Новый тоталитаризм вовсе не обязан походить на старый

На модерации Отложенный

Необыкновенный роман написал в 1932 году англичанин Олдос Хаксли. Называется он «О дивный новый мир». Действие романа, как и в "1984" Д. Оруэлла, происходит в Лондоне, но в горазда более далеком будущем. Люди выращиваются на специальных заводах — эмбрионариумах и заранее (путем воздействия на эмбрион на различных стадиях развития) поделены на пять различающихся по умственным и физическим способностям каст, которые выполняют разную работу. От «альф» — крепких и красивых работников умственного труда до «эпсилонов» — полукретинов, которым доступна только самая простая физическая работа

Но не менее интересным мне показалось предисловие автора к своему роману, написанное в 1946 г.

Прочел недавно слова Задорнова: "Уже два года из всех моих рассказов вырезаются все самые острые моменты, вырезаются мысли и шутки о Правительстве, о Президенте, о нашей демократии под управлением ФСБ. Один из очень крупных сегодняшних ФСБилов даже сказал, что Задорнов "отморозок" потому, что он говорит то, что думает. Вот оно - новое значение слова ОТМОРОЗОК. Но слава Богу, на ФСБ и телевидении свет клином не сошелся и вы услышите все то, что эти "трусло" боятся, что вы услышите".

Споря об истоках и причинах необычайно высокого рейтинга Сталина в российском обществе, о т.ак называемой "суверенной демократии", об ошибочности позиции России при принятии Европарламентом Резолюции по осуждению нацизма-сталинизма (тоталитаризма), понял, что в нынешнем российском обществе, кажется, уже сформировалось стойкое большинство сторонников тоталитарного политического режима, которое готово давать отпор "разного рода отморозкам".

Предлагаю вниманию читателя "кусок" из того предисловия к роману "О дивный новый мир». Найти этот роман в Интернете труда не составит. Рекомендую.

"Разумеется, новый тоталитаризм вовсе не обязан походить на старый.

Управление с помощью дубинок и расстрелов, искусственно созданного голода, массового заключения в тюрьмы и массовых депортаций является не просто бесчеловечным (никто теперь особо не заботится о человечности), но и явно неэффективным, а в наш век передовой техники неэффективность, непроизводительность -- это грех перед Святым Духом.

В тоталитарном государстве, по-настоящему эффективном, всемогущая когорта политических боссов и подчиненная им армия администраторов будут править населением, состоящим из рабов, которых не надобно принуждать, ибо они любят свое рабство. Задача воспитания в них этой любви возложена в нынешних тоталитарных государствах на министерства пропаганды, на редакторов газет и на школьных учителей. Но методы их все еще грубы и ненаучны. Старое утверждение иезуитов, будто каждый воспитанный ими ребенок навсегда сохранит внедренные в него религиозные взгляды, было всего лишь похвальбой. А современный педагог, пожалуй, намного слабей в деле привития своим ученикам условных рефлексов, чем преподобные отцы, воспитавшие Вольтера.

Наибольшие триумфы пропаганды достигнуты не путем внедрения, а путем умолчания. Велика сила правды, но еще могущественнее - с практической точки зрения - умолчание правды. Просто-напросто замалчивая определенные темы, отгораживая массы "железным занавесом" (как выразился м-р Черчилль*) от тех фактов или аргументов, которые рассматриваются местными политическими боссами как нежелательные, тоталитаристские пропагандисты влияют на мнения гораздо действеннее, чем с помощью самых красноречивых обличении, самых убедительных логических опровержений. Но умолчания недостаточно. Чтобы обойтись без преследований, ликвидации и других симптомов социального конфликта, надо позитивные аспекты пропаганды сделать столь же действенными, как и негативные.

Самыми важными "манхэттенскими проектами" грядущего будут грандиозные, организованные правительствами исследования того, что политики и привлеченные к участию научные работники назовут "проблемой счастья", имея в виду проблему привития людям любви к рабству. Однако любовь к рабству недостижима при отсутствии экономической обеспеченности; в целях краткости я делаю здесь допущение, что всемогущей исполнительной власти и ее администраторам удастся разрешить проблему этой постоянной обеспеченности. Но к обеспеченности люди очень быстро привыкают и начинают считать ее в порядке вещей. Достижение обеспеченности - это лишь внешняя, поверхностная революция. Любовь к рабству может утвердиться только как результат глубинной, внутриличностной революции в людских душах и телах. Чтобы осуществить эту революцию, нам требуются, в числе прочих, следующие открытия и изобретения.

Во-первых, значительно усовершенствованные методы внушения - через привитие малым детям условных рефлексов и, для старших возрастов, применение таких лекарственных средств, как скополамин.

Во-вторых, детально разработанная наука о различиях между людьми, которая позволит государственным администраторам определять каждого человека на подходящее ему (или ей) место в общественной и экономической иерархии (Люди неприкаянные, чувствующие себя не на месте, склонны питать опасные мысли о социальном строе и заражать других своим недовольством).

В-третьих (поскольку люди частенько ощущают нужду в отдыхе от действительности, какой бы утопической она ни была), заменитель алкоголя и других наркотиков, и менее вредный, и дающий большее наслаждение, чем джин или героин.

И в-четвертых (но это будет долговременный проект -- понадобятся многие десятилетия тоталитарного контроля, чтобы успешно выполнить его), надежная система евгеники, предназначенная для того, чтобы стандартизовать человека и тем самым облегчить задачу администраторов".