Осетрину второй свежести завезли... (как работала советская торговля)

Начну, пожалуй, небольшой цикл о советской торговле. Наверное вы, други мои, и так всё знаете, а может что-то новое узнаете. Ну а в общем из-за того, что надоело читать о том, что в СССР был рай во всем. 

Советская торговля – это монстр, который пожирал себя и всю советскую политическую систему заодно. Это целое явление, которое родилось из дефицита товаров, невозможности организовать кооперацию (артель, например), жадничества чиновников и отдельных личностей, людей жирующих на проблемах экономики. То нонешнее отношение к бизнесу у властьимущих, как к дойной корове, у которой всегда можно взять - деньгами ли, товаром ли, - зародилось именно в советской торговле. Купленные ОБХСС, пожарные, санэпидем – это все началось не в 90е, а тогда, в далёкие 70е. Ну и к 80м годам советская торговля стала настолько специфична, что иначе существовать уже не могла.

Сегодня немного опишу, лишь как пример, двух известных людей, их краткую историю, но лишь как пример. Вы наверняка их все знаете – это Юрий Соколов, директор «Гастронома №1» и Мхитар Амбарцумян, директор Дзержинской плодоовощной базы г. Москвы, сейчас на ее месте находится «Золотой Вавилон». Обоих арестовали примерно в одной время и обоих расстреляли. Дела резонансные, но лишь немного опишу условия, в которых им приходилось работать.

Итак, что из себя представляет средний гастрономчик в начале 70х? Сейчас такие магазины называют «магазин шаговой доступности». Там можно купить хлеб, молоко, колбасу, конфеты, бутылку вина, овощи и фрукты. Сейчас они почти все на системе самообслуживания, а тогда преобладали прилавочные типы. Систему обвеса при самообслуживании я опишу тоже, но потом. 

Что происходит в магазине? К нему регулярно подъезжают машины с товаром, грузчики выгружают ящики, мешки, товар принимается или разворачивается обратно. Например, привезли мятые яблоки совсем уж нетоварного вида – некондиция. Товар поступает на склад и от туда уже распределяется по прилавкам и отделам, через «приход/расход» накладные и прочие бумажки. Вроде бы все четко: пришла тонна апельсинов, оприходовали на склад и 100кг сразу отпустили в отдел, где кассир принял их, еще 300кг, допустим, отпустили со склада в отдел фасовки, если такой имеется, где апельсины расфасуют по сеткам и потом такое же количество 300кг должно уйти так же в отдел. Имеется, конечно, норма естественной убыли. Она оформляется товароведом еще на плодоовощной базе, исходя из качества продукции. Это может быть 2% или 5%. Если директор видит, что плохого товара гораздо больше даже при приеме – он может завернуть поставку или позвонить куда следывает. В общем четко отрегулированный механизм.. откуда тут взяться «левому» товару и «левым» деньгам?

Вот основные нехитрые механизмы появления оных. Товар поступает в ящиках и имеет вес в таре и без. Все это обвешивается на плодоовощной базе. Если, грубо говоря, ящик весит 2кг, но в накладной написать вес ящика 3кг, то получаем в итоге 1кг «левого» товара, апельсинов например. При приеме в магазине директор в курсе этого. И с каждым ящиком он фиксирует себе в уме или в блокнотике +1кг левых апельсинов, которые нигде, ни по каким бумагам не проходят. 10 ящиков, 20 ящиков, 30 ящиков – 30кг апельсинов. 

Еще распространенный метод – это увеличение нормы убыли вполне себе хорошего по качеству товара. Усушка, утряска – все слышали. Есть, например, хорошие бананы. Отличные, не сгнившие на базе, не перемороженные. Но товаровед при отпуске с базы пишет не 3%, а 20%. Директор магазина, куда идет товар, разумеется так же в курсе этого. Он смело может списать до 20% - сгнило! Плохие бананы завезли! 

Пересортица – это вообще любимое занятие, даже сейчас. Продать неплохой, вроде бы, кусок говядины как телячью вырезку, а? – да кто откажется? Большие и маленькие лимоны, разные сорта яблок в одной сетке. На эту тему можно целый труд, наверное, написать. 

Как реализовывать «левый» товар?

– практически каждый крупный или средний гастроном имел несколько овощных палаток. Их мало кто проверяет, там грязно, но они ближе к людям. Эти 20% бананов, что были списаны, уйдут влет в палатке за несколько часов. Палаточник в доле, иначе и быть не может. Разумеется, что «списание» происходит уже после реализации. Так что никакая проверка не подкопается. А хорошее мясо разумеется шло с черного хода, «своим людям».

Вот жулики! Да? А теперь рассмотрим еще один момент советской торговли. Если до этого я немного расписал как заполучить левый доход и товар, то теперь куда этот доход тратился ежедневно. Да, директора, товароведы – они обогащались и нехило. Но ежедневно директору гастронома приходилось тратить деньги! Не на взятки, которые присутствовали, а ежедневные расходы, которые он никак не мог «повесить» на магазин.

С чего начинается прием товара в магазине? Подъезжает машина, выходит приемщик, грузчики, директор. Грузчики разгружают. Так сложилось, что грузчикам ежедневно помимо положенной заработной платы, платили от 50 коп. до 2 рублей. В обед или в конце смены. Обычно это был рубль на каждого грузчика. Не каждый директор, конечно, платил деньгами, бывало и товаром. Водка, яблоки, колбаса, которые списывались нехитрыми методами. Попробуй не заплатить? – можно и не платить. Тогда грузчик, который первый видит товар глазами, может не заметить, что вместо свежих помидор пришли мятые непоймичто. Директор просто не может всюду уследить. 

Рубль нужно дать шоферу, что привез оперативно скоропорт или овощи. Так же бывало, что шофер берет товаром. Да и вообще заплатить за то, что привез. Не будешь платить, тогда хлеб будут привозить не утром, а к закрытию магазина, в последнюю очередь. Это сейчас после такой выходки можно смело менять поставщика. А тогда – нет. 

Еще платили за вывоз тары. Тоже деньгами. Конечно, по-нормальному если, то раз в день или несколько раз в неделю приезжает по заявке машина и вывозит ящики, поддоны и прочее. Но не будешь платить – никто вообще не приедет. Зачем шоферу делать такой рейс, если другие платят? Так же рубль.

Что набегает в день? 4 грузчика, с десяток машин. 15 рублей в день директор где-то должен взять и отдать. 

Поэтому в своих показаниях Соколов писал: «теперешние порядки в системе торговли делают неизбежными реализацию неучтенных продтоваров, обвес и обсчет покупателей, усушку, утруску и пересортицу, списание по графе естественных убылей и "левую продажу", а также взятки»

Мхитар Амбарцумян был еще более одиозной личностью. Он руководил плодоовощной базой, одной из крупных в Москве. Что такое овощная база? – это место, куда свозят овощи и фрукты со всего Союза. Их нужно хранить, чего мы так и не научились в массовости делать. Овощи нужно перебирать, создавать условия, мыть их. В общем следить. Иначе просто нечего будет развозить по магазинам. Амбарцумян смог создать условия при которых вверенная ему продукция не гнила. Понятное дело, что действовал он не в интересах граждан, желая накормить советских людей, но как современный бизнесмен. Он понимал, что это его конек! Таким образом он получал взятки от директоров магазинов за то, что завозит им не гнилье, а свежие арбузы, свежие помидоры и т.д. и т.п. А не будет директор платить – не будет свежих овощей. 

Зачем он собирал деньги? – Да он распределял их между своими поставщиками, дабы те завозили хорошие овощи ему. Разумеется, на базе действовали примерно такие же, как и в магазинах, системы обвеса и списания и пересортицы.

Вся система прогнила настолько, что без взяток и списаний работать уже не могла. Соколова расстреляли. Амбарцумяна расстреляли. Хотя они оба выложили следователям КГБ всю подноготную, всю схему, всех фигурантов. Расстрелы эти ничего не дали. Оба, и Соколов и Амбарцумян – ветераны ВОВ, Амбарцумян вообще участвовал в штурме Рейхстага и Параде 1945г.