«Грузинский легион» на Украине теряется в догадках: Киев объявил грузин предателями

На модерации Отложенный

Тбилиси держит свой интерес, хотя Украина жмет

Советник главы офиса Владимира Зеленского Алексей Арестович заявил о пророссийском правительстве Грузии, которое якобы неспособно принимать решения. Кроме того, он пообещал «спасти Грузию, а затем и Армению с Молдавией, проецируя туда силу» — военных, которым «всегда найдется работа на постсоветском пространстве».

На эти заявления сразу же отреагировали в Тбилиси. По словам вице-спикера грузинского парламента Гии Вольского они является провокацией напряженности и противостояния.

«Это заявление провоцирует напряженность и противостояние, которых ни Грузия, ни Украина на самом деле не заслужили. Это враждебное заявление не только по отношению к грузинскому народу и государству Грузия, но и по отношению к Украине. Это заявление человека, который не имеет ничего общего с реальностью и не имеет ничего общего с той заинтересованностью, которая должна быть у Украины в отношениях с Грузией. Это провокационное, нелепое заявление…» — подчеркнул он.

В свою очередь, председатель комитета по защите прав человека парламента Михаил Сарджвеладзе заявил журналистам, что «в Грузии не существует ни одного патриота, который мог бы терпеливо и с пониманием отнестись к такому заявлению Арестовича». А депутат Ираклий Берая назвал советника главы офиса Зеленского «абсолютно неадекватным субъектом, заявления которого лишены здравого смысла и содержания».

Ранее стало известно, что Киев ввел санкции против ряд лиц, в том числе против основателя правящей партии «Грузинская мечта» Бидзины Иванишвили и членов его семьи. Согласно документу, санкции включают в себя блокировку активов на территории Украины, ограничение торговых операций и предотвращение вывода капитала за границу Украины.

И на что они рассчитывают? Что Грузия присоединится к антироссийским санкциям? Кстати, Грузия одна из немногих прозападных стран, которая к ним не присоединилась. Власти этой страны публично открестились от воюющих на стороне Украины наемников…

— Действительно, нынешняя грузинская власть не присоединилась к западным санкциям, что стало неожиданностью для многих, — отмечает политолог, руководитель проекта «Открытая аналитика» Роман Травин.

— Но, разумеется, ни грузинское правительство, ни грузинское общество пророссийскими назвать нельзя никак. Это скорее прагматическая политика, нежелание идти на обострение отношений с Россией себе в ущерб, тем более что у Грузии есть собственный травматичный опыт прямого военного и экономического конфликта с Россией, на который Тбилиси толкнули «западные партнеры». Именно этим опытом и нежеланием наступать еще раз на те же грабли, с наибольшей вероятностью можно объяснить сегодняшнюю сдержанность Грузии.

«СП»: — А как же «Грузинский легион»? В Грузии много наемников, они одними из первых поехали на Украину. Правда, официальные грузинские власти от них открестились… Как понимать такой диссонанс?

—Что касается наемников, давайте вспомним Беларусь. Несмотря на то, что сегодня Минск — один из главных союзников Москвы, несмотря на очень лояльное отношение подавляющего большинства граждан Беларуси к России, белорусских наемников на Украине немало. Так чего же удивляться тому, что наемники находятся и в куда менее симпатизирующей России Грузии, где достаточно лидеров общественного мнения и влиятельных политиков, в том числе депутатов парламента, настроенных крайне враждебно по отношению к России.

«СП»: — По-вашему, население Грузии по большей части поддерживает Украину? При этом особой русофобии там не наблюдается. Насколько сильны пророссийские и антироссийские настроения?

— Несмотря на то, что обида на Россию после 2008 года достаточно сильна, что провоцирует антироссийские настроения, большинство граждан Грузии скорее поддерживают нынешнюю сдержанную политику по отношению к России, по крайней мере, таковы результаты опроса, который проводился несколько месяцев назад.

Россия при этом остается в глазах жителей Грузии угрозой и в целом отношение к России варьируется от настороженного до враждебного. Вряд ли много людей в Грузии желает победы России. Это одно из серьезных отличий Грузии от жителей других стран, не присоединившихся к санкциям. В большинстве таких стран симпатии в целом на скорее на стороне России.

«СП»: — Есть ли у Тбилиси интересы в украинском конфликте?

— Сейчас все большую роль начинают играть раздражающие грузинскую сторону недружественные действия и заявления украинской власти. Украина действует временами откровенно нагло и нахраписто. Киев поддерживает грузинскую оппозицию, в частности, Саакашвили и его сторонников, что опять же не может вызывать у грузинской власти никаких позитивных эмоций, как и желания оказать поддержку Украине.

«СП»: — Может ли Грузия в итоге присоединиться ко всем пакетам антироссийских мер, которые навязывает Запад?

При каких условиях?

— Вполне может.

Во-первых, американцы могут все-таки подобрать рычаги и внутри страны, и за ее пределами, чтобы «выкрутить руки» грузинским элитам до такой степени, что они будут вынуждены присоединиться к санкциям.

Во-вторых, даже если на это не пойдет нынешнее правительство, то легко может пойти оппозиция, если придет к власти, в том числе и через очередную цветную революцию, которую поддержат извне.

В-третьих, если дела для России в украинском конфликте и в противостоянии с Западом в целом будут складываться крайне неудачно, тогда многие могут отказаться от нейтралитета, в том числе, возможно, и Грузия.

— Как ни странно, грузинская экономика выигрывает от конфликта на Украине, но этот выигрыш обусловлен осторожной политикой грузинского руководства, — считает председатель Союза политэмигрантов и политзаключенных Украины Лариса Шеслер.

— Вне зависимости от исхода конфликта, грузинские порты и железная дорога получили второе дыхание, обеспечивая поставки в Россию различного оборудования, через Грузию идут поставки запчастей к автомобилям, продукция параллельного импорта и т. д., в Грузию пошел поток денег от «понаехавших» россиян, оживив арендный и туристический бизнес.

Даже официальный оборот торговли с Россией вырос в полтора раза, Грузия показывает двузначные темпы роста экономики, и грузинский премьер Гарибашвили объясняет этот рост исключительно «правильной позицией относительно российско-украинского конфликта».

«СП»: — В какой степени, по-вашему, правительство Грузии можно назвать «пророссийским»? Санкции не вводит. Даже были случи помощи в обход санкций. Прямо совсем русофобским его точно назвать нельзя…

— Грузия официально подчеркивает, что не нарушает европейские и американские санкции, и даже запретила прием в порту судна с нефтью, оформленного на компанию, попавшую под западные санкции. Но при этом, конечно, не вводит сама никаких санкций, пытаясь выжать из этой ситуации максимум плюсов.

Дело совсем не в «русофильской» позиции грузинской власти. Просто по опыту войны 2008 года, Грузия убедилась, что никто на Западе не собирается брать Грузию на экономический буксир, и в нынешний период было бы самоубийством для бедной страны войти в конфликт с Россией, откуда Грузия получает зерно, бензин, удобрения и прочее.

В самом же грузинском обществе русофобия присутствует, хотя и тщательно маскируется, и отсюда берут корни всевозможные грузинские взводы и грузинские наемники, которые воюют на стороне ВСУ.

«СП»: — Украина заинтересована в том, чтобы Грузия ее больше поддерживала? Какие у нее есть рычаги давления на ее? Санкции против Иванишвили ввели. На что рассчитывают?

— Конечно, Украина недовольна масштабом поддержки Грузии на международном уровне, и украинские политики привычно клеймят правящую партию «Грузинская мечта» пророссийской и пропутинской. Однако, у Киева нет особенных рычагов воздействия на грузинскую власть, поэтому пока он размахивает символической санкционной дубиной.

«СП»: — А у Запада? По-вашему, Запад недостаточно давит? Есть ли угроза привода к власти сторонников Саакашвили или еще какие методы воздействия со стороны США и Европы?

— Сегодня главными спонсорами и инвесторами грузинской экономики, кроме России, являются Китай и Турция, эти же страны являются главными торговыми партнерами. А это означает, что и у Запада нет особенных рычагов для давления на Грузию, тем более что она очень осторожна в своей позиции по СВО.

Абсолютно беспочвенно ожидать прихода к власти русофобского правительства партии Саакашвили, и что самое парадоксальное, именно украинская элита раздавила последние надежды на возрождение влияния Саакашвили в Грузии, сделав его маргинальным политиком на Украине.

Нынешнее пребывание Саакашвили в грузинской тюрьме — во многом следствие грызни в украинских властных кругах, которые предпочли уничтожить политический вес Саакашвили.

«СП»: — По-вашему, возможно ли возрождение украинско-грузинской дружбы против России, ГУАМ и т. д. Или сегодня Тбилиси десять раз подумает, прежде чем иметь дела с нынешней киевской властью?

— Грузия в обозримом будущем не станет партнером и союзником России, однако и открытым врагом, как Украина или страны Прибалтики, Грузия становиться не намерена. Пока она удачно лавирует между опасными скалами и ловушками внешнеполитических угроз, и берет в этом пример с Турции.

Война с Россией на стороне Украины — самое глупое и бессмысленное действие, которое губительно скажется на всей жизни Грузии, и грузинская власть не собирается совершать такое самоубийство.

Дмитрий Родионов