С 200 томов дела Листьева стряхнут пыль

На модерации Отложенный

Материалы приостановленного уголовного дела самого громкого преступления 90-х годов - убийства тележурналиста Владислава Листьева - переданы новому следователю

Изучить свежим взглядом более 200 томов дела и попытаться найти новый подход к расследованию должен Лема Тамаев, возглавляющий сейчас оперативно-следственную группу по аварии на Саяно-Шушенской ГЭС. Следователь может возобновить расследование, однако вряд ли стоит рассчитывать на резкий прорыв в следствии после почти 15 лет? прошедших после преступления.

Владислав Листьев был застрелен в подъезде своего дома на Новокузнецкой улице 1 марта 1995 года. Преступление вызвало огромный резонанс. Изначально уголовное дело было возбуждено прокуратурой Москвы, но почти сразу расследование забрала к себе Генпрокуратура России. Группу, в которую вошли около 25 следователей, возглавил один из самых опытных сотрудников Генпрокуратуры Борис Уваров.

В августе 1995 года его сменил следователь Владимир Старцев, а его спустя еще два года - Петр Трибой. Он весьма активно проводил следственные действия, допросы. Ездил для выемки документов и бесед с фигурантами дела в Израиль, Швейцарию и т.д. Однако, несмотря на хорошие наработки, конечного результата - ареста исполнителей и заказчиков - так и не было.

2 тысячи свидетелей

Периодически руководство Генпрокуратуры объявляло, что следствие близко к тому, чтобы назвать имена убийц Листьева - они скрываются за границей. По запросу России их вылавливали и экстрадировали, однако судили потом за другие преступления - подозрения в причастности к делу Листьева отпадали.

Любопытно, что несколько раз представители криминала делали громкие заявления и брали на себя убийство тележурналиста. В частности, такие показания взяли на себя члены осужденной в Липецке на длительные сроки заключения банды киллеров, которыми руководили братья Челышевы. С 2000 следствием по делу Листьева руководил Александр Горбунов. При этом в прессу все реже стали поступать данные о ходе расследования и его перспективах. Было очевидно, что постепенно следователи зашли в тупик.

С годами все тяжелее было искать свидетелей, многое уже забывалось и т.д. В результате ход следствия был фактически остановлен, хотя периодически и проводились некие «оперативные мероприятия». В общей сложности за 14 лет беспрерывного следствия сначала сотрудники Генпрокуратуры, а затем СКП России допросили в общей сложности более 2 тыс. свидетелей, среди которых были Борис Березовский, Сергей Лисовский, Бадри Патаркацишвили.



Из десятка рассмотренных версий (от семейной до профессиональной) долгое время основной считалась так называемая рекламная. Возглавив в начале 1995 года ОРТ, Листьев принял беспрецедентное решение, отказавшись на четыре месяца от рекламы на телеканале. Такая пауза грозила серьезными финансовыми трудностями фирмам-посредникам, покупавшим рекламное пространство ОРТ до появления Листьева и планировавшим вложить доходы от роликов в другие бизнес-проекты. По предположениям следователей Генпрокуратуры, новая концепция работы компании стала для тележурналиста роковой.

«За неустановлением лица»

В апреле этого года СКП России принял решение приостановить расследование дела со стандартной формулировкой «за неустановлением лица, подлежащего привлечению к уголовной ответственности». По данным GZT.RU, передача дела сейчас другому следователю - скорее технический вопрос. Хотя теоретически по закону Лема Тамаев может возобновить расследование. Правда, у него сейчас в производстве есть и другие дела.

Надо отметить, что Тамаев является выходцем из семьи следователей. Его старший брат Руслан Тамаев считался одним из лучших следователей Генеральной прокуратуры и вел имевшие большой резонанс дела о хищениях компанией Golden Ada и компании Mabetex. Его брат известен меньше, но также уже успел засветиться в расследовании резонансного дела - финансовой пирамиды «Социальная инициатива».

Коллеги верят в справедливость

Елена Карпова, давняя знакомая Владислава Листьева, учившаяся с ним в одной группе в университете и также работающая на телевидении, считает, что имя убийцы тележурналиста известно, но его просто не называют. «Вообще я верю в историческую справедливость. Мне бы очень хотелось, чтобы новый следователь вошел в историю как человек, раскрывший убийство. Мне хочется, чтобы это произошло при моей жизни, и здесь неважно, сколько прошло лет с момента гибели Влада - 15, 20 или 25!» - заявила она корреспонденту GZT.RU.

«Мне представляется малореалистичным, что в деле об убийстве Влада могут быть серьезные подвижки, - в свою очередь отметил телеведущий Дмитрий Захаров, работавший с Владиславом Листьевым в ВИДе. - Я, конечно, не следователь и не специалист в области расследования, но боюсь, что прошло слишком много времени. Но если все же попытаются что-то сделать, чтобы приблизиться к разгадке его смерти, это будет только хорошо!»