Иран захватил контейнеровоз, понятия не имея, зачем, и что теперь делать
АВТОРМихаил Войтенкоглавный редактор "Морского бюллетеня"
Новость о захвате стражами Исламской революции Ирана контейнеровоза Maersk Tigris в Ормузском проливе стала одной из главных мировых новостей, захват уже вызвал рост стоимости нефти, хотя и не столь резкий, как некоторым хотелось бы.
Судно было перехвачено военно-морскими силами доблестного Корпуса около 09:00 Гринвич 28 апреля, между островами Qeshm и Hormuz. Контейнеровоз успел сообщить, чтобы он был остановлен предупредительным огнем впереди по курсу, и его заставили следовать в иранские воды. Контейнеровоз направили в Бандар-Аббас. Он следовал из Джедда, Саудовская Аравия, в Джебель-Али, ОАЭ. Экипаж 24 человека, по состоянию на конец марта в составе экипажа числились 13 бирманцев, 6 румын, 1 гражданин РФ и 1 Украины.
Контейнеровоз поставили на якорь на рейде Бандар-Аббас, на 0600 Московское время 30 апреля он находился в прежнем положении.
Проход судами Ормузского пролива регулируется международным морским правом, Maersk Tigris не нарушал каких-либо правил или требований. Иран поспешил объяснить захват судна, с немотивированным применением силы, какими-то коммерческими претензиями к владельцу или оператору – тут есть неясности. Судном владеет сингапурское отделение известной немецкой компании Rickmers, оно находится в чартере у еще более известной компании, крупнейшего в мире контейнерного перевозчика, датской Maersk. В Тегеране суд вынес решение, и этого, по мнению Ирана, достаточно. У частной иранской компании есть претензии к... кому, какой именно компании? Maersk или Rickmers? И что это за решение такое?
Международная практика решения коммерческих споров в судоходстве разработана давным-давно. Судно компании, признанной виновной, может быть арестовано в порту страны, где было вынесено такое решение, или в портах других стран, соблюдающих соответствующие соглашения, по запросу. Необязательно, чтобы судно было именно тем, которое фигурировало в деле, можно арестовать и равноценное. Бывает, ВМС или Береговая Охрана перехватывают судно, сбежавшее из-под уже наложенного ареста, бывает даже, что его перехватывают уже в международных водах (как недавно произошло в Индии), хотя последнее и весьма спорно с точки зрения международного права. Но вот перехвата судна, мирно идущего водами с правом свободного прохода, по какому-то загадочному иску, вообще-то не бывает. Иран создал прецедент. Захват Maersk Tigris откровенно похож на пиратский акт, или провокацию, он был противозаконным.
Спрашивается, зачем?
Возможно, это личная инициатива Корпуса, решившего таким образом напомнить о себе не то миру, не то кому-то в Тегеране.
Возможно, впрочем, что это провокация Тегерана, а Корпус стал исполнителем. Провокация в отместку за события в Йемене. Судно, не забудем, шло из Саудовской Аравии в ОАЭ. Чего именно Тегеран желает этой провокацией добиться, шайтан его знает. Больше похоже на инициативу Корпуса, а Тегерану остается теперь лишь пытаться сохранить лицо и что-то такое членораздельное придумать.
Не знаю, как в чем другом, а вот в части судоходства и событий вокруг него у Ирана есть любопытные особенности. Мировым СМИ хорошо известны иранские официальные или полуофициальные СМИ вроде Fars. Я с их продукцией применительно к судоходству знаком, и не перестаю ей удивляться. Даже в случае с Maersk Tigris иранские СМИ ухитрились многое переврать. Они обозвали Maersk Tigris американским, и посадили на его борт экипаж из аж 34 человек, против реальных 24-х.
Но я знаю Fars и другие иранские СМИ и по другим примерам, которые лично мне совершенно непонятны. Вот уже скоро три года, как сомалийские пираты ушли так сказать, с горизонта. Их нет. Попыток захватов судов не фиксируется. Но это во всем мире. А вот иранские СМИ регулярно сообщают о неутихающей активности сомалийских пиратов. Интересно при этом, что пираты нападают исключительно на иранские торговые суда, и только тогда, когда рядом присутствуют корабли героического ВМФ Ирана. Корабли спасают торговые суда, пираты после жестокого боя, отстреливаясь из крупнокалиберных АК-47 с подствольными торпедометателями, позорно бегут, иранский флаг гордо реет в дыму и визге шальных снарядов, утверждая славу иранского оружия. Вот зачем так врать? Выдумывать то, чего не было вовсе? Не знаю. Это надо спросить у специалистов по распятым славянским мальчикам и польской Катыни, до сих пор считавшейся российской.
Мне кажется, история замнется, особого шума не будет. Контейнеровоз тихо отпустят. С Ормузским проливом не шутят. Если Иран войдет во вкус и начнет регулярно захватывать суда по решению тегеранского суда, то на него ведь может наехать азиатский паровой каток. 30 процентов мировой нефти, перевозимой судами, идет Ормузским проливом, и большая ее часть плывет в Китай, Корею и Японию. Корабли этих стран давно уже пасутся в водах Аравийского моря и Персидского залива. Официальная цель их присутствия, это борьба с пиратством. Реальная цель – военное присутствие в жизненно важном для физического существования этих стран регионе, то есть обеспечение беспрепятственного судоходства.
Повторяю, я не в силах понять Иран и некоторые родственные ему по силе духа и прочности духовных скреп страны. Я как многие, дурил в молодости так, что утром было мучительно стыдно за вечернее или ночное. Но с годами прошло. Не нравится мне превращаться в дурака и искателя дешевых приключений. А вот некоторым странам с годами это нравится все больше. Маразм, что ли, старческий? Впадение в детство? Кому территорию чужую оттяпать, по своему хотению, кому суда захватывать, кому выигрывать чемпионат мира по футболу в порыве сумасшедшей фантазии и безудержного вранья. Не понимаю.
Комментарии