Томас МАНН: «Гитлер не сможет выиграть»

В годы Второй мировой войны великий немецкий писатель Томас Манн многократно обращался к немцам в эфире Би-би-си. Последнее его обращение прозвучало 10 мая 1945 года. А впервые голос настоящей, а не мифической Германии зазвучал в марте 1941 года из так называемых «народных приемников», единственно дозволенных немцам радиоустройств, которые сам народ прозвал «глоткой Геббельса». На средних и длинных волнах в эфире Би-би-си с немцами заговорил Томас Манн.

Радиовыступление 74-летней давности, строго говоря, не было первым — начиная с октября 1940 года Манн ежемесячно телеграфировал по просьбе Би-би-си свои краткие комментарии хода войны, предназначенные для немецкой аудитории. Из Принстона, где он читал лекции в университете и дописывал тетралогию «Иосиф и его братья», — в Лондон, где текст зачитывали в эфире по-немецки.

В марте 1941 года Манн впервые лично обратился к соотечественникам: выступления с тех пор записывали в лос-анджелесской студии Национальной вещательной компании, Эн-би-си, самолетом переправляли запись в Нью-Йорк и по телефону — в Лондон, где ее проигрывали перед микрофоном. Все ради того, чтобы люди с риском для жизни услышали голос друга: «Немецкие слушатели! Deutsche Hӧrer

После рождественского обращения 1940 года, в котором Манн призвал немцев: «Спасите ваши души отказом верить и подчиняться вашим тиранам», в полемику с великим мастером иронии пустился сам фюрер. Последний сказал, что такие «подстрекатели», как Томас Манн, просчитались: немцы не пойдут против него и его системы, а те, что пошли бы, заперты ключами и засовами.

«Звать людей к восстанию — еще не значит верить в глубине души в их способность восстать, — писал Манн в сентябре 1942 года. — Во что я верю непоколебимо — в то, что Гитлер не сможет выиграть эту войну, и эта вера основана больше на метафизических и моральных, нежели на военных, причинах».

В ноябре 1941 года, в пору боев под Москвой, Манн сказал соотечественникам: «Распад начался». А когда Геббельс убеждал немцев, что «в случае поражения нас всех повесят на одной веревке», Томас Манн напомнил, что, в отличие от режима подлецов, «народ всегда способен начать сначала».

Вместе со многими другими Томас Манн спас немецкие честь и достоинство в пору их почти полного посрамления. 55 ежемесячных обращений было передано в эфире за годы войны; в последнем выступлении 10 мая 1945 года он сказал: «Как горько, когда ликование мира достается ценой поражения и глубочайшего унижения собственной страны!»

Геббельсовская пропаганда называла Томаса Манна германофобом, кормящимся из рук Госдепа. Все повторяется. Теперь уже путинская пропаганда так называет людей, противищихся преступной политике Кремля.

Радиообращение Томаса Манна, март 1941 года.

http://www.novayagazeta.ru/society/67868.html