Россия: массовый психоз как ментальный норма

В последнее время разрушается привитое еще в детстве представление, что плохих народов не бывает.

Россия воюет с Украиной; российские патриоты выступают под фашистской свастикой с портретами коммуниста Сталина и православными хоругвями; 45 процентов россиян оправдывают репрессии по доносам, 80 процентов одобряют действия Путина в Крыму и на Донбассе ...

Скажи мне в детстве, что такое может быть, не то что не поверил бы, просто - как другая волна - прошла бы мимо, за порогом восприятия.

Иногда народы заболевают. Как немцы за Гитлером повелись, были на массовом психозе, но это болезнь, которая как бы страшна ни была, она лечится и проходит. И прошла. Ведь вообще все люди - братья.

Сегодня от этой «сказочки про белого бычка» остались «рожки да ножки». Немцы оказались наиболее адекватным и состоятельным, а к тому же гостеприимном и отзывчивым народом. Приняли у себя 4 миллиона советских эмигрантов, преимущественно россиян, называющих свою диаспору "Русской Германией».

Может быть и россияне в большинстве заболели сегодня своим массовым психозом - как в свое время немцы? Болезнь исцелится и будут снова нормальным народом. Но будут ли? И когда-нибудь были?

Массовым психозом россияне болели и при Брежневе, только болезнь приобретала закрытую, латентных форму. «Товарищ майор» сидел в каждой розетке. При Сталине болели открыто. Официальная цифра расстрелянных и вывезенных в ГУЛАГ шпионов и антисоветчиков только в БССР - 600 тысяч человек. Революции начала века были обостренной формой психоза. Красный террор, массовые побеги за границу, разруха и голод. Далее - 19-е столетие с завоевательными войнами, с Бесами Достоевского, заговорщиками, бомбистами, тотальными репрессиями и сибирскими лагерями и так далее, далее, далее ... Петр Первый и «Утро стрелецкой казни», Иван Грозный - Грозный и опричнина ... В России редко когда бывало спокойно, и никогда не бывало надолго. Сейчас же возвращалась «норма».

Наши времена дали массовую российскую эмиграцию на Запад. Ее называют «четвертой волной». И здесь для меня, может быть, самый острый разрыв шаблона. В личных беседах, в сети, в СМИ все чаще встречаю людей, обжились в той самой «Русской Германии» и на чем свет клянут Германию, Запад, немцев. Придумывают небылицы о том, как там искажается мораль, про «тупик либерализма», что «ничтожный человек поставлен под большой догмой» ... Как это понимать? Ну приехал, так живи спокойно, не гадь. Или езжай обратно, где все морально и «проклятых немцев» нет.

Честно говоря, думал я, что это частные случаи - мало какой человек попался. Но оно накатывает и накатывает, изо дня в день.

Я уже писал, что белорусы, «благодаря» российскому ТВ, отождествляя свои собственные права человека с однополыми браками - «величайшей проблемой на Западе». Правильно, она там наиболее заметна, так как все остальные, базовые права человека поддерживаются и все к этому привыкли, как к воздуху. Никто не борется за право на жизнь, неприкосновенность, работу, презумпцию невиновности, свободу мысли, перемещение, вероисповедание или родной язык. Запад все эти права обеспечил. Россия - нет. И теперь коварная российская пропаганда разрывается - хотите, чтобы было как «там», однополые браки? Да нет, хотим хотя бы достоверную информацию получать, вместо дуболомной пропаганды ...

В последнее время стало мне допускаться мысль, что больная массовым психозом Россия уже не поправиться никогда. И причина тут, нет не сегодняшняя, а глубокая, вечная. В отличие от нас или украинцев, Россия не прошла вместе со всей Европой, не пережил Эпоху Возрождения, когда в ментальность народов были заложены лекарство от массового психоза, а сам психоз - диагностирован как болезнь. Те же немцы могли заболеть, но имели шанс вылечиться, чем и воспользовались. Россия такого шанса не имеет.

Как раз Ренессанс возвысил человека с его правами, человек стал выше догмы, человек малый по своим делам стал вровень с властьимеющими. Человек стал важен сам собой.

Россия от Эпохи Возрождения отгородилось каменной стеной собственной деспотией. Человек в России остался бесправная массой в мирное время и пушечным мясом во время войны. Потери «живой силы» никогда не были в России критерием победы или поражения. Массовый психоз для России остался нормой существования. Что и засвидетельствовала статистика поддержки репрессий Сталина и украинской авантюры Путина.

Похоже, что Россия отстала от Европы на все эти 500 лет, так как в Кремле продолжают мыслить категориями Ивана Грозного и Петра Первого. И чтобы присоединиться к цивилизованному миру России потребуется уже не Эпоха Возрождения, а какое-то свое собственное перерождение, когда русские на ментальном уровне осознают, что здоровье - это не болезнь, а мир - не война, информация - не пропаганда, и что доносы писать - не комильфо.

Пока же ничто не свидетельствует, что такая эпоха началась и почти ничто не намекает, что она когда-нибудь начнется.

Сяргей Дубавец Сяргей Дубавец. Пісьменнік, журналіст, выдавец. Нарадзіўся ў 1959 годзе ў Мазыры. Пісаў усё жыццё, шмат і ва ўсіх жанрах, пераважна — у палемічным. Выдаў некалькі кніг эсэістыкі і прозы. Асноўная тэма творчасці — шуканне ўласнае тоеснасці беларуса ў сваёй краіне і ў свеце, у гісторыі і ў космасе. Быў рэдактарам газет «Свабода» (1990) і «Наша Ніва» (1991). З 1997 мае на Радыё Свабода аўтарскую перадачу «Вострая Брама».