Особенности национальной культуры (на одном примере)

На модерации Отложенный

Крайности отечественного бытия - давно уже общее место. Наша культура с советских времен фактически распалась на два полюса: культура «Большого театра» и приблатнённая культура «101 километра», а посередине ничего, т.е. у среднего человека фактически нет выбора, к чему тяготеть. Культура деревни уничтожена, культуры города никогда и не было (большинство революционеров - разночинцы, так называемые «лишние люди»). Очень нагляден в этом смысле пример системы детского музыкального образования. В Советском Союзе было 7 000 ДМШ (детская музыкальная школа), сейчас в России осталось около 3 000.

Сам "оттрубил" в музыкалке (на фортепиано) от звонка до звонка. Музыку всегда любил и продолжаю любить, на инструменте не играю и не умею, хотя был хорошист-отличник. И таких, как я - 50 % от общего числа обучающихся, остальной половине обучение нравилось, кто-то (единицы) стал профессиональным музыкальным деятелем и т.д. КПД в 50 % (каждый второй) - это слишком. Я добросовестно подсчитал комментарии «за и против» на некоторых форумах по теме. Причём равнодушных нет: всё-таки 7 лет напряжённого труда! Как же так получилось?

Обучение с первого по седьмой класс состоит из 4 предметов: инструмент, сольфеджио («структура» музыки, с которой справляются дети, имеющие математический склад ума, для остальных – тёмный лес), музыкальная литература (жизнь и деятельность композиторов) и хор. И никаких изменений за все 7 лет! За полугодие учишь 3-4 «вещи» - сдаёшь экзамен, учишь новые – сдаёшь и т.д. Такая система хороша для МОТИВИРОВАННЫХ учеников: это профессиональная система подготовки – очень простая и эффективная для училищ и консерваторий.

Но с первого класса?! Просто сделали вид, что все ученики мотивированы! Так же проще! Да и как можно быть немотивированным с точки зрения музыкальных профессионалов, как можно иметь другие интересы вообще? В самом названии (музыкальная школа) - большая ошибка. Фактически - это школа обучения ИГРЕ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ, а это уже СПЕЦИФИЧЕСКИЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ! Так и надо называть, было бы честнее.

Я сейчас не говорю о музыкальных достижениях страны, я говорю о том, что такая эшелонированная система подготовки не достигла главного: нет культуры музицирования. Видимо когда-то виделось так: приходит кухарка домой, а дочка – из музыкалки, садятся и играют в 4 руки? Количество не перешло в качество, не всё так просто!

И ведь ничего не делается, чтобы мотивировать (а это не помешает любому ученику). При наличии всех возможностей «не вводят в мир музыки»: не знакомят с другими инструментами, чтобы был выбор, чтобы можно было выбрать СВОЙ инструмент или несколько: каждый преподаватель – фанат своего инструмента, как это можно играть на чём-то другом? Оголтелость зашкаливает! А ведь дети воспринимают данные модели поведения.

Видимо, это «всё или ничего» глубоко сидит в народном сознании: также спорт высоких достижений есть, а физкультуры – нет.