"Старые слова": "купить на грош пятаков у коня и его невесты..."

На модерации Отложенный

"Старые слова": "купить на грош пятаков у коня и его невесты..."
http://www.vm.ru/news/2015/04/08/kupit-na-grosh-pyatakov-u-konya-i-ego-nevesti-283235.html


У московских любителей старины была своя Мекка — Сухаревский рынок. Золотой век для этой барахолки наступил после отмены в 1861 году крепостного права, когда обедневшие дворяне начали за бесценок спускать предметы роскоши.

«Бывали случаи, когда сухаревские букинисты покупали за две, три сотни целые дворянские библиотеки и на другой же день продавали их за 8–10 тысяч рублей», — вспоминал московский купец Иван Слонов.

На Сухаревке пополняли свои коллекции знаменитые собиратели. Скажем, купец Алексей Бахрушин (1865– 1929), чье имя носит созданный им Государственный центральный театральный музей.



Клиентом он был сложным: торговался до хрипоты и всячески издевался над продавцами. Другие богачи являлись туда с более прозаичными целями. Владимир Гиляровский пишет, что владелец колокольного завода скупал «серебряный звон» — обломки серебряных и бронзовых изделий, которые отправлял на переплавку.

Владимир Гиляровский


Неистребимым было желание «купить на грош пятаков», надежда приобрести за бесценок, например, картину Рубенса. Было бы странным, если бы этим не пользовались жулики. Из историй про сухаревские фальшивки можно составить целый сборник анекдотов. Между прочим, одного покупателя так вовремя проучили.

— Когда богач и чудило Михаил Абрамович Морозов (1870–1903), знаменитый впоследствии своим собранием современных, особенно русских, художников, начал заниматься коллекционированием, он то и дело приносил «из-под Сухаревочки» то «Рафаэля», то «Рембрандта», — говорит доктор исторических наук Вера Бокова, ведущий научный сотрудник Государственного исторического музея.

— Однажды Морозов слегка намочил тряпку, протер всю картину и… ненароком стер «подпись мастера». Эксперты посоветовали ему отправить коллекцию на помойку: она ничего не стоила. Вот после этого, как говорили, Морозов и стал собирать только современников, часто покупая едва просохшие картины.

Неудивительно, что самые колоритные сухаревские выражения относятся к сфере обмана и подделок. Они взяты из книги Евгения Иванова «Меткое московское слово».

Бухашка - малоимущий, но просвещенный любитель старины.



Конь - агент, который переманивал покупателей. «Конь» действовал хитростью: подстерегал клиентуру возле магазина конкурента, заводил знакомство с потенциальным покупателем и как бы невзначай уговаривал заглянуть к его хозяину.



Копчушка  - новая икона, специально закопченная, чтобы выглядела старинной.



Невеста - подставная продавщица, обычно старушка благородного происхождения. Торговец снимал для нее на окраине особнячок, обставлял его своими товарами. Оставалось найти «жениха», покупателя, который поверит, что приобретает старинные вещи «из первых рук».



Погладить по душе (поцеловать в сердце) - продать подделку под старину.




Приколоть (покрыть переплетом) - всучить неопытному коллекционеру «трепаный», многократно переходивший из рук в руки или выставлявшийся на продажу товар. Считалось, что вещь тем ценнее, чем меньше людей ее видело, тогда можно хвалиться как новинкой перед другими коллекционерами.

Мария Раевская