Киеву придется отдавать миллиардные долги квартирами Зеленского. Но их не хватит
На модерации
Отложенный
Украина будет не в состоянии отдать кредиты, которые подбираются к сотне миллиардов, но Запад это устраивает
Президент США Джо Байден опасается, что если победу на предстоящих промежуточных выборах в Конгресс одержат республиканцы, они начнут сворачивать программы финансовой помощи Украине. Об этом он заявил журналистам во время визита в Питтсбург. Ранее о том, что республиканцы подумывают прикрутить «долларовый крантик» для Украины говорил лидер партии Кевин Маккарти и ряд его коллег — мол, «когда люди видят 13-процентное повышение цен на продукты, удвоение счетов за энергию, коммунальные услуги», то помощь Украине — «последнее», что их волнует.
Окончательно это решение еще не принято, да и победа республиканцев не гарантирована. Сенат так вообще до конца года собирается рассмотреть принятие нового пакета помощи на 50 млрд. долл. Тем не менее, как сказал Financial Times глава фракции правящей партии «Слуга народа» в Верховной Раде Давид Арахамия, одна только перспектива этого «повергла в шок» депутатов. Что неудивительно, учитывая огромные долги, которые Украина уже накопила за 240 дней спецоперации.
Подсчитать весь объем выплат очень сложно, так как они поступают Киеву по разным каналам. Министр финансов Украины Сергей Марченко во время встречи с американской коллегой Дженнет Йеллен 12 октября заявил, что Киев уже получил 19,4 млрд долларов, а до конца года рассчитывает получить еще 5 млрд евро от ЕС, 4,5 млрд долларов от США и 1,3 млрд долларов от МВФ. Он подчеркнул, что чисто грантовая помощь США, которую не нужно возвращать, составила 8,5 млрд долларов. Брюссель пока перечислил лишь миллиард из 9 миллиардов евро, которые пообещал еще в мае. Общий объем невозвратных грантов, по подсчетам СМИ, — 10,6 млрд. долл.
Но в этих подсчетах не учитывается стоимость вооружений, с которой цифры были бы совсем другими. Напомним, что в мае Джо Байден подписал закон о ленд-лизе, который облегчает передачу оружия Киеву. В тот же день он обратился в Конгресс за одобрением помощи Украине в размере 33 млрд долл., включая 20 млрд долл. на вооружение. Канал NBC утверждает, что размер финансовой поддержки Украины Вашингтоном с февраля составил 65 млрд. долл.
21 октября на саммите ЕС глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен сообщила, что Киеву нужно ежемесячно 3−4 миллиарда евро «для покрытия своих базовых потребностей». ЕС должен выделять Украине до €1,5 млрд в месяц, что в будущем году составит порядка €18 млрд финансовой помощи этой стране. И речь о том, что это невозвратные средства, подчеркнем, не идет. То есть даже без учета грантовых 10 миллиардов долги Украины исчисляются десятками миллиардов долларов. Весь ее годовой бюджет на 2022 составлял чуть меньше 40 миллиардов.
Чем Киев, который давно был бы банкротом без западных грантов, собирается возвращать эти деньги, не ясно.
Среди вариантов — распродажа земли, оставшихся предприятий, газотранспортной системы и даже экзотические версии вроде продажи личного имущества Владимира Зеленского (а это, кстати, не так мало). Только официально Зеленский владеет домом площадью 353,5 квадратных метров в Киевской области, земельным участком 1200 квадратов на Киевщине, тремя квартирами в Киеве — 131,9, 254,5 и 198,6 квадратов, квартирой в Крыму на 129,8 квадрата, домом в Италии площадью 413 м. кв., гостиничными номерами в Грузии, квартирой в Великобритании, четырьмя иностранными компаниями.
Правда, есть и еще один способ, который решил бы все финансовые проблемы Украины - передача ей замороженных золотовалютных резервов России в размере 350 млрд. долл., чего Киев добивается с самого начала спецоперации. До сих пор Запад не горел желанием передавать эти средства Киеву, тем более что процедура довольно непростая. Но на уже упомянутом саммите лидеры стран ЕС поручили «проработать» использование этих денег на восстановление Украины.
Кандидат экономический наук Лазарь Бадалов сомневается в том, что Запад будет создавать такой прецедент и передавать российские золотовалютные резервы Украине.
— Нужно понимать, что такое золотовалютные резервы России. Это деньги, вложенные в финансовые инструменты разных эмитентов. По сути, это наши кредиты кому-то. Предположим, вы мне одолжили деньги, потом мы поссорились, а третья сторона обращается в суд и просит, чтобы те деньги, которые вы мне одолжили, я вам больше не возвращал, а передал ей.
Возникает вопрос, зачем мне это нужно?
Финансовая репутация эмитентов, которые должны нам эти деньги вернуть, для них важна. Часть наших резервов размещена в государственных облигациях, часть — в виде ликвидных средств на счетах. С каждым конкретным эмитентом должна быть проведена работа, он должен согласиться на эту операцию. Не исключаю, что с отдельными игроками удастся договориться, но вряд ли по всей сумме резервов, которые находятся в разных юрисдикциях и в разных формах. На практике эту идею будет реализовать крайне сложно.
Без использования российских средств рассчитаться с долгами у Киева нет шансов, но и на списание Запад вряд ли пойдет, говорит кандидат экономических наук, финансовый аналитик Михаил Беляев.
— Судьба украинского долга зависит от того, как и когда закончатся боевые действия на территории Украины, что и где останется и в каком статусе это будет закреплено. Мы можем только прикинуть сценарии, если исходить из того, что сейчас ситуация заморозится.
Выплатить свой долг и даже просто обслуживать его Украина не в состоянии. Ее экономика находится в таком положении, что она не может ни гасить долг, ни выплачивать проценты. Тем более, что она ведет боевые действия и сидит на дополнительных кредитах, бесконечных траншах, которые ей предоставляет Запад.
Как Запад обычно поступает в таких случаях? Прощать и списывать долги он не очень любит. Но для такого рода ситуаций есть особое понятие — реструктуризация долга. Она заключается в том, что срок действия долговых бумаг продлевается, окончательный срок выплат переносится в будущее, соответственно, ставка по регулярным выплатам снижается. При этом общая сумма этого процента не меняется, она просто растягивается во времени.
Если страна попадает в состояние дефолта и не может выплатить задолженность, так как у нее не хватает для этого ресурсов, ей обычно предоставляется по линии международных организаций или страны-кредитора дополнительный технический кредит. И страна-должник уже из этих денег начинает изображать, что обслуживает свои обязательства. То есть фактически ее задолженность выросла, но чисто технически она долг выплачивает и в состояние дефолта не попадает.
Не исключено, что, учитывая экстраординарную ситуацию, что-то Киеву и будет списано, но, повторю, Запад всегда очень и очень неохотно идет на обнуление долгов.
«СП»: — Может ли Запад получить долг «натурой», то есть украинскими активами?
— Да, в прошлом Украина предпринимала такой шаг — для оплаты долга и получения дополнительных средств начинала торговать своим государственным имуществом в виде производственных мощностей. Но сейчас я не знаю, кто может заинтересоваться этими мощностями.
Еще один вариант — продажа земли, на нее были охотники, Украина могла бы ее распродать и из этих денег выплатить хотя бы часть долга. Но сейчас вряд ли этот инструмент можно пустить в ход, потому что и потенциальных покупателей будет не так много, и цена будет мизерной. Хотя и разумных действий от Киева ждать трудно.
Кроме того, обычно в таких ситуациях государства выпускают долговые бумаги, но тут, опять же, не знаю, кто может купить эти бумаги у Украины и под какие проценты.
Других вариантов погашения долга у Украины нет. То, что она находится в дефолтном состоянии — это факт, потому что она не может обслуживать свои долги. Просто из-за особенностей бухгалтерии, когда ей постоянно предоставляются дополнительные средства, из которых она эти долги оплачивает, дефолт формально не объявляется.
«СП»: — То есть США и ЕС так и будут продолжать кредитовать Украину, не надеясь на возврат средств?
— Нужно учесть, что американцы сейчас предоставляют Украине миллиарды долларов, но это не столько свободные средства, сколько кредиты на закупку вооружения, которые они же производят. То есть через этот долг они финансируют собственное производство и стимулируют военную отрасль и всю свою экономику в целом. Это важная особенность этого долга, который наращивается и который Украина погасить не в состоянии.
Еще в июле украинские власти говорили, что месяц боевых действий обходятся им в 3−4 миллиарда долларов. Таких денег у них нет. Фактически это уже не государство, а территория на карте, которой Запад дает деньги на продолжение боевых действий.
Анна Седова
Комментарии