Главное — верить!
Каждое выступление Гитлера выстраивалось как театральная постановка. Улыбка, жест, поза — все было отработано перед зеркалом. Массовые мероприятия, марши под барабанный бой, наглядная агитация, картины и плакаты нацистской партии создавали настроение, в котором пробуждались ледяная ненависть к врагам, фанатичная готовность к самопожертвованию.
Толпа в Германии тех лет была настроена на ту же волну, что и он. Гитлер исходил из того, что каждый, кто пришел его послушать, только что ощущал себя маленьким, одиноким, никому не нужным человеком, который не способен справиться со своими проблемами. И вдруг он оказывается среди множества единомышленников, и он захвачен пьянящим чувством принадлежности к мощной силе. Фюрер олицетворял мечты и фантазии немцев, он выражал их затаенные желания и надежды.
Эстетика важнее политики. Красное знамя с черной свастикой на белом круге в качестве партийного символа предложил Фридрих Крон, зубной врач, еще в 1920 году. Свастику изобразили и на партийном значке, ношение которого стало обязательным.
Критика власти исключалась. Любая оппозиция рассматривалась как абсолютное зло. Для тех, кто поначалу пытался критиковать политику новой власти, Геббельс придумал злобную формулу: «Осквернители собственного гнезда». Несогласных отправляли в концлагерь. Сомнения, дискуссии — все это было забыто. Одно мнение, один взгляд. Фюрер всегда прав. Гитлер внушал немцам: «Тот, кто несет в своем сердце веру, наделен самой мощной силой в мире».
В обществе, изолированном от внешнего мира и лишенном реальной информации о происходящем, люди утрачивали способность к здравой оценке. А кто сохранял, предпочитал помалкивать. И лишь очень немногие были против режима. Ими занималось гестапо.
В кольце врагов
4 января 1939 года президент США Франклин Делано Рузвельт обратился к стране с посланием, в котором связал внешнюю политику с моральными ценностями. Он говорил об опасности, которая исходит от стран, «где не существует демократии». После оккупации Чехословакии президент Рузвельт ввел 25-процентный налог на немецкие товары, что в Берлине сочли объявлением экономической войны. Пропаганда твердила: «Весь мир ненавидит нашу страну. Британцы вводят против нас блокаду. Американцы отказываются с нами торговать». Немцы слышали, что они в кольце врагов, которых необходимо сокрушить, чтобы принести в мир свет добра.
Уверенность в справедливости своей миссии позволяла легко участвовать в любых преступлениях. Тотальный режим создает особую духовную атмосферу, в которой и развернулся доктор Геббельс. Очень трудно, почти невозможно было противостоять Гитлеру во время его триумфов. Пропаганда создавала атмосферу всеобщего восхищения, что тоже нельзя сбрасывать со счетов. Вот чем руководствовался Геббельс: «Толпа, подобно насекомому, которое летит на свет, инстинктивно обращается к тем ораторам, которые говорят то, что толпа желает слышать».
Геббельс занимался интеллектуальной организацией политической ненависти, чтобы сплотить нацию и воспитать восхищение войной. Потому он так ненавидел либеральные ценности, писал о смертных грехах либерализма. Он не разговаривал, он не рассказывал. Он не информировал. Он бранился. Он клеймил врагов. Его наглый и хамский тон свидетельствовал: вот мы какие! Никто нам не указ!
Геббельсовское ведомство сообщало исключительно о победах и достижениях, о безграничной любви немецкого народа к фюреру. Неприкрытое насилие сопровождалось ужасающим лицемерием. Немецкие журналисты безнаказанно лгали. Власть полностью контролировала прессу и радио. «Нам нужно радио, марширующее вместе с нацией, — внушал стране Геббельс, — радио, работающее для людей». Профессиональная журналистика перестала существовать.
Только победы
 |
Май1945 года. Советские танкисты у Бранденбургских ворот РИА Новости |
Пока советские танки не ворвались на улицы немецких городов, жители Третьего рейха пребывали в уверенности, что Германия побеждает. Преимущество вермахта было очевидным. Самая современная техника и самые стойкие в мире воины: «лучшему солдату — лучшее оружие». Они слушали государственное радио, читали партийные газеты и смотрели выпуски официальной кинохроники. Созданная немецкими пропагандистами картина заменила реальность.
У себя дома на Герингштрассе министр народного просвещения и пропаганды Йозеф Геббельс устроил демонстрационный зал. Он сам внимательнейшим образом просматривал подготовленные к прокату выпуски кинохроники. Тщательно правил и видеоряд, и дикторский текст.
— Я в восторге от нашей кинохроники, — говорил Геббельс. — Она запечатлела героическую эпоху, не имеющую аналогов в истории.
Основную часть хроники — фронтовые эпизоды — поставляли военные операторы, входившие в состав пропагандистских рот вермахта. Себя они именовали «новым видом вооруженных сил». Отбором операторов и корреспондентов в пропагандистские роты ведал партийный аппарат.
Каждый понедельник уже готовый выпуск кинохроники показывали Гитлеру. В 1944 году фюрер перестал смотреть новости. Он слишком хорошо представлял себе положение на фронтах, и продукция Геббельса его больше не утешала.
Но остальные зрители по всей стране продолжали лицезреть победы германского оружия. И верили. Дело было не в талантах доктора Геббельса. Дело было в том, что они не могли не верить!
Предательство в Мюнхене
— Демократической стране, — меланхолически заметил Невилл Чемберлен, — трудно затеять войну только для того, чтобы помешать судетским немцам самим решать, какое правительство они желают иметь.
Судьба Судетской области, а в реальности всей Чехословакии, решилась в Мюнхене на конференции руководителей четырех держав — Англии, Германии, Италии и Франции. Гитлер получил все, что требовал. Чехословакию лишили Судетской области, где чехи соорудили мощные оборонительные укрепления. Страна стала беззащитной… Немецкие войска вошли в Судетскую область. Отныне она именовалась Судетенланд.
В разделе Чехословакии приняли участие соседи, Польша и Венгрия, откликнувшись на приглашение Берлина. Гитлер по-свойски сказал главе венгерского правительства адмиралу Миклошу Хорти: «Хочешь есть — помогай готовить».
Польше достались территории с населением 240 тысяч человек, а Венгрии отошла Закарпатская Украина с почти миллионным населением.
Гитлер с самого начала знал, что не удовлетворится Судетами. 15 марта 1939 года самостоятельная Чехословакия прекратила свое существование. Словакию отделили и посадили там марионеточное правительство. Чехией управляли практически напрямую. 17 марта Гитлер въехал в Прагу. Пражане мрачновато посматривали на фюрера, хотя в стране было немало немцев, довольных оккупацией. Гитлер объявил о создании протектората Богемии и Моравии. Объяснил: тысячу лет провинции Богемия и Моравия входили в жизненное пространство немецкого народа. После присоединения Судет немцы говорили: наконец-то нашим соотечественникам вернули родину. Большинство не понимало или не хотело понять, что это только прелюдия к большой войне.
 |
Апрель1943 года. Адольф Гитлер и рейхсминистр пропаганды Йозеф Геббельс на встрече в резиденции фюрера Бергхоф waralbum.ru |
«Мы никогда не проиграем войну»
Геббельс всегда оказывался впереди немецких войск. Он прогнозировал, например, взятие определенного города, и через два-три дня немецкие войска его действительно брали. Это повышало доверие к пропаганде. Когда Красная армия начала ломать хребет вермахту, его риторика свелась к примитивным лозунгам: «Нацию, желающую быть свободной, поработить нельзя!», «Любые жертвы ради свободы!», «Не думай о тяготах, думай о великой цели!», «Тяжелые времена, упорный труд, крепкие сердца».
Налетами союзной авиации на немецкие города командовал британский маршал Артур Хэррис. Он считал, что атаки с воздуха подорвут мощь Германии и боевой дух немцев. Его летчики разбомбили 61 город. Разрушили три с лишним миллиона домов. Летом 1943 года Гамбург бомбили девять дней и ночей. После очередных бомбардировок Геббельс патетически говорил: «Женщины подходят ко мне, возлагают на меня руки в молитве и просят Бога хранить меня. Наша мораль и нравственность таковы, что мы никогда не проиграем войну».
Немецкие газеты возмущенно писали: «Ковровые бомбардировки — типично британский способ ведения войны, звериная жестокость. Добродушный немец на такое не способен…»; «Террористические налеты британской авиации на немецкие города — преступное уничтожение памятников европейской культуры».
Пропагандисты Геббельса получили указание акцентировать внимание на зверствах врага. Клеймить Соединенные Штаты как империалистическую державу, которая эксплуатирует остальной мир. Геббельс распорядился: «При каждом удобном случае наши радиостанции должны называть Черчилля алкоголиком, первой скрипкой дьявольского оркестра, а Рузвельта — наемником плутократов с Уолл-стрит».
— На лондонской бирже установили бюст Сталина, — злобствовал Геббельс. — Ему там самое место.
В последние месяцы войны министр пропаганды играл на страхе перед Красной армией: «Солдаты вермахта на Восточном фронте, немецкие моряки на Балтике защищают мирное население от оргий мести Красной армии, от массовых изнасилований и произвола убийц».
Месть и изгнание
Но война пришла на немецкую землю, и рассчитаться за преступления режима пришлось немцам.
В последние дни войны имперский комиссар обороны Судетенланда обергруппенфюрер СС Генлейн пытался бежать на Запад. Но 9 мая 1945 года в городе Эгере (ныне чешский Хеб) угодил в плен к американцам. Он понимал, что его выдадут чехословацким властям. В ночь на 10 мая в камере Генлейн покончил с собой: разбил очки и осколком стекла перерезал вены.
Его заместитель по партии обергруппенфюрер СС Карл Герман Франк тоже попал в плен к американцам. Его передали правительству Чехословакии. Чехи Франка ненавидели. Суд установил его вину в гибели четырех тысяч мирных граждан. В мае 1946 года его повесили.
Досталось не только нацистским функционерам. Немцы вызывали слепую ненависть. Президент Чехословакии Эдвард Бенеш декретом №33 от 2 августа 1945 года лишил немцев чехословацкого гражданства.
— Мы не хотим жить рядом с ними, — мрачно сказал Бенеш. — Поэтому они должны покинуть страну. У нас есть моральное и политическое право требовать этого.
Немцам давали 24 часа на сборы, имущества разрешали брать не больше 50 килограммов. Изгнание сопровождалось расправами. В результате избиений и невыносимо тяжелого пешего перехода несколько тысяч человек умерли.
Из восстановленной единой Чехословакии изгнали 3,5 миллиона судетских немцев и еще 150 тысяч немцев, которых туда нацисты переселили после Мюнхенского соглашения 1938 года. Остаться разрешили только небольшой группе немецких коммунистов. Но и они предпочли переселиться в советскую зону оккупации Германии.
— Мы будем последовательно изгонять немцев из республики, — сказал вслед за Бенешем глава компартии Чехословакии Клемент Готвальд, — и заселять приграничье чехами и словаками. Мы должны избавиться от пятой колонны.
С 1944 по 1947 год пятнадцать миллионов немцев были изгнаны из родных мест. Они потеряли дома и имущество. Женщин насиловали, мужчин убивали. Многие погибли от голода и холода по дороге. Это была месть. Нацисты устроили мировую войну и убили миллионы людей ради того, чтобы все немцы жили в едином государстве, чтобы все немецкие земли принадлежали Германии. И потеряли всё!
Немцы считали себя жертвами.
Но они были преступниками.
Леонид Млечин
журналист, историк
Комментарии
Россия ни с кем не воюет. И никому не советует воевать с ней.
"Кто нас обидит- трёх дней не проживёт" (В.В. Путин).
Разве Россия взяла на себя миссию "нести добро в мир"?
Разве в России запрещено критиковать президента?
Разве в России угнетают "нац.меньшинства"?
Разве Россия информационно изолирована?
Где "один в один"? Или Вы - тут слышу, там не слышу - нашли пару совпадений, к ним за уши притянули то, что захотелось...
Что до остального, то словам маршала Жукова я доверяю больше, чем трепу некоего AwaZ StaRR. А Жуков ценил помощь союзников очень высоко...
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Почти все президенты на Украине обещали сделать русский язык государственным, но обманывали.
Ваш четвертый Рейх накроется тем же предметом что и третий Рейх...
Опровергай врунишка.
Николай Зуб # ответил на комментарий Пессимист оптимист 19 апреля 2015, 00:22
Запрет русского языка и есть самый настоящий фашизм.
------------------------
А что я у вас просил? Напомню...
Пиня Кокман # ответил на комментарий Николай Зуб 19 апреля 2015, 02:17
Дайте пожалуйста ссылку на документ запрещающий в Украине использование русского языка...
------------------------------------
У вас видимо склероз или под дурочка косите или меня считаете простаком с России? Что вы мне подсунуть пытаетесь? причем здесь государственный или негосударственный язык? По вашей логике, если язык не государственный значит он запрещен??? в России ОДИН государственный язык, так что ВСЕ остальные языки всех остальных народов России , числом более 180 находятся у вас под запретом???
Комментарий удален модератором
Впрочем, мне стукачи не интересны. ваше место на горшке в ЧС. Вы даже ругатся не умеете..сразу с жалобой помчались...А начинать хамить не боялись...
Но цитируй полность:
Запрет русского языка и есть самый настоящий фашизм.
Почти все президенты на Украине обещали сделать русский язык государственным, но обманывали.
И прекращай врать, в России много государственных языков.
В ЧС иди фашист.
Ответов на вопросы так и нет.
Русские – самая аморальная нация, а по убийствам так и вообще лидируют с большим отрывом и от США, и, тем более, от ЕС. Кто вас гонит в угол? Вы были инициатором уничтожения СССР и предательства его идеалов, при чем здесь Украина? Почему под боком у США прекрасно себя чувствуют несколько социалистических стран с богатейшими природными ресурсами, не обладающие при этом ядерным оружием, а вы продали собственную страну, предали предков, смирились с деградацией и уничтожили достойное будущее собственных потомков, и все равно трясетесь от страха перед всем миром? Что россияне сделали за 23 года, кроме того, что разворовали и пропили все наследие СССР?
Танки... ворвались... изнасилования... убийства...
Давайте скажем иначе:
-Наши войска освобождали Германию от фашисткого режима, чтобы дать немцам Мир и Надежду на Светлую жизнь после "коричневой чумы"...И это- удалось.
Мы немцев Победили, а не уничтожили. Поэтому с чистым сердцем сейчас общаемся, дружим.
Наш Президент говорит по-немецки и рассказывает, с юмором, как они с Шрёдером парясь в бане, чуть не сгорели.
Что хочет Млечин и "Новая Газета"?
-В преддверии "Дня Победы" "испортить воздух"?
Пусть пробздятся и надышатся вволю "до" а не "во-время". Мы потом проветрим....
Гавняный народ, эти наши- "антисоветчики-либерасты"....
Рискну предположить, что Ваше негодование вызвано сходством между описываемыми в статье фактами и происходящем сегодня в России.
"Геббельс занимался интеллектуальной организацией политической ненависти, чтобы сплотить нацию и воспитать восхищение войной. Потому он так ненавидел либеральные ценности, писал о смертных грехах либерализма. Он не разговаривал, он не рассказывал. Он не информировал. Он бранился. Он клеймил врагов. Его наглый и хамский тон свидетельствовал: вот мы какие! Никто нам не указ!" - Это прямо с Д. Киселева списано. Да и Ваш перл органично укладывается в гебельсовщину.
Так же мы будем говорить и о прошлом.
Итак, повторяю вопрос:
"...Что хочет Млечин и "Новая Газета"?
-В преддверии "Дня Победы" "испортить воздух"?
Если Геббельс терпеть не мог либералов, это не означает, что "либералы"- мне друзья
.
Все, наверное, идя по дороге, стараются не вляпаться в "собачье дерьмо", оказавшееся на пути, даже если оно называется "либеральными ценностями".
Только ленивый не заметил, что либерастия сейчас проводит "компанию" по уравнивания фашизма с коммунизмом и всем советским.
И кто меня убедит в том, что такая организованная "кампания" не исходит из одного центра?
На Украине рушат памятники Ленину, а Иноземцев из МК выступает со статьёй о необходимости десоветизации и у нас,...Павел Гусев, оттуда же со своим нытьём, что де "это поколение ( про нас) должно помереть" а уж тогда они...("либералы") " свершат"....." здесь же Млечин с "Новой газетой", "Эхо" и далее...
То нас "пидорами "мучают", то "пусси -райт", теперь вот завыли "новую тему"...
"Пройдёт и это..." (Соломон)
Испанский я понимаю не очень хорошо, но там вроде тоже не слышал.
Ни на одном из упомянутых каналов нет хамских выпадов в адрес оппозиции, нет передач типа "вот мы какие! Никто нам не указ!". Это вовсе не значит, что там идет постоянное обсерание самих себя.
Она тупо стучать по клаве только может, и то с трудом..)
Я раньше частенько с ней обменивался перепиской в Одноклассниках.
Сейчас только поздравления с днюхой, да и то , чувствую - сцепив зубы.
Причина всё та же - Украина. Мы по разному оцениваем произошедшее там.
Она - с позиций европы, я - с позиций советского человека, коим себя считаю, коим и остался. Так вот, как-то в разговоре со мной она сказала одну интересную вещь : немцы, мол, всё искупили, их,мол, преследует чувство вины все эти годы, они, мол, этого не заслуживают и вообще они трудяги, культурная,европейская нация. Из контекста я понял, что за скобками осталось - в отличии то русских. Моё ЛИЧНОЕ мнение : преступления германских нацистов , всей немецкой нации - СРОКА ДАВНОСТИ НЕ ИМЕЕТ так как ГЕНОЦИД нельзя оправдать ни чем. Пусть они там, в ФРГ думают что хотят, но они , немцы,повинны в смерти 27 миллионов советских людей и долги ещё не отдали, Кровь за кровь, смерть за смерть - это не кровожадность или месть, это справедливость.
Обычно такое "европейское поведение" свойственно больше нашим эмигрантам, которые хотят выглядеть "европейцами" больше, чем сами немцы.
Мне кажется, что мы с немцами (настоящими) понимаем друг друга значительно больше, чем об этом пишут, не смотря на все наши войны...
Потому, что в Европе, есть: мы, немцы, и "все остальные"...
"Было и было..."
Но мы- соседи, которые достаточно знают друг друга.
-Да мне всё равно...
Я знаю, что "немкой" была: "Екатерина Великая"?, да и в других "помазанниках" немецкой крови было немали, ввиду того, что немцы были нищие, а нашим "статусно" больше не с кем было "породняться...
Имеют место быть наши сложные взаимоотношения с немцами. Не более.
Геббельс был еврей, Хатынь жгли хохлы, церберами у нас тоже были хохлы, в Крыму и Анапе зверствовали татары и румыны...
Я- интернационалист и не принимаю, когда обвиняют "нации"...
Есть- люди и есть- твари,... Только так.