В Новороссии решается, как будут демонтировать Украину

На модерации Отложенный

Прошедшая неделя в Новороссии ознаменовалась рядом событий и заявлений, которые свидетельствуют о приближающемся возобновлении войны. В том, что это произойдет, сомнений ни у кого нет, но сейчас стороны занялись "информационной артподготовкой". Украина делает вид, что изо всех сил предлагает народным республикам мирное урегулирование на основе минских соглашений, но те упрямо отказываются. Со своей стороны, ДНР и ЛНР стараются не пропустить ни одного информационного удара, показывая, что готовы к отражению любой агрессии и в военном плане, и в политическом, и в экономическом, поэтому не допустят иного разговора, кроме как на равных.

20 апреля глава ДНР Александр Захарченко заявил, что ДНР не примет условия возобновления работы банков, которые предлагает Украина, изображая свое участие в восстановлении банковской сферы Донбасса, как то записано в минских соглашениях. Киев имитирует мирный процесс, выдвигая заведомо неприемлемые условия для республик. В ответ на это ДНР предложила, "чтобы наш Центробанк мог спокойно работать с другими банками на территории Украины", т.е. косвенно вынудить Киев к признанию ДНР. Причем в этом заинтересована не столько ДНР, сколько Россия, пытающаяся через ДНР запустить процесс государственного переустройства Украины. Ведь это означает косвенную легитимизацию альтернативной власти на территории Украины, что хунта прекрасно понимает. Поэтому, по словам Захарченко, "на это ни Яценюк, ни правительство Украины никогда в жизни не пойдут".

А на следующий день Захарченко заявил, что ДНР готова принять всю Украину в свой состав. Ясно, что это заявление было рассчитано прежде всего на жителей Украины, не согласных с властью фашистов, представляя собой некоторый сигнал, что освобождение так или иначе состоится. "Страна должна переродиться", - сказал Захарченко, намекая, что Украина в нынешнем состоянии долго не просуществует.

Еще через день министр иностранных дел России Сергей Лавров сделал важное заявление, что для сохранения территориального единства Украина должна отказаться от упертости в вопросе сохранения унитарности страны и ее украинизации. Фактически это означает косвенное предупреждение, что Украина или изменится, сохранив автономию регионов, или ее не будет совсем, но в таком виде она существовать не будет. Преувеличивать слова Лаврова о том, что "Украина должна оставаться единой", не стоит. Лавров говорил не о том "единстве", которое сейчас является диктатурой фашистов, а о том, что "Украина может существовать только как государство, которое признает многообразие составляющих ее регионов, составляющих ее культур". Эти слова фактически означают покровительство Москвы народным республикам Донбасса, которые будут числиться в составе Украины только номинально, выстраивая параллельную государственность, а также курс на распространение новой власти в остальных регионах Украины.

При этом, конечно, Россия заинтересована в мирном варианте этого процесса, не допуская ее растаскивания на части, что, по словам Лаврова, приведет к военному столкновению с НАТО. "Мы хотим видеть Украину единой, но, чтобы она осталась такой, она должны выполнить свои обязательства по децентрализации", - сказал Лавров, и это означает, что глубокое переформатирование Украины неизбежно, ведь единая Украина в глазах Москвы возможна только при ее настоящей децентрализации. Но последняя понимается Россией и США по-разному, и в этом состоит основная загвоздка. Если для США и хунты это косметическое перераспределение полномочий, то для России – фактически переучреждение государства. Что еще могут означать слова Лаврова, что жители Новороссии никогда не будут прославлять бандеровцев? Сущую правду и одновременно политическую заявку.

"Чего стоит пакет законов о декоммунизации и героизации фашистских приспешников. Как можно после этого даже заикаться про то, что Украина будет только унитарным государством, как на востоке Украины люди будут прославлять бандеровцев? Никогда этого не будет", - подчеркнул Лавров. При этом с американской стороны постоянно раздаются заявления, что русский язык всегда будет вне закона, любые движения к автономии регионов – караться, а любая идеология, кроме нацистской, - преследоваться. Поэтому продолжение войны неизбежно.

В этой связи Захарченко сделал примечательное заявление, что армия ДНР готова к выполнению задач даже за пределами Донбасса, а Киев, Одесса, Херсон, Харьков, Запорожье — исконно русские земли, которые нужно освободить. "Я уверен, что победа будет за нами, и мы вместе добьемся полного освобождения", - сказал глава ДНР. При этом, разумеется, армия ДНР не намерена наступать, к этому готовится Киев.

"Украина готова к нападению, об этом говорят и данные нашей разведки", - отметил он, объявив, что в создавшемся положении ДНР возвращает тяжелые вооружения на прежние позиции.

"Если мы отведем наши вооружения и другая сторона будет стрелять в нас, то мы должны отвечать. Разве это не логично?" - сказал Захарченко. Это значит, что "перемирию" остается жить все меньше.

Не остался в стороне и Вальцман (Порошенко), в очередной раз пригрозивший немедленным введением военного положения, если ВСУ будут атакованы. Как видно, новой фазе горячей войны предшествует война нервов. Совершенно ясно, что военное положение введено не будет, ибо в сухом остатке это будет означать конец государства Украина. При этом прекратить войну киевский режим тоже не может. Будет продолжаться все та же вялотекущая война с постепенным наращиванием агрессии до тех пор, пока это не спровоцирует республики на ответные меры, что тут же будет выдано за наступление ополченцев – и оправдание фашистской агрессии.

Военная ситуация сейчас напоминает ту, которая сложилась в конце 2014 года, имея признаки патовой в том смысле, что ни Киев, ни Донбасс не могут открыто пойти в наступление, но и не могут согласиться с той ситуацией, которая сложилась к настоящему моменту. Хунта будет действовать примерно так же, как в мае-июне в Славянске – постепенно увеличивая обстрелы и бомбежки, которые вначале неизбежно будут восприняты всеми и даже Россией как "отдельные провокации", до тех пор, пока всем не станет ясно, что вообще-то это уже война.

Сложившееся положение будет неизменно повторяться до тех пор, пока одна из сторон – Россия или США – не посчитают нужным его ликвидировать и перейти к новой политической конфигурации. По всей видимости, это будет Россия, которая заинтересована в том, чтобы испробовать все возможности мирного разрешения конфликта для легитимизации практически неизбежного признания ДНР и ЛНР независимыми государствами. Потому что в условиях, когда стороны не собираются отступать от своих целей: США и хунта – от уничтожения Донбасса, а Россия – его защиты от фашистов ("мы не позволим Киеву уничтожить всех его политических оппонентов", В. Путин), - в этих условиях вопрос лишь в том, когда это состоится.

Мы неоднократно писали о том, что для России это будет не лучшим вариантом, но, скорее всего, станет единственным вариантом. Потому что на переучреждение государственности Украины США никогда не пойдут, а отступать в Донбассе России никак нельзя. Так что логика событий ведет извилистым путем именно к этому. Не зря российское руководство уже намекает на это последствие, если война против Донбасса снова будет развязана. Пока новую агрессию хунты сдерживают лишь резонные опасения США, не знающих, на что в этом случае решится Россия, но, видимо, резонно опасающихся появления украинских "Южной Осетии" и "Абхазии".

Параллельно с этим Россия пытается воздействовать и экономическими мерами. Так, 24 апреля Москва предупредила Украину о возможности применения к украинскому экспорту таких же правил доступа, какие применяются при допуске товаров из ЕС, т.е. наложение европейских пошлин на продукцию при продолжении "евроинтеграции". Что касается намерений отказаться от транзита газа через Украину после 2019 года, то тем самым Россия давит на ЕС, который слишком медленно и слабо вырывается из американских тисков, не спеша в избавлении от транзитного шантажа Украины, который на руку только США, но никак не Европе.

По линии народных республик продолжается давление на Киев с целью конституционных изменений. На прошедшей неделе спикер Народного совета ДНР Андрей Пургин напомнил об этом обязательстве Киева и о том, что республики не признают конституцию Украины, если она будет изменена хунтой в одностороннем порядке, без согласования с ДНР и ЛНР. "Хочу напомнить господам Порошенко и Гройсману, что, согласно п. 11 Комплекса мер по реализации Минских соглашений, Украина взяла на себя обязательства согласовывать изменения в Конституцию с представителями ЛНР и ДНР", - заявил Пургин.

Впрочем, как мы предполагали ранее, России вряд ли удастся решить эту задачу, и за несколько месяцев текущего года не похоже, чтобы ее решение приблизилось. Однако значение имеет и сам процесс ее решения, который повышает легитимность дальнейших действий по демонтажу Украины как таковой. Потому что вся длинная партия в Новороссии и вокруг нее идет лишь об одном – как будут демонтировать Украину. Это государственное образование исчерпало свою актуальность, основанную на слабости России, и подлежит разделу. А неспешная политика России в этом направлении говорит лишь о том, что шансы на получение если не всей, то большей части бывшей Украины расцениваются в Москве весьма высоко. Россия не собирается делить Украину сейчас, если через несколько лет бόльшая ее часть перейдет под российский протекторат куда безболезненнее.