Психология преступника. Хотите быть обманутым? К вам уже идут
0
Среди множества статей уголовного кодекса, карающих за различные виды преступлений против личности, выделяется 159-я статья — Мошенничество.
Благодаря художественным фильмам ореол мошенника нередко приобретает черты «благородного разбойника», который, если и обманывает, то обязательно «грязного дельца», нажившего миллионы неправедным путем.
И, конечно же, мы в роли зрителя поддерживаем этого человека, который своими действиями наказывает зло.
Вот только уголовная практика говорит об обратном. Жертвами, как правило, становятся обычные люди, те, кто живет от зарплаты до зарплаты или от пенсии до пенсии.
И Робин Гудом тут совсем не пахнет.
Хитрость и маскировка
Юрий Покиньборода, начальник уголовного розыска УМВД по Курской области, поработавший и в роли руководителя и некогда в роли опера, прекрасно знает все нюансы подобных преступлений.
Уголовщина есть уголовщина, и в данном случае вопрос о толерантности не возникает.
Как бы мы не говорили, что у преступника нет национальности, но на самом деле этническая преступность имеет место быть.
А в сфере мошенничества тоже существует своеобразное разделение труда. Но время не стоит на месте, а вместе с ним и преступность.
— Каких-то года два назад, — рассказывает «МК Черноземье» Юрий Покиньборода, — мы знали, что если ярко выраженная смуглая кожа, крашеные волосы или юбки до земли, то перед нами цыгане.
Сегодня цыгане, которые выезжают в регионы для совершения преступлений, кардинально меняют внешность.
Очки, светлый парик, короткая куртка, джинсы.
Человек одет по моде. И народ «ведется».
Проверка счетчиков, горгаз пришел, соцработник проведал, пенсию пришли пересчитывать — это именно цыганские группировки.
Жертвы — пожилые люди.
Мы уже ждем, что сейчас пойдет вал мошенничеств, связанных с некими компенсациями для тыловиков или ветеранов.
В Орле местная полиция бьет тревогу.
В ряде соседних регионов уже отмечены случаи, когда злоумышленники проникали в дома жертв под предлогом вручения памятных медалей ко Дню Победы в Великой Отечественной войне.
При этом они просят показать имеющиеся награды. Потом мошенники отвлекают внимание потерпевших и похищают реликвии.
— Даже если есть какая-то выплата, — говорит Юрий Покиньборода, — нужно понимать, что реальные деньги пенсионеру принесет почтальон, которого он знает.
Если выплата какая-то другая, то ее зачислят на счет в банке пенсионера.
Никто, кроме почтальона, не носит живые деньги.
И если к вам пришли с таким предложением, то позвоните в полицию.
Никогда не верьте, если вам будут говорить, что за ложный вызов вы заплатите какой-то штраф. Нет никакого штрафа, только огромное человеческое спасибо.
По словам Юрия Евгеньевича, есть одна сложность. Как только полицейские задерживают подозреваемых, тут же появляется адвокат, и потерпевшие от действий уголовников пишут заявление, что претензий не имеют, так как ущерб им возмещен. В результате преступники отделываются условным наказанием и имеют возможность совершать преступления в дальнейшем.
— Мы работаем в плотном контакте с Липецком, Белгородом, Орлом, Брянском, Тамбовом, — говорит Юрий Покиньборода.
— Буквально две недели назад была задержана группа цыган из Могилева.
Шесть эпизодов мошенничества в отношении пенсионеров, когда злоумышленники проникали в дом под видом работников горгаза. Сейчас идет закрепление доказательной базы, и дело готовится к передаче в суд.
Магия гипноза? Отнюдь
Все эти истории можно подвести под общий знаменатель: потерпевшие сами отдают деньги преступникам. Как так получается? Какой научной методикой они владеют? Нейролингвистическим программированием?
— Да что вы, — смеется опытный опер, — они и понятия об этом не имеют. Я таких не встречал, впрочем, как и Робин Гудов. О какой-то совести или порядочности речи не идет. Психология есть. Они говорят человеку то, что он внутренне хочет услышать.
А как не помочь человеку, который тебя понимает? Прозрение приходит позже, когда липовые соцработники находятся за пределами региона вместе с деньгами потерпевших.
И я не верю в их слезливые раскаивания, переживания за судьбы тех, кого они обманули. Этого просто нет.
Только за три первых месяца этого года в Курской области зарегистрирован 251 эпизод, связанный с мошенничеством. 171 преступление раскрыто. Это почти 70 процентов.
Сухие цифры статистики говорят о том, что в Курской области мошенникам некомфортно.
А вот снизить количество преступлений могут не полицейские, а простые люди, если перестанут верить на слово гражданам, обещающим много всего и сразу.
Вадим Коротких
Комментарии