Как региональные власти подавляют бунты, митинги и голодовки

   Последний опрос «Левада-центра» показал небольшой рост протестных настроений в России. На этом фоне у региональных властей меняются установки к «инакомыслящим». Если раньше «карательные» меры принимались в основном против политических демонстрантов, а с «экономическими и бытовыми» старались договориться, сейчас пресекаются попытки любых бунтов. А их инициаторов часто обвиняют в политической неблагонадежности и отсутствии патриотизма. Социологи считают, что «закупоривание клапанов» может привести к обратному эффекту. «Лента.ру» исследовала перегибы на местах и попыталась разобраться, почему прессуют врачей, учителей и простых горожан, вступившихся за детскую площадку.

   Жительницу Санкт-Петербурга Оксану Королеву за участие в акциях по спасению песочницы в собственном дворе суд наказал на два миллиона рублей. До недавнего времени Оксана была рядовым бухгалтером с зарплатой в 15 тысяч рублей. Политикой никогда не интересовалась и на митинги ни разу не ходила. Однако мать–одиночка, воспитывающая семилетнего сына, активно включилась в битву за детскую площадку рядом со своим домом. В 2013 году жители дома номер 44 на проспекте Науки узнали, что на месте детского игрового уголка собираются построить продуктовый магазин. Поскольку рядом с многоэтажкой уже функционировали 12 маркетов, а удобной детской площадки в радиусе километра не было ни одной, народ посчитал обмен неравноценным.

В многокорпусном доме проживают больше двух тысяч человек. Почти в каждой семье — дети, с которыми надо где-то гулять.

   В городе Сегеже Республики Карелия едва не развернулись репрессии против работников детсадов, написавших открытое письмо президенту. «В нашем городе технический персонал детсадов, больниц, школ сидит впроголодь, — говорилось в послании. — Заработная плата составляет 6-8 тысяч рублей в месяц. Не хватает даже на оплату услуг ЖКХ, детских садов. Индексации нет с 2012 года, поэтому мы потеряли очень много к будущей пенсии. Цены в магазинах растут за ночь рублей на 10 — на каждый продукт. Мы уже не помышляем о новой одежде, о самой необходимой бытовой технике и игрушках детям — это роскошь».

   Представители независимых профсоюзов, чьи ячейки сейчас активно формируются на госпредприятиях и в бюджетных учреждениях, отмечают, что в последнее время выстраивать конструктивный диалог на местах все труднее. Входит в моду причислять работников, дотошно интересующихся порядком начисления своих зарплат, к «пятой колонне» и обвинять в «раскачивании лодки». По словам Андрея Коновала, координатора несистемного профсоюза медиков «Действие», все зависит от человеческого фактора.