Причины сталинской депортации крымчаков
18 мая 1944 года 190 тыс. крымских татар были выселены из Крыма, из них 180 тысяч были размещены в Узбекской ССР. Причиной депортации стало дезертирство некоторых крымских татар из Красной армии и сотрудничество с немецкими оккупантами. По оценкам историков, в вооруженных силах фашистской Германии и других военных формированиях гитлеровцев служили от 13 до 20 тысяч крымских татар. В 1941 году почти 20 тысяч татар были призваны в ряды Красной армии. Как следует из документов наркомата внутренних дел Советского Союза, практически все они дезертировали. Дезертирство особенно усилилось с подходом немцев к Крыму.
Это хорошо видно по отдельным татарским поселениям.
Так, в деревне Коуш в Красную армию было призвано 130 человек, из них 122 после начала немецкой оккупации вернулись обратно. В деревне Бешуй из 98 призванных вернулись 92 человека. И так практически по всем татарским селениям. Из докладной записки Крымского обкома ВКП(б):
«При оккупации немецкой армией Крыма, в частности Судакского района, по данным партизанской разведки, в татарских деревнях... со стороны большинства населения была организована специальная встреча немцев. Встреча совершалась букетами винограда, угощением фруктами, вином и т.д.».
Это подтверждают и немецкие источники. Вот что вспоминает командующий 11-й полевой германской армии фельдмаршала Эриха фон Манштейна: "Большинство татарского населения было настроено весьма дружественно по отношению к нам... Татары сразу же встали на нашу сторону. Они видели в нас своих освободителей от большевистского ига... Ко мне прибыла татарская депутация, принёсшая фрукты и красивые ткани ручной работы для освободителя татар «Адольфа-эфенди». Был создан «общетатарский комитет», базировавшийся в Симферополе. Во время торжественного собрания этого «правительства» в январе 1942 года в главной мечети города была отслужена молитва «за здоровье и долгие годы фюрера Адольфа Гитлера, за немецкий народ и его доблестную армию». Татарский «проект» от имени нацистов курировал оберфюрер СС Отто Олендорф, глава службы безопасности СД на оккупированном юге СССР (после войны его казнили по приговору Нюрнбергского трибунала за многочисленные военные преступления). По приказу Олендорфа из числа татар были сформированы так называемые отряды «самообороны», а на деле — карательные антипартизанские подразделения. Нередко добровольцами таких отрядов становилось поголовно всё мужское население той или иной татарской деревни.
Татары действительно служили врагу верой и правдой. Вот отрывок из письма комиссара объединённого штаба партизанских отрядов Крыма Николая Лугового:
«В Крыму партизаны столкнулись с небывалыми, неожиданными фактами враждебного отношения к нам татар, являющихся основной массой населения в горной и предгорной части Крыма, то есть как раз в районе базирования партизанских отрядов. Почти поголовно вооружившись, татары до крайности осложнили партизанское движение в Крыму. Вместо опоры для нас, партизан, они стали опорой для немцев и румын в борьбе с партизанами. Опираясь на татар, знающих лес и места базирования наших отрядов, противник в несколько дней разгромил наши продовольственные базы».
Потеря продовольственных баз обернулась большой бедой. В первую военную зиму 1941 — 1942 года от голода погибли сотни бойцов-партизан и членов их семей. Не меньшие потери наши несли и от действий карателей из отрядов «самообороны». " Татарские добровольческие отряды являлись исполнителями массовых расстрелов советских граждан. На обязанностях татарских карательных отрядов лежало выявление советского и партийного актива, пресечение деятельности партизан, охранная служба в тюрьмах и лагерях СД, в лагерях военнопленных... Во многих случаях татарские отряды превосходили в жестокости регулярные немецкие части»,- пишет историк Игорь Пыхалов.
В Судакском районе в 1942 году татары уничтожили разведывательный десант Красной армии. Они захватили двенадцать наших парашютистов и сожгли их живьём.
4 февраля 1943 года татарские добровольцы из селений Бешуй и Коуш взяли в плен четырёх партизан. Все они были зверски убиты: исколоты штыками, а затем ещё живые уложены на костры и сожжены. Особенно обезображенным оказался труп партизана Хасана Киямова, казанского татарина, которого каратели, видимо, приняли за своего земляка.
Не менее зверским было отношение и к мирному населению. На протяжении всей оккупации на территории совхоза Красный, где проживали крымские татары, действовал концентрационный лагерь смерти, в котором было зверски замучено и убито не менее восьми тысяч граждан Крыма, заподозренных в сочувствии к партизанам. Лагерь охранялся татарами из 152-го батальона вспомогательной полиции.
Дело доходило до того, что, спасаясь от татарской расправы, местное русское и украинские население вынуждено было обращаться за защитой... к немецким властям! И нередко германские солдаты и офицеры, потрясённые действиями своих «союзников», оказывали русским такую помощь...
Отдельно нужно сказать о трагедии наших солдат и моряков, попавших в плен после падения Севастополя летом 1942 года. Многие из них пытались прорваться в крымские горы, к партизанам. Однако нередко натыкались на заслоны предателей-татар. Те ловили красноармейцев и сгоняли их в лагеря для военнопленных. Не все пленные до этих лагерей доходили... Вот свидетельство участника обороны Севастополя, бывшего военного фельдшера Михаила Смирнова: "... На этом переходе нас конвоировали крымские татары, одетые полностью в немецкую форму. Своей жестокостью они напоминали крымскую орду далёкого прошлого... В этом переходе мы потеряли больше всего своих товарищей. Татары расстреливали и тех, кто пытался почерпнуть воду из канавы, и тех, кто хотя бы немного отставал или был ранен и не мог идти наравне со всеми, а темп марша был ускоренным".
Сразу после освобождения Крыма, ситуация на полуострове выглядела просто угрожающей. Во-первых, оперативники НКВД и СМЕРШа быстро установили факт массового сотрудничества татар с немецкими оккупантами. Многие каратели не успели уйти с фашистами, укрывшись у многочисленных родственников, которые не собирались выдавать своих родичей-палачей. Кроме того, оказалось, что созданные немцами «мусульманские комитеты» в татарских деревнях никуда не исчезли, а ушли в подполье. К тому же на руках у татарского населения находилось много оружия. Только 7 мая 1944 года в результате специального рейда войск НКВД было изъято 5395 винтовок, 337 пулемётов, 250 автоматов, 31 миномёт, огромное количество гранат и патронов.
В руководстве страны поняли, что в лице крымских татар столкнулись с «пятой колонной», спаянной крепкими родственными связями... и весьма опасной для тыла Красной армии. А война продолжалась... В таких условиях нельзя было терпеть в своём тылу враждебное, хорошо вооружённое подполье. Видимо, поэтому Сталин и принял верное решение депортировать целый народ, чтобы обезопасить тыл Красной армии. Хочу подчеркнуть — не уничтожить, а именно депортировать. http://www.posprikaz.ru/2013/05/za-chto-stalin-vyselil-krymskix-tatar/ Кстати, осле начала войны с Японией аналогичные действия предприняло и руководство демократических Соединённых Штатов Америки. 19 февраля 1942 года президент Рузвельт издал указ о выселении лиц японской национальности из западных районов страны и размещении их в специальных концлагерях. Всего было интернировано 120 тысяч человек, из которых две трети были гражданами США. Но сегодня никто и не думает не обвинять американцев в «геноциде» своих соотечественников японской национальности.
Комментарии
Комментарий удален модератором
Конечно, в 1944 году Сталин не мог не отнестись со вниманием к таким пожеланиям. Об этом свидетельствует быстрая и эффективная депортация из Крыма татар, за сотрудничество с немецкими оккупационными властями в карательных действиях против партизан и русского населения (господи, за какую ниточку иногда оказываются подвешенными судьбы миллионов, ни в чём не повинных людей).
Но скоро всё пошло иначе...
А председатель Комитета по землеустройству евреев в СССР Смидович, от имени правительства Советского Союза, заявил: в обмен на кредиты в СССР будет проводиться колонизация Крыма евреями.
В итоге было принято решение о вложении через "Агро-Джойнт"
15 миллионов долларов на колонизацию Крыма.
По окончании работы Еврейского конгресса и в СССР, и в организации "Агро-Джойнт" развернулась засекреченная подготовка к заключению договора о предоставлении Советскому Союзу займа. В 1924 году в Симферополе и Джанкое обосновался дочерний филиал американской фирмы "Агро-Джойнт". Горячими сторонницами "Крымской Калифорнии" были супруга президента США, а также жены советских руководителей: Ворошилова, Молотова и Андреева.