопрос мировой революции с самого начала ставился марксистами как важнейший, от которого зависит буквально само существование марксизма. Поскольку социализм и капитализм принципиально антагонистичные явления, между ними будут происходить конфликты до тех пор, пока одно не одолеет другое.
Предполагалось, что мировая революция — важное условие, без выполнения которого все революции не имеют смысла. Все страны мира находятся на разных уровнях развития. По отдельности каждая из них не сможет развиваться, но в случае мировой революции все станут социалистическими, более крупные и богатые будут помогать развиваться маленьким и бедным. Заодно исчезнут национальные и классовые противоречия, не будет поводов для войн, и т.п. утопические утверждения.
Согласно Троцкому, революция в России без дальнейшей борьбы за мировую просто не имела смысла. В этом случае советская Россия неминуемо оказывалась бы в кольце враждебных государств, с которыми она не могла бороться на равных в силу множества причин. Постоянные эмбарго, санкции не давали бы развиваться советской экономике в полную силу. Кроме того, необходимость колоссальных трат на оборону вынуждала бы урезать расходы на общественные блага. Все это неминуемо вело к ухудшению жизни рабочего класса, хотя революция затевалась в первую очередь для ее улучшения.
В одном из выступлений Троцкий так описывал перспективы мировой революции: "Наша задача — укрепить хозяйство, поднять культуру, додержаться до того часа, когда освобожденный европейский труд придет к нам на помощь. Разумеется, наше положение было бы в 10 и 100 раз легче, если бы в Англии вместо правительства Макдональда стояло настоящее революционное пролетарское правительство. Оно нам на основах товарищеского делового договора оказало бы самый крупный кредит. Мы могли бы сразу поднять наше производство, выбросить на рынок все предметы крестьянского обихода и в течение 5 лет поднять наше сельское хозяйство. Что это означало бы для Англии? Это означало бы для Англии: обильный и дешевый хлеб, обильный и дешевый лес, кожу, лен и всякого рода сырье. Английский народ, трудящийся народ, т.е. 9/10 всего населения Англии, так же, как и народ, населяющий Советский Союз, от такого делового сотрудничества выиграл бы чрезвычайно, и мы, товарищи, в несколько лет могли бы оказаться на вершине хозяйственного благополучия, на вершине, которая пока еще очень и очень далека от нас".
Поэтому вопросы индустриализации, коллективизации и вообще какого-либо развития и улучшения жизни в СССР ставились Троцким в неразрывной связи с мировой революцией. Он настаивал на поддержке революционных движений по всему миру через Коминтерн.
Сталин же в целом был не против мировой революции, но с конца 20-х начал аккуратнее поддерживать революционеров за границей, опасаясь спровоцировать другие страны на конфликт. Вместо тезиса о мировой революции он выдвинул идею построения социализма в отдельно взятом государстве. По меркам классического марксизма это было настоящее кощунство, поскольку шло вразрез с одним из самых фундаментальных принципов этой идеологии.
(На самом деле Сталин был не меньшим сторонником "мировой революции" чем Троцкий. Но только, в отличие от последнего, был большим реалистом и практиком, не надеясь что другие народы сами разрушат свои государства в угоду "коммунистическому интернационалу".
Сталин планировал другие страны просто завоевать, для чего им создавалась невиданная в мире полностью милитаризованная экономика, работавшая только на ВПК — V.H.)
Борьба с бюрократией
Еще один важный пункт, часть платформы Троцкого. В СССР он считался главным и самым непримиримым критиком бюрократии, причем речь шла не о каких-то чисто технических вещах типа волокиты или неповоротливости, а о более глобальных материях.
Согласно взглядам Троцкого, бюрократия в силу естественных причин имеет свойство перерождаться. Каким бы ответственным и преданным революции ни был работник, со временем он неизменно переродится. Даже в революционном государстве бюрократия всегда будет обособляться в отдельный класс со своими интересами. При этом по мере своего развития бюрократия будет становиться все более консервативной силой, тормозящей развитие революционного государства и противодействующей интересам других классов. Это будет происходить в силу того, что бюрократы будут стремиться держаться за свои привилегии и высокое положение. В конце концов бюрократия переродится в откровенно контрреволюционную силу, которая похоронит все завоевания революции.
Дабы этого избежать, требовалось, во-первых, сократить число разного рода главков, комиссий, ведомств и просто должностных лиц. Во-вторых, постоянно тасовать кадровый состав ответственных работников, не позволяя им засидеться на месте, а новые кадры черпать из рядов пролетариата.
Именно эта часть платформы Троцкого в некоторой степени и предопределила его падение. Сталин открыто делал ставку на бюрократический аппарат. А тот, в свою очередь, поддерживал Сталина, который обещал им некоторую стабильность. Даже в 20-е годы члены партии на руководящих постах уже имели массу привилегий в сравнении с простым смертным и, конечно, не хотели их лишаться.
Даёшь молодёжь
Троцкий всегда был неравнодушен к молодёжи. Она сильнее всех воспринимала громкие лозунги, "думала сердцем", верила в "светлое завтра". Он всегда с большим удовольствием выступал перед молодёжной аудиторией.
Троцкий полагал, что ставка на молодёжь есть непременное условие в борьбе с перерождением старых кадров. Старые революционеры, вознесшиеся на высокие посты, неизменно теряют частичку себя, становятся консервативными и закостенелыми. Поэтому старые кадры надо постоянно подпитывать вливанием молодых.
Молодёжь будет разбавлять эту среду своим пылом и энтузиазмом и станет залогом сохранения революционного духа в рядах партии. Пролетарскую молодёжь надо как можно шире вовлекать в ряды ВКП(б) и как можно активнее продвигать на высокие посты.
Студенческие организации, комсомольцы и партийная молодёжь составляли внушительную долю последователей Троцкого.
Конец семье
Троцкий, как и многие большевики, считал семью архаичным пережитком, неуместным в новом социалистическом обществе. Поэтому и брачное законодательство, действовавшее в СССР после революции, было самым либеральным в истории. Даже в наше время мало кто может конкурировать с ним за это звание. По замыслу большевиков, на смену старой патриархальной семье должен был прийти новый быт: питание в общественных столовых, стирка в прачечных, воспитание детей в специально созданных государственных учреждениях. Все это освободило бы мужчину и женщину от бытовой рутины и позволило им направить свои силы на решение революционных задач. Однако средств на то, чтобы широко внедрить все эти начинания, попросту не хватило, и с началом индустриализации от этих идей постепенно отказались.
Начавшийся в середине 30-х годов в СССР консервативный поворот в сторону традиционной семьи вызвал негодование Троцкого. До самой смерти он был убеждённым сторонником нового быта, хотя этот вопрос для него не входил в число первостепенных.
Загадка Троцкого
Политическая платформа Троцкого не сильно расходилась с партийным большинством и даже взглядами Сталина. В ключевых вопросах они вообще совпадали. Оба выступали за индустриализацию с акцентом на тяжелую промышленность, коллективизацию. Наконец, за диктатуру. Троцкий тоже был категорическим противником существования других партий и даже фракций внутри партии. Расхождения носили разве что тактический характер.
Даже расхождение в каких-то вопросах было скорее следствием политической борьбы. Например, Сталин отказался от лозунга мировой революции, но де-факто всегда помогал революционным движениям везде, если имелась такая возможность.
Тогда почему Троцкий оказался навеки проклят в СССР и заклеймен всеми возможными ругательствами? Даже слово "троцкизм" в СССР считалось бранным. А Троцкий оказался единственным видным членом партии, так и не реабилитированным вплоть до распада СССР, хотя к тому времени были оправданы даже его союзники по борьбе со Сталиным.
Во-первых, сыграло свою роль крайне неприязненное отношение Троцкого и Сталина друг к другу, сохранявшееся с их первой встречи еще до революции. Эта неприязнь способствовала ожесточенности их противостояния.
Во-вторых, сыграла свою роль дерзость Троцкого, с которой тот шел против Сталина. Оказавшись в эмиграции, он до последних дней грозил Сталину, что его вместе с его бюрократией свергнут разгневанные рабочие, а во главе будет стоять сам Троцкий, низвергающий все установленные памятники фальшивому советскому вождю.
В-третьих, Троцкий оказался единственным нераскаявшимся оппозиционером. Для Сталина и партийного большинства было очень важным, чтобы их противники перед гибелью публично раскаялись в своих заблуждениях. Все оставшиеся в СССР оппозиционеры в конце концов сломались и покаялись, некоторые по несколько раз. Троцкий же умер в качестве упорствующего еретика, не отрекшегося от своих взглядов.
В-четвертых, он действительно был самым опасным из когда-либо существовавших в СССР оппозиционеров. В 20-е годы достаточно было повысить голос на Пленуме ЦК, чтобы та или иная фракция отреклась и повинилась. С Троцким это не работало. Да, его сторонники всегда составляли в партии меньшинство, но это были десятки тысяч человек. А если учесть, что сам Троцкий был единственным оппозиционером с опытом захвата власти (именно он руководил Октябрьской революцией), это превращало его в опаснейшую фигуру. В 1917 году ему хватило гораздо меньших сил, чтобы захватить власть. Даже в эмиграции оставшийся без сторонников Троцкий смог расколоть международное коммунистическое движение и переманить на свою сторону часть западных коммунистов, которые прежде находились на содержании СССР.
Дуэль Сталина и Троцкого стала самым ярким случаем противостояния внутри коммунистического движения. Прижизненную часть дуэли выиграл первый. Но в посмертной борьбе значительно больших успехов добился именно Троцкий, чьи последователи до сих пор существуют почти на всех мировых континентах.
Найдено здесь: https://vk.com/historydoc?w=wall-27569095_2202866
Комментарии
Комментарий удален модератором
Неоднократно приезжал в Москву (1927, 1955, 1958 и 1972). Почётный член Академии художеств СССР (1967), лауреат Международной Ленинской премии «За укрепление мира между народами» (1967).