Бааль hа-Нес и личное избавление
На модерации
Отложенный
В позапрошлом году, понаехав в Израиль и посетив Тверию, лихо проскочили такой небезынтересный объект даже для бездушного, видавшего виды туриста, как могила раби Меира (того самого, который со стражей разные веселые штуки вытворял Именем Б-га). Топая вокруг Кинерета в южном направлении, я тогда и помыслить не могла вследствии своей неискушенности, сколько открытий чудных таят эти края. Обнаружила же случившийся промах абсолютно случайно, решив набросать расписание на грядущий отъезд, и внезапно прозревая на карте знакомые все места:
[Торчит синий купол мавзолея, который был построен на месте захоронения]
[А это здание расположено напротив]
Теперь взглянем на пару сделанных нами в окрестностях Тверии фотографий:
[Как видим, это оно самое. Страшно сказать, но кое-кто едва с мечетью не перепутал:))]
Богата земля Галилейская разного рода достопримечательностями. Вносим в копилку грядущих впечатлений, ежели намеченное таки свершится: могила раби Меира. Говорят, что, придя туда, следует вспомнить о какой-нибудь потере, необязательно материальной, и попросить, чтобы она нашлась - "Б-г Меира, ответь мне" (אלהא דמאיר ענני, "Элоhа де-Меир, анени"), а также дать цдаку, и тогда потерянное отыщется. На собственном опыте еще не проверяла, но допускаю.
К слову, арабам Бааль hа-Нес, как еще называют раби Меира, тоже знаком - он у них "ас-садик" ("праведник", "приверженный правде", "правдивый" - точный перевод можно спросить у знающих арабский, хотя достаточно простого сравнения с еврейским צדיק - "цадик", благо языки весьма похожи). Известный в традиции бунтарь, Элиша бен-Абуя, который также именовался Ахером (אחר, другой), был призываем раби Меиром к возвращению, тшуве (תשובה), однако, что называется, не в коня корм: на прежних своих позициях остался Ахер, и лишь перед самой смертью, в очередной раз услышав от своего сострадательного товарища призыв вернуться, расплакался и...умер. Знания "вина Торы" aka Каббалы, определенно, на пользу ему не пошли: в качестве награды за миг, проведенный в этом мире, он ожидал получить вечность, а все его служение было лишь способом обрести эту награду, от бескорыстия далеким.
Но должен ли Творец награждать вечностью за то конечное время, которое было проведено в нашем мире, пускай даже время нашей жизни и наполнено соблюдением заповедей - ведь Он не нуждается в том, чтобы мы эти заповеди исполняли?
Элиша бен-Абуя сделал вывод, что нет никакой связи между миром этим и олам hа-ба, миром будущим, и нет никакой награды, после чего предсказуемо отрекся.
А как на самом деле? На самом деле, принимается лишь бескорыстное служение, намерение которого - "ли шма" (לשמה, "ради Творца"), но большинству людей, ограниченных в своем эгоцентризме, крайне непросто вырваться из этой ловушки, выйти за рамки, ограниченные собственными нескончаемыми желаниями. Но, постепенно совершенствуясь, приходя к высшей ступени этого уровня - "не осуждай [Творца]", можно достичь статуса праведника, а праведник не только не осуждает, но и оправдывает как Творца, так и сотворенный Им мир, благодарит и за добро, и за зло (отсюда להצדיק - "леhицадик", "оправдывать"), в то время как осуждающие, рассчитывающие исключительно на награду - злодеи (от להרשיע - "леhирашиа" "признавать виновным", "обвинять"). А как от позиции "не осуждать" сделать переход к более высокой - "оправдывать", от пусть завуалированного старательным образом, но все еще эгоизма, к служению во имя Творца? Необходимо пытаться работать не на результат и тем самым выйти на край дозволенного эгоизмом, на границу альтруизма, и уже там, возможно, если повезет, получить в подарок личное избавление, оно же - "келей hа-шпаа" (כלי השפעה, "инструменты\сосуды для давания"). Но обладать ими, стать носителем этой щедрости, будучи запертым в рамки эгоизма, невозможно - лишь "рейды, проходящие на этой границе", к которой едва приплелся усталый путник, дают ему шанс на удачу...
Я пересказываю слишком сумбурно, но именно такую информацию мне недавно довелось услышать. А что до злополучного отступника, то Бааль hа-Нес и после смерти о нем всячески ходатайствовал:
"По смерти Элиши с неба сошёл огонь, охватив его могилу, а р. Меир распростер свой плащ, охраняя ее от пламени. «Успокойся, — сказал он, — здесь в этом мире; там, если Всеблагой не простит тебя, я искуплю тебя, клянусь Богом!» Тогда огонь потух.
Сказал раби Меир: “Лучше бы судили его, и вошел бы он в Будущий Мир. Когда я умру, поднимется дым из могилы его” (в знак того, что Ахер подвергается судуГеhинома, но вслед за этим унаследует Будущий Мир). Когда умер раби Меир, стал подниматься дым из могилы Ахера. Сказал раби Йоханан: “Разве это доблесть - сжечь учителя своего? Один был среди нас (что согрешил), и мы не можем спасти его? Если будем держать его за руку, кто вырвет его из руки нашей, кто?” Сказал раби Йоханан: “Когда я умру, прекратит подниматься дым из могилы его" Когда умер раби Йоханан, прекратил подниматься дым из могилы Ахера. Сказал о нем один из тех, кто оплакивал его: “Даже страж входа в Геhином не устоял перед тобой, раби!”
Комментарии