Историческая реконструкция

И так, мы получили заказ - разработать стратегический,

прогнозный военно-политический, социально-экономический

бизнес-план развития России на период 2015-2020 годы.

Мы подумали, с чего начать? Ведь нужно определить

начальный период, чтобы получить базу, предмет

анализа, ту самую "печку", от которой мы будем

отталкиваться. Кто-то предложил, взять а базу

последние 25 лет. Кто-то усомнился и высказал мнение,

что рассматривать процессы нужно,  минимум, за

последние  50 лет. Я подумал, а что нам мешает взять

за базу анализа период с 1900 года? Но рассматривать

не только "факт", но и "план", т.е. тот план,

который мы могли "заложить" в 1910 году, если бы в то

время разрабатывали аналогичный бизнес-план.


Летописцы утверждают, что история не терпит сослагательного наклонения. По моему мнению, данное определение  содержит логическую ошибку. История – это наука, а наука не может что-либо терпеть или не терпеть. Этим качеством обладают люди, именно те историки, которые считают свою позицию единственно правильной, что является очевидным преувеличением.

Историки убеждают нас, что история не терпит предположений, которые заключаются в использовании сослагательного наклонения: - что было бы, если бы он (они) поступил (поступили) так… или… если бы произошло следующее… Другими словами, история, по их мнению, – свершившийся факт, поэтому анализировать ее нужно исходя из свершившегося.

На первый взгляд, с этим можно согласиться, но только, если рассматривать историю, как бухгалтерскую проводку. Однако, даже аналитик, знает, сколь лукава может быть бухгалтерская проводка, ведь создается она, зачастую, не для отражения истины, а с целью сокрытия реального положения дел. Если аналитик будет применять только «историческую» методологию, он окажется беспомощным. Ведь профессиональные бухгалтерские лукавства имеют давнюю историю, и даже, собственную методологию. Значит, задача аналитика выявить сокрытые методы фальсификации бухгалтерского учета, если, конечно, аналитик не озабочен проблемой, подтверждения фальсифицированного бухгалтерского учета.

Представьте - вы анализируете годовой баланс. Естественно, вы будете изучать показатели, включенные в баланс, т.е. анализировать свершившийся факт. Кое-что вы почерпнете из этих показателей, но, если с помощью службы безопасности вы не добудете дополнительную, зачастую «неформальную» информацию, вы вряд ли поймете, реальный вам вручили баланс или «липовый». Главное, вы ничего не узнаете относительно конкретного бизнеса. Не по этой ли причине банковские специалисты, рассматривающие вопрос выдачи кредита, руководствуются не одним балансом? При этом нельзя забывать, что бухгалтерский учет – важная часть экономической истории.

Обратите внимание, в своих подходах к законотворчеству законодатель исходит из презумпции невиновности, но при этом включает в закон запретительные положения и ответственность за их нарушения. Таким образом, законодатель не только предполагает возможность правонарушения, а прямо учитывает реальную склонность людей действовать вопреки требованиям закона. Любой закон – это способ принуждения людей к определенному поведению. При этом, закон не регулирует событие, свершившееся в момент принятия закона, а только то событие, которое  может произойти в будущем, если иное не указано в законе. Следовательно, законодательство действует в условиях   сослагательного наклонения. Не знаю, будет ли кто-то утверждать, что законодательство не является частью истории права, соответственно,  и общей истории.

Только эти примеры позволяют усомниться в непогрешимости взгляда историков, утверждающих, что анализ истории только на основе свершившегося исторического события, способен в полной мере отразить действительность. Ведь мысль человека, его намерения, желания, стремления, страсти, противоречия, не совершенные действия –  суть явления материального мира, «они» тоже факты. Другое дело, что факты эти не всегда зафиксированы документально. Но, даже, когда намерение подтверждено письменно, но не свершилось, историки отвергают возможность анализа исторического события, исходя из не свершившегося намерения (решения). Отрицая возможность  предвидеть (прогнозировать) исторические события на основе анализа не свершившихся намерений (решений), историки отрицают, по большому счету, саму дееспособность гражданина, которая предполагает понимание гражданином значения своих действий, умение управлять ими, и, что главное в нашем контексте, предвидеть их последствия(выделено авт.)(Гражданское право.: В 2 Т. Том 1: Учебник / Под ред. Е.А. Суханова. - М.: Волтерс Клувер, 2007. С. 29.). Таким образом, умение предвидеть последствия своих действий, является одним из ключевых аспектов дееспособности гражданина. Но ведь законотворчество – это тоже часть истории человечества.

На днях я вышел из метро и направился  к дому. Это свершившийся факт, а потому, в некоторой степени, исторический. По пути я попал под ураганный ливень и сильно промок. Это тоже факт, вещественные доказательства которого крутятся в стиральной машине.

Но, выйдя из метро, я точно знал, что не успею дойти до дома - черные тучи и глухое громыхание не оставляло никаких сомнений. Я также знал, что можно зайти в аптеку и переждать, ведь такие ливни, скоротечны. Значит, я вспоминаю не только фактический состав действий - как шел и промок, но и другое: как был осуществлен визуальный анализ метеорологической ситуации при выходе из метро, как был осуществлен прогноз возможного метеорологического события, как были выявлены возможные вариации моих действий,  как был осуществлен прогноз возможных последствий, в зависимости от выбранной модели моего поведения и т.д.

Я не зашел в аптеку потому, что мне не хотелось там торчать, и это тоже исторический факт, который имеет значение с точки зрения настигших меня последствий.

В гражданском праве закреплена ответственность не только за действия, но, в предусмотренных законом случаях, и за бездействие. Закон рассматривает бездействие, как действие, которое субъект мог и должен был совершить, но уклонился от его совершения. Другими словами, право учитывает весь спектр гражданских отношений, включая фактическое действие, а также бездействие, как действие не совершенное. Таким образом, в праве используется сослагательное наклонение: - что было бы, если бы субъект  поступил.., и к каким последствиям привело то, что субъект не поступил так, как предусмотрено законом. Как видите, право анализирует не только свершившийся факт - событие, но и причину его возникновения, как не совершение необходимого действия. Вы можете убедиться, что и правовая наука также является составной частью общей истории.

Историки, утверждающие, что история не терпит сослагательного наклонения, ошибаются еще и по причине, что забывают практику журналистской и аналитической деятельности. Посмотрите деловые журналы «Власть», «Профиль», «Компания», «Деньги» и другие. Что вы видите? Практически каждая статья содержит описание и анализ экономики, политики, культуры, спорта. При этом автор анализирует период предыдущий времени написания статьи. Данный анализ направлен на выявление проблем, а также на подтверждение правильности или неправильности ранее принятых решений.  Другими словами, журналист не только исследует исторический факт (событие действительности), применяя т.н. сослагательное наклонение: - что было бы, если бы поступили не так, а по другому, если бы произошло то-то и то-то, или бы не произошло того-то и того-то,  результаты были такими или такими... Одновременно, журналистская статья содержит мнение экспертов об исправлении выявленных проблем (ошибок), включая предложения по корректировке принятых ранее решений (планов), внедрению инновационных (революционных) решений. Но это же предположение, предсказание ожидаемых результатов не только экономических, или политических, но также и исторических. Таким образом, в журналистской статье мы видим одновременно и исследование истории проблемы, и ее анализ, и выводы, и предложения, и предсказания их последствий. Например, аналитические и критические статьи о предложенном в свое время плане Явлинского «Пятьсот дней». Разве политическая, экономическая и иная аналитика не является частью исторической науки?

Учитывая, что настоящее время для человека чрезвычайно быстротечно, мы можем с некоторым допущением утверждать, что человек живет исключительно прошлым и будущим, т.е. своей историей и предположениями. Функция настоящего времени для человека – экспресс анализ прошлого и принятие, на его основе, решения о действиях, которые человек совершит или не совершит в будущем. Простой вопрос, задаваемый жене утром: - «кофе будешь», подтверждает смысл  сказанного.

Разработка классического бизнес-плана. Откройте любой учебник по бизнес-планированию, и вы убедитесь, что смысл бизнес-планирования заключается в анализе внутренних и внешних факторов бизнеса, выявление недостатков,  и определение стратегии/тактики ведения бизнеса в будущем с целью достижения более высоких результатов. Таким образом, в бизнес-планировании присутствует не только историзм, т.е. описание/изучение/анализ событий/решений/явлений прошедшего периода, принятых и не принятых решений, и соответствующих последствий, которые произошли, или могли не произойти, либо произойти по-другому. Ни один бизнес-план не исходит только из одного предлагаемого решения будущих действий. Этих решений, как правило, множество, и называются они «древо решений», которые применяются в зависимости от различных обстоятельств, которые могут сложится в процессе реализации бизнес-плана. Что это как не «сослагательное наклонение» в бизнес-планировании? Но бизнес-планирование – это составная часть экономической истории.

Предварительный вывод.С учетом сказанного, представляется, что история – это не только свершившийся факт, но и факт не свершившийся, при условии, что последний объективно установлен. Другими словами, не случившееся событие является таким же историческим фактом, как и событие произошедшее. Например, объективный исторический факт отречения Императора Николая II от престола, известны последствия. Однако, известно также, что Император Николай II принял решение об отречении в тяжелых сомнениях. Непонятно, почему мы не можем анализировать предполагаемые последствия, в случае, если бы Император Николай IIне принял решения об отречении? Мне кажется, анализировать историю нужно, исходя,  как из свершившегося факта, так и  факта не свершившегося, чтобы можно сделать выводы о причинах исторических событий реальных, а также возможных, но не произошедших. Выявление причинно-следственных связей исторических событий является, по моему мнению, методом установления причин совершения исторического события не только в зависимости от разнообразных действий субъектов, но и их бездействий.

Теперь я хочу вас спросить - занимаетесь ли вы стратегическим  планированием и моделированием? Стратегическое планирование представляет собой особый вид плановой работы, состоящей в разработке стратегических решений в форме прогнозов, проектов программ и планов, предусматривающих формирование целей и стратегий поведения объектов управления.

Стратегическим моделированием является моделирование социального, политического и экономического пространства в контексте классических экономических и иных теорий, военного искусства и политической философии, с разделением моделируемого пространства, как правило,  на две взаимозависимые области анализа  - поле политико-экономической конкуренции и сферу эффективного управления в историческом  и/или предполагаемым аспектах. Стратегическое моделирование рассматривается также, как инструмент гармонизирующий исторические (если мы примем данный подход), современные и будущие политические процессы путем упорядочения механизмов распределения политической и экономической власти, стабилизации социально-политических и экономических субъектно-объектных отношений, а также как метод повышения эффективности структурно-функциональных и социально-экономических связей внутри моделируемого политического пространства.

Обратите внимание, стратегическое планирование и стратегическое моделирование строится на основе базовых показателей, значит, в том числе и исторических, с применением различных методов  прогнозирования, т.е. определения выявленных, а также предполагаемых целей и стратегий поведения субъекта управления, взаимоувязанных с реальными и/или предполагаемыми результатами.

Генеральный штаб Российской империи мог и должен был не позднее 1910 года разрабатывать и стратегический план Российской империи, и стратегическую модель мировой войны, если учесть, что экономические и политические противоречия между Россией и Европейскими странами, особенно Германией, в этот период уже были обострены. Если Генеральный штаб Российской империи не осуществил эту работу, почему бы нам не взяться за разработку прогнозного стратегического плана России и стратегической модели Российской империи на период 1910-2010 годы?

Целью данной работы могла бы стать разработка и построение прогноза социально-экономического положения России:

  • воплощенной в социально-политической и экономической модели Европы без Первой мировой войны

  • воплощенной в социально-политической и экономической модели России, без Первой мировой войны

  • воплощенной в социально-политической и экономической модели России без отречения Николая Второго от престола

  • воплощенной в социально-политической и экономической модели России без большевистского переворота в 1917 году