Аскольдово крещение Руси

На модерации Отложенный

Устоявшаяся догма о введении христианства на Руси Владимиром Святым в конце Х века долгое время не подлежала ни обсуждению, ни сомнению. Первая христианизация Руси во времена Аскольда и патриарха Фотия оказалась забытой, отодвинутой на задний план истории. Но вот что интересно: в иностранных источниках отсутствуют сведения о крещении Руси Владимиром в 988 г. В 1888 г. Нет ни малейших следов и намеков в европейских хрониках и документах. Польские, чешские, венгерские, немецкие источники, не говоря уж об итальянских, французских или английских, не упоминают этого события.

Еще более странным является молчание православных источников, в первую очередь византийских и болгарских. Идейно-политический момент в этом случае кажется самым важным. Крещение Владимира было делом Константинопольской патриархии, однако ни одна греческая хроника конца X – XI вв. тоже ничего об этом не говорит. Аналогичная картина прослеживается и в восточных источниках, которые считают Русь IX – Х вв. христианской страной.

Отсутствие в иностранных источниках сведений о крещении Владимиром Руси объясняется тем, что впервые официальный акт введения христианства в Древнерусском государстве состоялся в 860 г., при Аскольде.

Возникновение этого государства было непосредственно связано с победой феодальных отношений. Этот процесс точно совпадает со временем формирования феодализма у восточных славян: он охватывает почти всё I тыс. н. э. и завершается к середине IX в. Правление Аскольда (погибшего в 882 г.) является яркой страницей в истории ранней Руси, когда молодое государство вышло на мировую арену, завоевав всеобщее признание и утвердив себя как неотъемлемую часть средневековой Европы. Титул кагана (или конунга?), принятый Аскольдом, приравнивался к императорскому (царскому) и убедительно свидетельствовал о политических претензиях киевского правителя.

Ко времени Аскольда относятся сообщения арабских писателей о трех центрах Руси – Куявия, Славия и Арсания (Артания). Куявия – государство Аскольда с центром в Киеве. Куявия охватывала южную группу восточнославянских племен с центром в Киеве. Кроме Киева были города Чернигов и Переяславль. Славия – объединение северной части восточнославянских и некоторых неславянских племен с центром в Ладоге – будущая Новгородская Русь.

Арсания локализуется в области Приазовья, Восточного Крыма и Северного Кавказа. Это так называемая Азовская, или Черноморская (Тмутараканская), Русь. В начале третьей четверти IX в. Она входит в сферу политического влияния Киева. Позднее здесь сформировалось Тмутараканское княжество, в определенные периоды игравшее заметную роль в жизни Древнерусского государства.

При Аскольде в состав Киевской Руси входили земли полян, древлян, дреговичей и юго-западной части северян (с городом Черниговом). Славия включала территорию ильменских словенов, чуди, веси и мери. Между двумя русскими государствами лежала область кривичей, сохранявшая независимость до 872 г. Земли вятичей, радимичей и большей части северян еще в VIII в. были захвачены хазарами и находились в подчинении у каганата. Главные интересы Аскольдовой Руси охватывали юг и юго-восток. Привлекали богатые и сильные государства – Хазария, Болгария, Византия, кавказские страны – Грузия, Армения, Албания (Азербайджан), даже отдаленный Багдад. С ними Аскольд поддерживал активные торговые и политические контакты.

Главной (и наиболее выдающейся) внешнеполитической акцией Аскольда были походы против Византии и заключенные с нею договоры. Успешные походы против Византийской империи показали, что Русь входит в число наиболее могущественных государств средневековой Европы, и утвердили ее международный авторитет. Среди реальных результатов этих походов наиболее важным и далеко идущим, вне сомнений, было введение на Руси христианства.

В 862 г. началась моравская миссия Кирилла и Мефодия, знаменовавшая собой окончательную победу христианства в Моравии, Чехии, Словакии и начало интенсивного распространения его в Южной Польше. В 863 – 865 гг. христианство утверждается в Болгарии. Было бы странным, если бы тогдашняя Русь, расположенная рядом с Византией и Черным морем, оставалась в стороне от этого процесса. Тесные экономические и дипломатические связи с Константинополем, возникшие во времена Аскольда, содействовали интенсивному распространению новой веры.

К началу 60-х годов IX в. Русь уже была христианской страной, там существовала епархия и проповедь новой веры была прямой заботой молодой Русской церкви. Лишь через три столетия в верховьях Оки на землях угорского племени Голядь начала строиться Москва, но об этом позже.