Безнадежная Россия
На модерации
Отложенный
В Германии вышла новая книга политолога и историка Вальтера Лакёра о России, ее конфронтации с Западом и опасных идеологических мечтателях.
Все говорят о Путине - а в новой книге Вальтера Лакёра, известного историка и политолога, идет речь о путинизме. Она так и называется: "Путинизм". Разумеется, роль личности в истории Лакёр не отрицает, но избегает как излишней демонизации, так и излишней "харизматизации" нынешнего российского президента, как это делают некоторые его коллеги. Путин, по мнению автора, - символ и воплощение новой российской политики "твердой руки", общественно-политического порядка, который, возможно, будет определять характер целой эпохи. Лакёр утверждает, что, не будь Путина, в эпоху постсоветского хаоса появилась бы другая аналогичная фигура. Люди нуждались в стабильности и порядке, а Путин гарантировал определенную стабильность и порядок. "До той поры, пока все идет хорошо", - добавляет Вальтер Лакёр.
Об этом "пока" и прогнозах на будущее - чуть позже, а сначала - о том, как 93-летний политолог и историк, отлично знающий Россию и много раз там бывавший, оценивает ее настоящее. Как подчеркивает, в частности, газета Welt, Лакёр совершенно не согласен с характеристикой России как "Верхней Вольты с ракетами". По его убеждению, в стране установился авторитарный режим, который, однако, вынужден учитывать интересы различных влиятельных групп ("новой аристократии"). Автор книги прямо говорит о диктатуре, которую, однако, поддерживает абсолютное большинство населения, о культе вождя, который, однако, не принимает сталинских масштабов. Все эти "однако" придают режиму, диктатуре, культу личности определенные смягчающие черты. Что их ожесточает - это, по мнению автора, мессианские комплексы сегодняшней российской верхушки.
Идеологическая база путинизма, как ее определяет Вальтер Лакёр, - это современная модификация так называемой "русской идеи". Автор подробно останавливается на таких ее аспектах, как превращение Русской православной церкви фактически в государственную церковь, на консервативно-националистической философии Ивана Ильина и воззрениях неоевразийцев во главе с Александром Дугиным, на популярных теориях заговоров... Все это нашло своих поклонников и в российской власти, и в широких кругах населения. Общественное согласие в России, подчеркивает Лакёр, зиждется на антизападных, антилиберальных и великодержавных настроениях, которые давно укоренились в российском историческом сознании.
Поэтому для историка и политолога очевидно: в обозримом будущем демократических изменений в России ждать не приходится. Политический расчет Путина на дестабилизацию Восточной Европы, чтобы таким образом снова вернуть потерянное после краха Советского Союза влияние, с пониманием и даже восторгом поддерживает огромное количество россиян. А то, что такой курс неизбежно ведет к опасной конфронтации с Западом, для многих даже желательно: это только укрепляет менталитет осажденной крепости, веру в то, что Россия находится и всегда находилась в кольце врагов, что "русский путь" - особый путь.
Лакёр показывает - причем весьма впечатляюще - приемы, которые использует власть для подкармливания этих настроений, выдумывая врагов там, где их нет. Речь идет не только о пропагандистских трюках и прямой лжи, но и о более глубоких вещах - например, о философии евразийцев, политические и идеологические ориентиры которых просто-напросто выдуманы: это воображаемый Восток и воображаемая Азия. Реальность - и прошлая, и, тем более, настоящая - выглядит совершенно по-другому. Отталкивая Европу, с которой Россия могла бы и дальше развивать отношения равноправных партнеров, российская верхушка мечтает о братании с Китаем. Но для Китая, не сомневается Лакёр, она будет в лучшем случае младшим братом.
Что же ждет Россию, по мнению автора книги? Каких-либо демократических изменений в обозримом будущем он не ожидает. Разговоры о том, что Путина могут свергнуть его же соратники, которые тесно связаны с Западом экономическими интересами, учат в местных интернатах и университетах своих детей, покупают недвижимость и так далее, Лакёр считает несерьезными. Силовикам пресуща преданность, лояльность, причем, как отмечает политолог, прежде всего не по отношению к Путину, а по отношению к идее, к системе, которую он воплощает. Но поддержка лояльности и силовиков, и прочего народа держится в значительной мере на финансовой подпитке, а ее размеры зависят от цен на нефть и газ. Пока с ними все более или менее в порядке, и холодильник, перефразируя известные слова, не восстает против телевизора. Пока...
Более актуальной проблемой для России представляется политологу дезориентированная молодежь, которая уже сейчас в значительной массе своей симпатизирует националистам и даже откровенным фашистам. С другой стороны, проблемой может стать недовольство регионов - в первую очередь тех, где преобладает мусульманское население. Причем наиболее активная, перспективная, интеллигентная часть российской молодежи все больше стремится на Запад. После оккупации Крыма, войны на востоке Украины и обвала рубля эта тенденция еще более усилилась. Пресловутая утечка мозгов и настроения оставшихся затрудняют модернизацию, в которой так нуждается Россия.
В общем, картина нарисована весьма безрадостная. По мнению Лакёра, единственный луч света в этом темном царстве конфронтации - это, как ни парадоксально, Запад. Историк напоминает, что "остполитик" Вилли Брандта (Willy Brandt), то есть политика сближения с СССР и странами Восточной Европы, началась в 1969 году, то есть всего через год после оккупации Чехословакии, осмелившейся мечтать о свободе, войсками стран Варшавского договора, всего через год после самой крупной военной операции в Европе после 1945-го. Как бы ни оценивать эти весьма смелые исторические параллели, нужно заметить, что они отдают некоторой беспомощностью: автор книги предлагает Западу сделать какие-то шаги, потому что от России он уже не ожидает никаких.
Комментарии
Путин - гений баланса. Виртуозно балансирует между вашими и нашими.
Почему у России нет национальной идеи?
Да, потому и нет, что у разных групп населения - должны быть разные цели и задачи. Сказать народу,что цель режима - обогащение чиновничье - олигархической элиты? Приватизация и распродажа России по кускам?
О человеке судят по делам.
На Западе Путина воспринимают как лидера, который куда-то ведёт Россию? У него есть какие-то военные планы?
Не смешно. Какое дело божеству по имени Путин до народа и страны?
Есть поговорка: "Не ошибается тот, кто ничего не делает".
Так вот, Путин не ошибается. Он всё пустил на самотёк.
Многие это всё понимают.
Но, мы знаем свою страну. Народ сделает примерно такой же выбор, что в девяностых... или какой сделали в Украине. Уже в третий раз.
Ну, что делать... привык наш народ подчиняться начальству. Ельцин сказал, что предлагает на роль президента никому неизвестного Путина? Выбрали. Путин предложил непонятно какого-то Медведева... Выбрали.
Дерьмовый народ выбирает дерьмовых лидеров.
Что ещё сказать?