Можно ли доверять евреям?

На модерации Отложенный

Молитва «Коль нидрей» (или «Кол нидре» в ашкеназском произношении»), с которой начинается торжественная литургия Йом Кипура, сегодня для большинства евреев символизирует покаяние и желание приблизиться ко Всевышнему. А для людей, далеких от соблюдения традиции, «Коль нидрей» — это вообще едва ли не единственная связь с верой предков. 

Между тем, в Средние века, в так назаемый «период Гаонов», раввинов возмущал обряд отречения от клятв и обетов, который, по всей видимости, появился в еврейских общинах в 8-9 веке н.э. Например, составитель древнейшего из известных еврейских молитвенников Амрам Бен-Шешна Гаон из Суры открытым текстом заявил, что считает чтение «Коль нидрей» глупым обычаем».

Вот перевод арамейского текста «Коль нидрей» в его ашкеназском варианте:

«Все обеты, обязательства, присяги и отлучения, называемые „конам, конас“ или каким бы то ни было другим именем, что мы обещали или поклялись, или поручились, или которыми мы обязались от сего Дня Всепрощения до будущего счастливого прихода Дня Всепрощения — мы во всех их раскаиваемся. Да будут они считаться разрешенными, прощенными, уничтоженными, недействительными и лишенными силы. Они не будут связывать нас и не иметь никакой силы над нами. Обеты не будут признаны обетами, обязательства не будут обязательными, а присяга — присягой».

В средневековых диспутах между еврейскими и христианскими мудрецами последние нередко использовали «Коль нидрей» в качестве доказательства ущербности иудаизма. В самом деле – чего можно ожидать от религии, позволяющей ежегодно отрекаться от данных обещаний? Правда, в ашкеназской традиции «Коль нидрей» касается только будущих обетов, а не тех, что были даны в минувшем году.

Но это, с точки зрения христианина, ничуть не лучше — ведь клятвы обесцениваются заранее.

Как правило, в ответ на инвективы христиан раввины отвечали, что «Коль нидрей» позволяет человеку нарушить лишь те обязательства, которые он добровольно взял на себя перед Господом (личные обеты), но ни в коем случае не обещания, данные ближним. Но этот аргумент, как видно, был не очень убедительным: в большинстве стран Европы в Средние века была введена так называемая «еврейская присяга» — Juramentum more judaico. Еврей, представавший перед судом, должен был призывать на себя за нарушение присяги страшные кары (например, проказу). Таким образом судебные инстанции пытались гарантировать, что еврей не соврет, воспользовавший лазейкой «Коль нидрей». Во многих странах Европы формула еврейской присяги была принята до середины 19-го века.

Как сложился обычай читать «Коль нидрей», остается загадкой. Некоторые ученые предполагают, что молитва возникла среди испанских евреев, подвергавшихся массовым насильственным крещениям. Таким образом, возможно «Коль нидрей» было способом «двойного отречения» — власти вынуждали евреев отречься от своей веры, а те в свою очередь в Судный день отрекались от лжеотречения.

По другой версии, «Коль нидрей» возник просто как реакция на принятый на Ближнем Востоке обычай клясться почем зря.