Нет бога, кроме демократии, и Америка - пророк ее

Евроамериканская идея веротерпимости почему-то никак не распространяется на религии некогда завоеванных Западом народов, замечает Дмитрий Косырев.

Флаг США на фоне панорамы Сан-Франциско

Еще недавно западная цивилизация по большей части дискутировала по поводу экономического успеха азиатских стран, с их совершенно не западной моделью экономики. Сейчас дискуссия от экономики – где не о чем спорить – перемещается в область ценностей и идеологии: они у азиатов что, получается, тоже не хуже западных? Нет, это еще надо посмотреть, демократичны ли Кришна с Буддой…

 

Никакой веротерпимости

Разве индуизм – это, с точки зрения западной идеологии, плохо? А мы и не знали. Ну, то есть не знали, пока в Индии к власти год назад не пришел премьер-министр Нарендра Моди со своей командой, который считается символом национального возрождения страны, ее возвращения к коренным ценностям.

И вот мы видим то в США, то в Европе брезгливо поджатые губы и попытки объяснить, а чем, собственно, эти коренные индийские ценности плохи. Кроме того, конечно, факта, что Индия – не Запад.

В данном случае, впрочем, мы видим нечто обратное – Индия наносит ответный удар, причем на американской территории. Речь о книге индийского профессора Вамси Джулури, где подробно описываются и разбираются – по пунктам – все нынешние стандартные нападки американской и вообще западной мысли на индуизм как религию, как философию, как идейную основу всей индийской цивилизации.

И не надо говорить, что эту книгу задумал как пропагандистскую акцию премьер-министр Моди: профессор Джулури вообще-то живет и работает в США, ведет исследования в области масс-медиа. Называется его книга “Перевооружение индуизма: природа, история и возвращение индийского интеллекта”. В индийских СМИ, на которые мы в данном случае ссылаемся, книгу очень даже заметили.

Среди интересных идей книги – как западные ненавистники Востока опираются на вроде бы давно зачерствевшие концепции британских колонизаторов и расистов. И поэтому нарываются на проблемы. Действительно, с одной стороны “колониальные классики” пытались доказать, что никакого индуизма не существует, это много разных верований. А с другой, одновременно пытались свалить на него все беды страны, типа кастовой системы или неравенства женщин. Вы уж как-то разберитесь, ребята, как бы говорит им профессор Джулури. Либо предмет разговора у вас есть, либо нет.

Далее, он с интересом исследует то, как долгие склоки и кровавые войны между католицизмом и протестантизмом породили в западной цивилизации идею веротерпимости (а что же еще оставалось?).

Но терпимость эта почему-то никак не распространялась на религии завоеванных Западом народов.

Где логика? А очень просто: завоевания ведь надо чем-то оправдывать. Вплоть до идеи, что индийцы сами завоевали несколько тысяч лет назад территории нынешнего Индостана, примерно как ковбои вытесняли американских индейцев из прерий. Они плохие люди, одним словом.

Да ведь их же – миллиард!

Понятно, что профессор Джулури с удовольствием дает ответы всем и всяческим “академическим критикам” индуизма, напоминая, что речь о самой древней из сохранившихся в неизменности мировых религий. О цивилизации, где люди до сих пор называют своих божеств именами пятитысячелетней давности, при этом признавая, что бог-создатель всего один.

А еще понятно, что речь у нас не совсем об академических дебатах, а о чистой геополитике. Пока Индия была прежней, той, которую в США привычно называли “самой большой демократией мира”, индуизм всем нравился. А сейчас, когда страна изменилась, сразу как-то оживились те, кому происходящее не нравится.

В конце концов, их ведь миллиард человек, этих индуистов. И страна их скоро может стать второй экономикой мира (после китайской). Надо что-то делать. Например, разбираться по части соответствия индуизма демократии. Индийцы напоминают, что их цивилизация была терпимой и демократичной задолго до прихода колонизаторов? А им можно ответить, что нет бога, кроме демократии, а пророк у последней – только США и их союзники. Они и вынесут решение.

Проводим контрольный опыт – смотрим, как относятся в сегодняшних США к поиску новой, традиционной идеологии, идущему в другой великой незападной державе, Китае. Понятно, что следят за этим процессом со смешанными чувствами. Но иногда выдают свои чувства весьма откровенно. Те самые чувства, что и по части индуизма.

Вот материал в американском Foreign Affairs о том, “что значит быть китайцем“. Красной нитью по нему проходит мысль: в прошлом столетии западные идеи были на вооружении у всех китайских мыслителей, даже Мао Цзэдун был не против их заимствовать.

А нынешнее китайское руководство, с его возвратом к традиционным ценностям, показывает “авторитарный путь к богатству и власти”. Притом что жаждущее западных ценностей население этим недовольно. Вывод: мораль и достоинство человека, эти традиционные китайские ценности, могут прийти в страну только через борьбу за демократию. Западную, понятно.

Это, надо признать, не самый умный материал на тему азиатских ценностей, бывают исследования и получше, в США и не только. Но такие “не самые умные” сочинения бывают полезны.

Дмитрий Косырев, 

политический обозреватель МИА "Россия сегодня"