Котики нашего времени
Котики нашего времени
http://www.vm.ru/news/2015/04/08/kotiki-nashego-vremeni-283222.html

Картину «Чертова бабушка» Вася Ложкин хотел сделать афишей одного из своих концертов
Если вы нечастый гость в интернете, то имя Васи Ложкина вам, скорее всего, ни о чем не говорит. Между тем персонажи Ложкина — коты, зайцы и старушки с пронзительным взглядом — давно уже перебрались в выставочные залы и издаются толстенными альбомами. Художник наблюдает за этим с некоторым удивлением, о чем и поделился с корреспондентом «ВМ».
- В Англии есть художник-хулиган Бэнкси. Вы чувствуете некое родство между вами?
- Бэнкси — художник социальный. А в моих картинах изначально никакой острой соцтематики нет. Я бы сказал, что они в большей степени наполнены мистикой и философскими размышлениями. Но люди в этом видят иногда совсем противоположное. Говоря проще — все, что их душе угодно. В последнее время участились случаи, когда моим картинам стараются придать некий политический подтекст. Моих бабушек с топором сравнивают не то с Россией, не то с Украиной. Я в них такого смысла никогда не закладывал. Не социальный я художник все-таки, а мистический.
- У нас ведь есть свои социальные художники?..
- Есть, конечно же, но большей частью это карикатуристы. Например, Сергей Елкин. Сюда же можно и Николая Копейкина отнести. Правда, у него везде сплошной мультиреализм и без мистики тоже не обходится.

Художник Алексей Куделин, известный под псевдонимом Вася Ложкин
Автор: Анна Иванцова
- Но как-то же ваши работы связаны со временем?
- Наверное, подсознательно что-то всплывает, и выстраиваются некие параллели, но делается это не специально. По большей части эти картины со злободневными событиями никак не пересекаются. Любая работа художника — результат свободного полета его вдохновения. Это не карикатуры в газете, нарисованные к статье, времени и сроку.
- Почему люди ищут разный смысл в ваших картинах?
- Люди всегда видят то, на что сами настроены. Сейчас весь мир сосредоточился на политических процессах, отсюда и соответствующие реакции на любые картины. К примеру, моя последняя работа «Бей в барабан!» — это медведь, который бьет в барабан котом. И даже здесь нашли массу невероятных параллелей с нынешней политической ситуацией. Догадываетесь, что сказали про медведя?

«Ватничек-2» — одно из самых романтических произведений Васи Ложкина. Сюжет навеян известной сценой из фильма «Любовь и голуби»
- И как вы к этому относитесь?
- Я иногда комментирую подобные высказывания в сети, но последнее время все реже и реже. Сейчас вообще стараюсь этого не делать.
- Не хотелось на этом фоне отложить кисти?
- Из-за реакции на мои картинки я в последнее время рисую большей частью котов. Они наиболее нейтральны. К тому же их все любят.

Работой «Котокосмос-2» Вася Ложкин призывает смотреть на мир шире
- Они давно главные персонажи... Почему не собаки или обезьяны?
- Собаки и обезьяны у меня на картинах тоже появляются. И дома пес живет. Рисую я и медведей, и свиней. Но котов, наверное, все же больше. Я их люблю. Это же здорово. Я рисую котов. Ну что может быть лучше такой работы? Но при этом кота у меня дома нет.
- А откуда пришла суровая бабушка с топориком?
- Это моя прабабушка. Очень похожа. Прабабушку звали Екатерина Ивановна. Была она женщиной деревенской, и жила в ней внутренняя мощь. При этом она всегда оставалась очень светлым человеком. У меня есть много картинок про бабушку и Алешеньку (рыжий котенок — один из главных героев картин художника. — «ВМ»). Так вот Алешенька — это я сам, а про бабушку вы уже поняли. Мое творчество довольно биографично. Так или иначе все, что я рисую, — автопортреты.
- Из каких глубин приходят сюжеты?
- Сейчас я умничать буду: художник в самом широком смысле слова, творческий человек, сам по себе творцом, на мой взгляд, не является. Он служит проводником между чем-то высоким и космическим и нашей будничной реальностью. Идет сверху сигнал, а художник просто принимает его и выплескивает на бумагу или холст. Творчество — результат работы подсознания. По крайней мере, в моем случае это так. Оно просто приходит, а откуда — не понимаю.

«Я буду мстить»
- Как часто эти сигналы становятся картинами?
- Я сейчас переживаю период некоторой внутренней тишины, наступивший после долгой и плодотворной работы. В этом году я написал только две или три картины. Это абсолютно нормально. У каждого человека есть свои персональные циклы. Когда-то бывает пусто, а когда-то и густо. При этом я точно знаю одно: стимулировать вдохновение невозможно. Никак. Не помогают ни деньги, ни угрозы. Его можно только спокойно подождать.
- Вы согласны, что Вася Ложкин — феномен сегодняшнего дня?
- Почему бы и нет? Для меня мое творчество феноменально. И все-таки я думаю, что Васю Ложкина несколько переоценивают.
- Это почему же?
- Я не придаю своему творчеству сакрального смысла, я человек скромный. Я рисовал всегда, но вначале эти картины видели только десять-пятнадцать друзей. С развитием интернета мои картины стали расползаться по сети, но по сути не поменялись, как и я сам.
- Тогда в чем секрет их популярности?
- В красоте. В первую очередь. Мое творчество популярно, потому что оно красивое.
- Но это же сплошная ирония!
- Да, это именно ирония. Я занимаюсь несерьезным искусством. У серьезного слишком хмурое лицо, а у меня оно с придурковатой улыбкой. Почему-то считается, что серьезное искусство круче.
По какой-то причине люди полагают, что если, к примеру, актер играет в спектакле, где все плачут и друг друга убивают, и сам он при этом постоянно что-то орет и бьется головой об стену, значит, он настоящий актерище в натуральном спектаклище. А если он веселит людей, то это уже так себе профессия. У нас принято считать, что смех — это какая-то поверхностная эмоция, глупая, а вот слезы — это глубокое, настоящее переживание.

«Утро. Маршрутка» — пример обращения художника к социальной проблематике
- Вы с этим стереотипом боретесь?
- Считаю, что смех — штука не менее, если не более важная, чем слезы. Рассмешить людей не так легко, как может показаться. Сам я не ставлю перед собой задачу исключительно веселить.
Это же не юморина какая-то. Мне кажется, что картина должна вызывать даже не смех, а гомерический, истерический хохот, начинающийся с легкой усмешки. Только тогда картина удалась. Но это все-таки побочный эффект основной, первоначальной задачи. А она заключается в потребности что-нибудь сделать.

- Очень серьезный вопрос: может ли художник сделать мир лучше?
- Сегодня творчество — это отдушина для людей. Представьте, заходит человек вечером в интернет, начинает листать новостную ленту, а там сплошной мрак и огорчение. И тут посреди всего этого будничного кошмара появляется яркий полосатый рыжий кот. И сразу на душе становится лучше, светлее и легче. В последнее время я стараюсь рисовать побольше позитивных вещей, чтобы людей порадовать. Я же понимаю, что они от меня этого ждут. Такие картины я подбираю и для выставок. Люди устали от всего происходящего. Надо дать им возможность немного отдохнуть.

- Кстати, а как уживаются в одном человеке Вася Ложкин и Алексей Куделин?
- Никакой шизофрении у меня нет. Васю Ложкина — как псевдоним — не я себе придумал. Когда-то я попал в интернет, зашел на один из форумов и зарегистрировался там под именем Вася Ложкин. Ради смеха. Потом завел себе «Живой журнал» под тем же именем. Я рисовал картины, выкладывал в своем журнале. Другим пользователям нравилось, и они утаскивали эти картинки к себе на страницы.
Когда же у них спрашивали, как зовут автора, они отвечали: Вася Ложкин. А потом грань между гражданином Лешей и интернет-пользователем Васей потихоньку стерлась. Вася Ложкин — просто смешное словосочетание. Есть про него целый ряд анекдотов, но они непечатные. Не проводилось никаких маркетинговых исследований о воздействии этого словосочетания на сознание наших сограждан. Единственное, что могу сказать: под именем Васи Ложкина мои картины стали пользоваться большей популярностью.

«Бабушка и Алешенька». Художник признался, что прообразом бабушки с топором стала его родная прабабушка Екатерина Ивановна. А рыжий котенок на его картинах — почти всегда он сам
- Есть у вас любимая или, может, знаковая картина?
- Скорее, есть те, которые я с удовольствием бы удалил отовсюду и никому не показывал. Но это понимаешь только в тот момент, когда видишь реакцию людей. Что же касается самой любимой, то такой, как правило, становится картина, которую ты рисуешь вот прямо сейчас. По прошествии времени все уже не то.
- Картины с котиками кормят или приходится как-то иначе зарабатывать на жизнь?
- В моей трудовой книжке написано, что я художник и тружусь в одной из федеральных газет. Картины продаются, конечно, но о деньгах говорить не хочется.
- А вы отслеживаете судьбу ваших котиков?
- Нет, не отслеживаю. Я их рисую, а затем отпускаю на волю. Правда, некоторые приходится выкидывать на помойку.

- Но как можно выбросить собственную картину?
- Очень просто. Сейчас я живу в Ярославле, так в одной помойке в Первомайском переулке в свое время было много моего неизданного. Тут есть свой тонкий момент. Иногда возникает некая идея картины, но ты сразу же понимаешь, что она будет не очень хорошей. В то же время ты просто не можешь ее не нарисовать, иначе она закроет дорогу для остальных светлых, качественных мыслей. И ты ее обязательно создаешь, а после можешь спокойно выкинуть. Так я пробиваю свои ментальные пробки.
- Вася Ложкин уже давно пишет картины, и у него есть своя аудитория. Часто ли приходится слышать, что он уже не тот. Что как-то изменился, исписался?
- Это я слышу с самого начала. Первый раз — лет десять назад, когда нарисовал я какую-то из первых картинок и выложил ее в сети. Повесил вторую — и пошла такая реакция. А прошел всего лишь месяц. Я не обращаю на это никакого внимания и все равно буду рисовать то, что мне нравится. И пусть говорят себе, что хотят.

- Нельзя не спросить про музыку: не смущает, что Вася-художник популярнее Васи-музыканта?
- Ничуть. Я уже и не хочу, чтобы моя музыка была настолько же популярна, как и мои картины. Лет в двадцать, конечно, было желание стать рок-звездой. Я ведь всю жизнь занимаюсь музыкой. Но я уже вырос. Стало не до того. Музыка осталась исключительно ради удовольствия. Здесь никто или ничто, кроме моих же возможностей, не может поставить меня в рамки.
Сейчас мой коллектив называется «Вася Ложкин и какие-то люди». Была группа «Вася Ложкин рокендроль-бэнд», но через нее прошло человек пятьдесят. В новой группе из старого состава остались барабанщик, саксофонист, скрипач, вокалистка и иногда заходит клавишник. Вообще нас десять человек. Состав менялся множество раз. Люди приходят и уходят. Это очень живой процесс.

- Художественное творчество как-то сказывается на музыкальном?
- Одно вытекает из другого, причем скорее картины появляются из песен, чем наоборот. Правда, сейчас это__ уже два параллельных, независимых друг от друга процесса. Но иногда некоторые строчки из текстов могут послужить толчком.

- Как ко всему этому относится ваша семья?
- Очень позитивно. Мои картинки нравятся маме, некоторые у нее висят. И, конечно, она собирает статьи обо мне из газет и журналов. В общем, гордится своим сыном. Жена тоже меня поддерживает, хотя некоторые образы ей бывают абсолютно непонятны. Но это уже другое дело. В творческий процесс она не вмешивается и помогает мне по мере сил. А четырехлетнему сыну больше нравятся не сами картины, а холсты, кисти, мольберт или подрамник. Ему сейчас наплевать, по большому счету, на все, кроме машинок и мультиков.
- Признайтесь: вы счастливый человек?
- Вне всякого сомнения! У меня есть семья, есть крыша над головой, мы не голодаем. Не могу сказать, что живу богато, но, собственно, надо ли? На хлеб, одежду и счета за интернет и телефон нам вполне хватает. Я живу в городе, который мне очень нравится, занимаюсь делом, которое мне по душе. Что еще нужно для счастья?..
СКОЛЬКО СТОИТ
Список самых дорогих произведений живописи с начала 2015 года уже обновился. Рекордная сумма — 300 миллионов долларов — была заплачена на закрытых торгах за картину Поля Гогена «Когда свадьба?» Третья работа серии «Игроки в карты» Поля Сезанна теперь на втором месте в ценовом рейтинге, ведь она ушла с молотка в 2012 году «всего» за 250 миллионов долларов.

Замыкает тройку «Три наброска к портрету Люсьена Фрейда» Фрэнсиса Бэкона, за которую было заплачено 142 миллиона долларов. Цена работ Васи Ложкина — от нескольких тысяч до нескольких десятков тысяч рублей за картину.
ДОСЬЕ
Алексей Куделин (творческий псевдоним — Вася Ложкин) родился в 1976 году в Солнечногорске. Сейчас разрывается между двумя городами: живет в Ярославле, а работает в Москве. Один из самых популярных художников русского интернета и единственный признанный мастер котоживописи.
Анна Поваго

Комментарии
:-)))
---
+++ !
- Вне всякого сомнения! У меня есть семья, есть крыша над головой, мы не голодаем. Не могу сказать, что живу богато, но, собственно, надо ли? На хлеб, одежду и счета за интернет и телефон нам вполне хватает. Я живу в городе, который мне очень нравится, занимаюсь делом, которое мне по душе. Что еще нужно для счастья?.."
http://art-on.ru/rubric/graphics/41113.html/
http://vasya-lozhkin.ru/