9 Мая. Симферополь (ВИДЕО)

Наталья ГАВРИЛЕВА

День Победы в Крыму — всегда особенный, об этом уже сказано немало. Давайте попробуем понять: особенный — чем? Что так много людей на улицах? Но ведь 1 мая выходит не меньше, а может, даже больше. Цветов больше — к Девятому к тюльпанам подоспела и сирень. Возможно. Не трудно найти и еще какие-то различия — но главное, на мой взгляд, то, что этот праздник, особенно с появлением Бессмертного полка стал семейным, личным делом каждого. Как будто мы только ждали стартового выстрела, чтобы достать из пухлых домашних альбомов и снять со стен портреты своих дедов в рамочках.

Они, портреты, там явно заскучали без нас. Праздник потихоньку превращался в нечто формализованное, а потом, особенно в последние украинские годы — в некую форму борьбы за право называться крымчанином. Эта тема еще ждет своего исследователя, а сегодня наша задача куда скромнее — просто рассказать, как отпраздновал Симферополь этот очень большой и светлый праздник.

Его организаторы в этом году поломали привычный сценарий. Венки и цветы руководство республики от лица всех крымчан к Вечному огню у Могилы Неизвестного солдата возложили накануне, 8 мая. Злые языки, конечно, не преминули съязвить: мол, под Европу, отмечающую праздник Победы именно в этот день подстраиваемся? Критикам отвечали: мол, наоборот, 9 Мая освобождается от скорбных минут ради «чистой радости» Победы над страшным и грозным врагом.

Спорный вопрос… Скорбь и радость всегда у нас идут рука об руку — невозможно их разделить. Именно поэтому за столом первый тост идет за Победу, а второй — за тех, кто ее нам принес…

Всё действо было завязано на площади Ленина (самого вождя мирового пролетариата по этому случаю замаскировали легкой конструкцией — что весьма необычно для Симферополя). До начала шествия, назначенного на 10 утра, прозвучали приветственные речи Сергея Аксенова и Владимира Константинова, а в десять часов включилась трансляция из Москвы, с Красной площади. И крымские колонны вышли на площадь лишь после слов Владимира Путина.

К сожалению, звук на празднике — не самое сильное место у организаторов, поэтому не скажу, кто открывал шествие — на ролике всё есть. Скажу лишь, что львиную долю праздничного шествия занял Бессмертный полк: люди шли и шли, неся в руках портреты родных и близких, чья жизнь была отдана для того, чтобы мы могли жить в мирной стране — в своей стране.

И здесь мы опять возвращаемся к теме — что такое Бессмертный полк для нас. Почему сегодня в Симферополе не десятки, как в первый раз, не сотни, как во второй, в 2014 году, — а тысячи и тысячи встали плечом к плечу в эту колонну? Говорят, идею нам подбросили враги, чтобы сместить акцент с радости победы к скорби по погибшим, так сказать, окрасить праздник в траурные кладбищенские тона. Сегодня можно с уверенностью говорить: народ сказал спасибо за хорошую идею, но запросто ее переиначил, подогнал под себя, под свои ощущения и эмоции.

А чувства, с которыми люди несли портреты своих героев, коротко можно определить так: это была гордость. Гордость за то, что и твои предки оказались достойными людьми — не испугались, не спрятались, а вышли и отстояли Родину.

Возможно, это чувство (может, еще только нарождающееся и крепнущее) готовности и самому встать в строй защитников, случись такая необходимость.

Нет, это не были скорбь и жалость — это были радость и чувство сопричастности к подвигу.

Разве такой народ сломать можно?

Сломать — нет, но согнуть, развести, как последнего лоха… Ладно, не будем тут про действительно печальное.

Автор сих строк не была бы журналистом, если бы ограничилась только тем, что изложено выше. А теперь о том, о чем не могу смолчать. Думаю, организаторам помогут мои доброжелательные заметки не повторить на следующий год сегодняшних ошибок.

Первая, самая простая: лужа. Она оказалась в центре многих кадров, потому что она просто была в центре. Да, прошел дождь, оставил след. Её, лужу, легко можно было разогнать веничком, и она быстро бы высохла. Но никто не догадался. Но это пустяк, сделаем вид, что не заметили.

А вот вторая ошибка была сделана либо по глупости, либо сознательно, и тогда это уже не ошибка, а диверсия (да простит меня читатель — время просто такое, все время ждешь какой-нибудь гадости от наших врагов). По проспекту прошла колонна машин с некими инсталляциями (об их художественной ценности лично я промолчу, возможно, мне для понимания не хватает для этого ни вкуса, ни образования), которые символизировали города-герои: Москва, Курск, Севастополь, Керчь… Во-первых, почему-то не все названы, а во-вторых, замыкал их колонну… Берлин. Нет, простите, за Берлином ехала машина с белыми протянутыми друг другу руками и подписью «Крым — Россия».

Это цветочки. А ягодки зарыты вот где: на КАЖДОЙ этой машине под вьющейся георгиевской ленточкой было написано «Вечная память» (см. на ролике 22:00). Итого, читаем: «Москва. Вечная память». «Крым — Россия. Вечная память».

Если ошибусь — поправьте: о «вечной памяти» как раз и говорят на кладбище, опуская гроб с усопшим в могилу.

Очень надеюсь, что этому факту будет дана соответствующая оценка — иначе она сводит на нет буквально гигантскую, по местным меркам, работу, которая потребовалась для устройства этого праздника.

Пока пишутся эти строки, город ждет вечернюю часть программы — готовились-то всерьез! Праздник закончится грандиозным салютом…