Кто формирует в России атмосферу безумия

Безумие нынешней России (безумные депутаты, безумные законы, безумные доносы, безумная риторика) - это коллективная травма, коллективный бессознательный невроз, который происходит из-за того, что люди пытаются как-то зафиксировать, удержать жизненный уклад, впервые созданный в брежневскую эпоху и отчасти реконструированный - "насколько это возможно" - при Путине. 

Пережившие социальный каток, социальное разрушение 1990-х, они пытаются продлить это состояние "отдыха и покоя", а внешний мир, как им кажется, идет на них в атаку, заставляя что-то менять. 

А они ценят "здесь и сейчас", состоящее во многом из "вчера", и не хотят никакого "завтра", чувствуя, что это "завтра" грозит им, в частности, исламским фундаментализмом, новой войной на Кавказе, большой русско-украинской войной, оспариванием границ России всеми заинтересованными лицами, окончательной смертью "государства всеобщего благосостояния", новыми - и пока очень радикальными для них - представлениями о том, что такое пол, семья, физиология, etc., забвением 9 мая 1945 года как единственной оставшейся из советского 20-го века традиции... 

Это "завтра" грозит им миром, в котором умрут Пугачева и Кобзон, перестанут делать салат "оливье" и показывать фильм "Ирония судьбы". 

И это страшно. 

Словом, пережившие травму смерти СССР позднесоветские люди не хотят в будущее, и очень агрессивно нападают на тех, кто их туда тянет. 

Вот эти нападения и формируют атмосферу безумия. 

В прошлый раз такая коллективная истерика была в нашей истории на границе 1940-х и 1950-х, когда советские люди, с огромным трудом пережившие войну (и все то, что до войны было) травматически восприняли начало Холодной войны и атаковали "Америку", интеллигенцию и евреев - как символические источники нового беспокойства и новой конфронтации "после стольких страданий". 

Тогда это быстро прошло, и сменилось уверенной, сильной, красивой эпохой больших советских шестидесятых. 

К сожалению, на этот раз следующая серия вряд ли будет такой приятной.