Шансон как социальная фантастика
На модерации
Отложенный
Чего в упор не понимают всякие ненавистники радио "Шансон" и прочие толкователи феномена его популярности как "Аааа! Вся страна сидела, быдло, гопники и вертухаи!", так это того, что собственно вся эта песенная блатная культура к реально существующей ничего общего не имеет, разве кроме совершенно косвенной атрибутики. Все исполнители, сочинятели и поклонники реальных гопников обычно разве только на картинках в газете видели, и все стеоретипические ряды вообще существуют отдельно, никак не пересекаясь с реальной преступностью, реальностью зон, лагерей и воровских хаз и малин, даже если где-то такие и существуют, ггг.
Если некий водитель маршрутки слушает "Бутырку", то это скорей всего как раз свидетельство того, что он никогда не сидел, не мечтал о воровской карьере и вообще даже махинирую бензином перед хозяином мучительно краснеет и обсирается на каждом шагу пытаясь обсчитать пассажира. А совсем не признак, что он-де взращён какой-то неизвестной науке "воровской культуре".
Вообще весь "блатняк" - совершенно выдуманный конструкт, вроде "казацкой культуры" и прочей "казацкой этничности", например. Настоящие казаки в повседневности не ходили в галифе с лампасами и прочими причиндалами, коими их наградила исключительно далёкая от петербуржская литература. На морду и по лаптям вообще невозможно отличить от любого среднерусского кацапа. Разве что в воинском строю, и то, только если долго приглядываться - по петличкам и цветам полка и никак иначе. Все "казачьи песни" придумали в салонах и на дачах Петербурга. Там же особо заунывно и про Стеньку Разина пели, а в станицах о таком и не слыхали никогда и крайне удивились бы, приехай к ним какой-нить "Кубанский казачий хор" современный с заявой, что вот эти вариации "семь-сорок" с никелированными шашками - это и есть ихняя "казацкая культура", угу.
Собстно, та же история и с "шансоном" в его особо вызывающей лютый батхерт итерации "блатняк". Заметьте - особо известные основоположники жанра вроде того же Высоцкого - рафинированная интеллигенция, имевшая отношение к блатоте разве во влажных мечтах задрота, коего били во дворе местные быдлы когда он шёл со скрипицей. Соответственно, оттуда же - из мечт и кривых представлений и родился весь этот антураж "жиган-лимонов" и прочих "владимирский централ ветер северный".
Никакого отношения к реалиям и вообще быту, понятиям, представлениям, проблемации и проч.
Чисто абстрактный конструкт, альтернативный мир, ровно такой же, как конструируют фантасты. Но ведь их же, рисующих миры сине-зелёных говорящих грибов или разумных межуз с завороченными сюжетами и проблемами никто ж за инопланетян не принимает, да? А почему любого любителя столь же абстрактной социальной фантастики в виде жизни выдуманных зон, воров и лагерей - обязательно пишут в гопники, быдл и прочее, приписывая слушающим или исполняющим шансон преступные наклонности? Интересно, почему никто не приписывает писателю, создавшему фантазией марсиан-убийц многолетний срок за массовые убийства совершённые им во время вторжения на Землю и теперь ностальгирующего по тем временам, э?
Блатняк - чистая социальная фантастика. Выдуманный мир размещённый у нас, где зона - вроде абстрактного "тридевятого царства" из сказок. Придуманному миру приписывают некие идеальные, или наоборот, ужасные свойства. Некий экстремум, щекочущий нервы или будящий сочувствие и сопереживание, при прекрасном понимании нереальности героев, ситуаций, проблем. Точно как прочитавший книжку про мухоморов-убийц из созвездия Гончих Псов совсем не стремится пережить лично на себе геноцид устроенный инопланетными завоевателями, точно так же слушатель шансона совсем не склонен грабить старушек по ночам. Скорее уж наоборот, как намахавшийся мечом из лыжи в Нескучном поклонник Толкина никогда не пойдёт резать ни драконов, ни даже крокодилов, точно так же поклонник блатняка сублимирует какие-то свои проблемы, накопленную агрессию и социальное напряжение в прослушивании песен "Бутырки" и оно скорее является не возбудителем, а снотворным. Прослушал - как проблевался, и больше не беспокоит. Можно вернутся к быту, семье, спиногрызам и кропению над бумажками в своей конторе, далёкой от тюремной романтики столь же, как Тау Кита от нас.
А борцуны и ставители всяких диагнозов по шансону - неизменно веселят своей тупостью. Совершенно не понимая в предмете, а туда же. Смешно.
Комментарии
"лютый батхерт итерации "
Почти как от названия кафе:
"Божемой яне елсу тра
нет никого в
нутри"
Комментарий удален модератором
Отрадно.
-у вас есть шансон?
-из шансона у нас только эдит пиаф и шарль азнавур.а вся блатата в соседнем отделе
"Тут" - это где, в мп?
Я после 90-х терпеть не могу "тюремную романтику с тремя аккордами одесских эмигрантов...."
Где?
-В бане....
:)
Комментарий удален модератором
Хотя многое зависит от семьи.
Вот это лучше
http://www.youtube.com/watch?v=s4q-l4nwPEo
Комментарий удален модератором
но, блин, какие же это мерзкие фантазии...
На всех по разному, знаете ли.
На одних - успокаивающе, на других - разжигающе интерес.
"Прослушал - как проблевался, и больше не беспокоит."- могу привести примеры с обратним результатом. Всякое бывает.
Всю жду когда нам эти песни о главном споют
Современный т.н. шансон - это, прежде всего, бизнес-проект!
Который ничего общего не имеет с т.н. блатной лирикой!
Согласитесь, что те же "Мурка", "Окурочек" или "Ванинский порт" - это классика!
А вот "Поезд на Магадан"...
Ну, ребяты, ну ваще...
Вы хотя бы географию в школе учили?
Впрочем, ничего нового...
«Интеллигенция поет блатные песни» (© Е.Евтушенко). И дружно строчит доносы друг на друга!
http://www.youtube.com/watch?v=3nr3KVN9wQk
Это даже не фонарь, это - Северное сияние!
Нет, положительно, искусство измельчало,
Не смейте спорить, граф, упрямый человек!
По пунктам разберем, и с самого начала;
Начнем с поэзии: она полна калек.
Хотя бы Фофанов: пропойца и бродяга,
А критика дала ему поэта роль...
Поэт! Хорош поэт... ходячая малага!..
И в жилах у него не кровь, а алкоголь.
Как вы сказали, граф? До пьянства нет нам дела?
И что критиковать мы можем только труд?
Так знайте ж, книг его я даже не смотрела:
Неинтересно мне!.. Тем более, что тут
Навряд ли вы нашли занятные сюжеты,
Изысканных людей привычки, нравы, вкус,
Блестящие балы, алмазы, эполеты,
О, я убеждена, что пишет он "en russe"
Естественно, что нам, взращенным на Шекспире,
Аристократам мысли, чувства и идей,
Неинтересен он, бряцающий на лире
Руками пьяными, безвольный раб страстей.
Ах, да не спорьте вы! Поэзией кабацкой
Не увлекусь я, граф, нет, тысячу раз нет!
Талантливым не может быть поэт
С фамилией -- pardon! -- такой... дурацкой.
И как одет! Mon Dieu! Он прямо хулиган!..(с)
Плетется он навстречу -- грязен, пьян;
Кого же воспоет такой мужлан?.. кухарку?!
Смазные сапоги, оборванный тулуп,
Какая-то ужасная папаха...
Сам говорит с собой... Взгляд страшен, нагл и туп.
Поверите? Я чуть не умерла от страха.
Не говорите мне: "Он пьет от неудач!"
Мне, право, дела нет до истинной причины.
И если плачет он, смешон мне этот плач:
Сентиментальничать ли создан мужичина
Без положенья в обществе, без чина?!
(с)