«Северный кулак» США против России: угроза Калининграду и ядерным силам

 

Леонид Нерсисян

После начала украинского кризиса поток антироссийской пропаганды в мире  достиг размаха времён Советского Союза. Но если в большинстве стран ЕС имеются  относительно нейтральные силы, призывающие к примирению, то в странах  Скандинавии и Прибалтики линия по отношению к России максимально радикальная и  деструктивная. Именно в этих странах влияние США постоянно растёт: в Прибалтике  независимых государств уже нет совсем, а в Скандинавии процесс активно идёт в  том же направлении. Интересно, что из четырёх скандинавских стран (отнесём к ним  и Финляндию — она не всегда фигурирует в этом географическом понятии) в  НАТО входят только Норвегия и Дания, а Швеция и Финляндия пока придерживаются  внеблокового статуса, по крайней мере, на словах. Тем не менее волна  антироссийской истерии и милитаризации захлёстывает и эти два государства.

В ход идёт дезинформация и ложь на самом высоком уровне: чего только стоила  история с российской атомной подлодкой, якобы заплывшей в территориальные воды  Швеции. Только вот зачем тяжёлому ракетоносцу понадобилось туда заплывать и как  же такой объект мог быть упущен, никто не ответил — безответственность в  большой политике сейчас в моде. Норвегия же вообще постоянно льёт «крокодиловы  слёзы» — заостряя внимание на полётах российской стратегической авиации (которая, к слову, ни разу не нарушала ничьих границ), а совсем недавно выдвинув  смешное предположение, что российские научно-исследовательские суда «шпионят» за  ними, располагаясь на бывшей базе подводных лодок Олавсверн. Базу же власти  Норвегии несколько лет назад продали сами, так как стоимость её эксплуатации  была огромна, а большого военного смысла в ней не было — в войне с РФ один  на один она не спасёт, хоть и действительно является мощным убежищем для  подлодок, а в глобальном конфликте подводная часть военно-морских сил (ВМС) Норвегии является ничтожной силой — всего 6 дизель-электрических субмарин  класса Ula.

Риторика в Дании и Финляндии не такая жёсткая, да и количество совсем уж  явной дезинформации, озвучиваемой официальными лицами, намного меньше. Но это мы  о словах. А действия ничем не отличаются — Дания уже согласилась принять  участие в формировании системы европейской противоракетной обороны (ЕвроПРО), а  Финляндия активно налаживает взаимодействие своих вооружённых сил (ВС) с армиями  других скандинавских и прибалтийских стран (особенно Швеции) и, конечно, с ВС  США.

Военный тандем Швеция — Финляндия

Наиболее активно идёт формирование военного тандема Швеция — Финляндия, и хотя намерения о создании военного блока с участием этих стран были официально  опровергнуты, на деле происходит обратное. Страны выразили готовность создать  совместные сухопутные и военно-морские бригады, а в конце марта провели  совместные учения военно-воздушных сил (ВВС). В них также приняли участие ВВС  США, прилетевшие на эстонский аэродром Эмари. Более того — интеграция ВВС  этих двух стран будет продолжать расти — вместо 62 устаревающих  американских истребителей F/A-18 Финляндия собирается закупить либо шведские SAAB JAS-39 Gripen новой модификации, либо французские Dassault Rafale, причём  наиболее вероятно выбор падёт на «шведов». В обоих случаях взаимодействие ВВС  стран заметно вырастет, а в случае с покупкой JAS-39 достигнет максимума — даже вооружение и запчасти будут унифицированы.

Теперь ключевой задачей для США на этом направлении является втягивание этих  стран в НАТО. Население государств активно к этому готовят — в случае  очередной эскалации украинского конфликта, вступление Швеции и Финляндии в НАТО  может стать делом времени.

Прибалтийский плацдарм

Активное размещение войск США на территории Латвии, Литвы и Эстонии, а также  проходящие там постоянно учения НАТО говорят о том, что эти три страны станут  плацдармом для сил НАТО, в том числе и для авиации скандинавских государств. Географическое расположение этих стран позволяет одновременно наносить оттуда  удар как в направлении окружённой НАТО Калининградской области, так и в  направлении Ленинградской и Псковской областей. Вооружённые силы самих  прибалтийских стран крайне слабы и малочисленны — в сумме они могут  выставить лишь около 23 тысяч военнослужащих, при этом не могут похвастаться  сколь-нибудь значимым количеством военной техники, а ВВС у этих стран  практически отсутствуют. Так что основная роль этих государств — стать  плацдармом для войск НАТО и полем боя — не самая радужная перспектива, но  это не может интересовать антинародные власти этих стран, «пляшущих под дудку» заокеанского «союзника».

Норвегия: арктическая нефтяная наживка

Среди скандинавских стран Норвегия отличается, пожалуй, самым высоким  градусом антироссийской истерии. И в отличие от прибалтийских государств — здесь есть и материальный субстрат — а именно арктические запасы нефти, на  которые норвежцы имеют серьёзные виды, впрочем, как и мы. Это накладывается на  давление со стороны США, приводя к своеобразному «резонансу». Кроме того, американцы могут «подогревать» арктические аппетиты норвежцев, убивая этим двух  зайцев — формируя для России нового врага и увеличивая поставки своего  вооружения. Таким образом, Норвегия оказывается в своеобразной «ловушке», основой которой являются её же энергетические амбиции. Что касается чисто  военного компонента — то Норвегия сильна своими ВВС и флотом, а также  высоким уровнем подготовки солдат. Уже совсем скоро начнутся поставки  американских истребителей 5-го поколения F-35, которые будут закуплены в  количестве 52 единиц, в дополнение (а в будущем — на замену) к 57 F-16.

«Северный кулак» против России

Как мы уже можем заметить, перечисленные выше страны всё более милитаризуются  и объединяются вокруг антироссийской идеологии. Под патронажем США формируется  своеобразный военный «кулак», угрожающий северо-западным границам России. Какие  же силы и на каких направлениях могут выдвинуть против РФ эти государства?

1) Мощную авиационную группировку, способную действовать от Мурманской и до  Калининградской области — по всей длине условной линии фронта. В неё  суммарно входит почти 300 истребителей — 62 F-18, 134 JAS-39 Gripen и 102  F-16. Все самолёты лёгкого класса, но неплохого уровня и в очень серьёзном  количестве.

2) Две группировки ВМС — первая в «северных морях» (Северное, Норвежское, Баренцево), представленная в основном норвежским флотом. В неё  входит 5 фрегатов типа Fridtjof Nansen, оснащённых противокорабельными ракетами (ПКР) Naval Strike Missile и боевой информационно-управляющей системой Aegis, 6 ракетных катеров типа Skjold с теми же ракетами и 6 дизельных подлодок типа Ula.

Вторая — в Балтийском море, представленная ВМС Финляндии, Швеции и  Дании. Здесь в бой могут быть брошены: 5 датских фрегатов с американскими  противокорабельными ракетами Harpoon и неплохой системой ПВО; 5 шведских  дизель-электрических субмарин с торпедным вооружением и 9 корветов с ПКР RBS-15,  5 из которых класса Visby, созданные по технологии «Стелс»; 8 финских ракетных  катеров с ПКР RBS-15 (максимальная дальность пуска 200 км), 6 минных  заградителей и 13 минных тральщиков.

3) Сухопутные силы — датские силы здесь мы учитывать не будем, так как  географически они несколько «оторваны» от места действия. Финляндия, Швеция и  Дания в сумме могут выставить 31 тысячу солдат, 284 немецких танка Leopard 2 и  около 1000 единиц различной артиллерии. Ещё 23 тысячи, правда, совсем уж  обделённые техникой, имеют прибалтийские страны. Как можно заметить, сухопутные  силы — наиболее слабое место перечисленных стран.

Кроме того, имеется американское присутствие в Прибалтике — пока  небольшое, всего несколько десятков единиц техники и несколько сотен личного  состава, которые официально прибыли на учения, но пока не сильно спешат  отправляться обратно в США.

Калининградская область — цель №1

Калининградская область, находящаяся фактически в окружении сил НАТО, из-за  наличия сухопутных границ лишь с Польшей и Литвой является наиболее уязвимой  целью для вероятного противника. Уже сейчас Литва нередко устраивает проблемы  при доставке грузов по своей территории, теоретически возможна полная сухопутная  блокада, а также энергетическая.

Силы ВС РФ, дислоцированные в Калининградской области, не очень велики, но  активно перевооружаются, к примеру, уже в 2012 году там оказались наиболее  современные зенитно-ракетные комплексы С-400. Однако численность войск  небольшая — всего около 10 тысяч человек.

Одновременно из Польши и из Прибалтики в бой могут быть брошены до 80 тысяч  военнослужащих — и это без американской поддержки. Силы «Северного кулака» могут оказать мощную авиационную поддержку польским сухопутным силам и  попытаться создать морскую блокаду Калининграда. Противостоять этой попытке  взять Калининград в полную осаду будет Балтийский флот ВМФ РФ — его силы  примерно равны совокупным силам ВМС «Северного кулака»: 2 эсминца проекта 956, 2 современных сторожевых корабля проекта 11540 (построены с применением технологии «Стелс»), 4 сторожевых корабля проекта 20380, 12 ракетных катеров, 3 дизель-электрические подводные лодки. Все эти корабли вооружены  противокорабельными ракетами разных типов, большинство из которых по  характеристикам превосходят скандинавские и американские ПКР. Так что победа в  этом противостоянии больше зависит от уровня обучения экипажа и сторонних  факторов, таких как разведка и т.п.

Задачей ВС РФ в случае такой агрессивной попытки занять Калининградскую  область должно стать скорейшее пробитие сухопутного коридора через Латвию и  Литву — тут-то могут попробовать помешать сухопутные силы и авиация Швеции, Норвегии и Финляндии, связав часть сил Западного военного округа (ЗВО) в  Ленинградской области. Конечно, силы ЗВО, в которых сосредоточено до 40% личного  состава ВС РФ, несравнимо мощнее, но тем не менее силы «Северного кулака» могут  выиграть время до подхода подкреплений из Западной Европы и США.

Ограниченный ядерный конфликт

Реален ли сценарий такой крупной европейской войны при наличии крупных  арсеналов стратегического и тактического ядерного оружия у противоборствующих  сторон? Если основным «полем боя» станут те же прибалтийские государства, Польша, Белоруссия, Украина, Финляндия, Норвегия — то есть неядерные  государства, то реален. Ядерные удары не будут наноситься по государствам, обладающим им. Тем не менее в таком раскладе применение тактического ядерного  оружия вызывает мало сомнений — особенно это актуально для нас, так как  численность армий НАТО превосходит нашу в несколько раз почти по всем  показателям. Как итог — в такой войне проигравшими будут именно те страны, которые сейчас больше всех ратуют за борьбу с Россией. А выигравших в ней не  будет — оба лагеря получат сотни тысяч уничтоженных солдат и горы  уничтоженной военной техники. Тем не менее человечество, как показывает история, не может долго существовать без войн — а их в Европе нет (крупных) с 1945 года. Сколько ещё лет ядерное оружие сможет сдерживать агрессию и ненависть? Ясно то, что война пылала бы в Европе ещё в марте 2014-го, если бы не этот  сдерживающий фактор.

Выводы и перспективы

1) «Северный кулак» действительно формируется. Его целью пока что является  геополитическое давление на Россию и создание угрозы Калининградской  области.

2) Группировка войск в Калининграде должна поддерживаться в максимально  боеготовом состоянии, её численность, по возможности, необходимо увеличить.

3) США с помощью создания «мини» военного блока в Скандинавии и Прибалтике  ещё плотнее сжимают кольцо военного окружения России.

4) Норвегия, несмотря на свои амбиции, пока далека от того, чтобы тягаться с  Россией в Арктике. Северный флот РФ представляет собой серьёзную мощь, с которой  невозможно тягаться с помощью 6 дизельных субмарин, нескольких фрегатов и  ракетных катеров. У России здесь имеется 45 подводных лодок, в том числе 23 атомные, авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов», тяжёлый атомный крейсер «Пётр  Великий» и множество других кораблей.

5) Кроме геополитических причин и борьбы США с Россией, есть намного более  насущная задача — заставить работать ВПК на «полную катушку», несмотря на  экономические проблемы в большинстве стран Европы. Сейчас даже условно нищие  прибалтийские государства начинают выделять какие-то деньги на закупку военной  техники.

6) Большая война в Европе всё же может возникнуть — уровень напряжения в  некоторые моменты действительно приближается к критическому. А наличие большого  количества вооружения и активная подготовка к войне могут вызвать лишнюю  самоуверенность.

7) Следующим шагом расширения проекта ЕвроПРО может стать размещение  противоракет в Скандинавии. Система ПРО GMD (Ground-based Midcourse Defence) будет иметь возможность перехватить часть российских межконтинентальных  баллистических ракет (МБР), летящих через Северный полюс к США. И что самое  главное, перехватить их до разведения боевых частей — ведь большая часть  современных МБР России имеет разделяющиеся головные части. Такой расклад вполне  возможен после 2020 года, когда будет реализован нынешний этап ЕвроПРО и будет «доведена до ума» GMD. Соблазн разжечь войну после такого шага будет, естественно, ещё выше.

8) Страны, входящие в этот новый антироссийский блок, не являются  бенефициарами — скорее наоборот, им, в случае чего, придётся хуже всего, так как именно они и станут полем боя. До США, как и раньше, далековато.

9) Все страны, находящиеся недалеко от России и размещающие у себя элементы  ПРО США, должны быть предупреждены на самом высоком уровне о том, что они будут  самой первой мишенью для стратегических ядерных сил РФ и получат они не  безопасность, а наоборот — смертельную опасность. Заявление должно быть не  на уровне посла, как было сделано в Дании, а на самом высоком. Население этих  стран должно знать, к чему ведут решения их правительств.

Леонид Нерсисян — военный обозреватель ИА REGNUM