Опять диалектика с кибернетикой (после рихтовки)
Опять диалектика с кибернетикой
(после рихтовки)
Сегодня мало кто задумывается о настоящих причинах неприятия кибернетики в СССР («Кибернетика — это реакционная лженаука…» см. «Краткий философский словарь», Госполитиздат, 1954). Или еще хлестче: «продажная девка империализма».
Эта наука, по крайней мере ее философская составляющая, в том виде как представлял ее основоположник Норберт Винер, претендовала на роль всеобщей науки о мироздании. Но в СССР уже существовало собственное тотальное, целостное и системное знание — диалектический материализм. Ревностное отношение советских диаматчиков к кибернетике помешало обогащению базовых философских основ марксизма новыми наработками. Сработала распространенная тогда схема: не читал, но осуждаю.
Cовременное определение кибернетики в словарях и Википедии звучит так: «Киберне́тика (от др.-греч. κυβερνητική — «искусство управления») — наука об общих закономерностях получения, хранения, передачи и преобразования информации в сложных управляющих системах, будь то машины, живые организмы или общество.»
Н. М. Моисеев – крупный ученый в области общей механики и прикладной математики (1917-2000 г.) -- в своей книге «Люди и кибернетика» ( Москва, Молодая гвардия, 1984г.) достаточно просто и наглядно объясняет для читателя-неспециалиста применимость законов кибернетики к управлению общественными, биологическими и физическими структурами. Он подчеркивает, что идеи обратной связи и качества управления – это фундаментальные идеи в кибернетике.
Поясним это на примерах. Возьмем обычный холодильник. Его автоматика управляет работой холодильника так, что не может поддерживать температуру в нем постоянной. Необходимо ее отклонение в сторону повышения или понижения. Тогда датчик температуры, почувствовав это, по обратной связи передает эту информацию, то есть команду, на включение – выключение.
Но представим себе, что холодильник настроен на работу в температурном режиме от минус 10 до плюс 10 градусов. Меньшую разницу температур он не чувствует. Это к вопросу о качестве управления. Такой дурацкий холодильник никому не нужен.
Пример из биологии. В спокойном состоянии у здорового человека артериальное давление 120/ 80 мм. рт. ст. Хотя при физических или психических нагрузках верхний предел давления может подниматься до двухсот и даже более. А у больного – гипертоника в спокойном состоянии будет 160/100 и более. Поэтому даже при небольших физических или психических нагрузках это чревато инсультом. А все потому, что качество управления (то есть саморегуляция организма) у него плохое и он вынужден прибегать к лекарствам. Или вносить коррективы в свой образ жизни, если он был нездоровым. В этом имею личный опыт.
Пристукнуло мужика инсультом. Страх смерти присутствовал, конечно, но его пересиливала боязнь остаться инвалидом в возрасте сорока лет. Понял, что спасение не в лекарствах и медицине, а в радикальной смене образа жизни – был неспортивный и толстый. Просветился, конечно, по книжкам у умных людей. Но знание, что такое хорошо, не означает хотеть того же. Надо быть воздержанным в еде, а хочется. Надо выполнять необходимые физические упражнения, а мучительно тяжело их делать мне, болезному.
И риск был. Однажды представил себя лежащим в гробу в актовом зале института, где работал. Мимо проходят сотрудники, прощаясь. Ощущение не из приятных, доложу вам. Но заметил, что на таком антидопинге, чтоб его подавить, оказалось легче заставить себя делать упражнения. Так проверил на личной практике действие закона единства и борьбы противоположностей как источник развития. Использовал противоборство чувства от виртуальной траурной церемонии и чувства удовлетворения от победы над собой. От реальных ограничений в еде и нагрузок в физкультуре. А единство определяется тем, что эти чувства испытывал я один одновременно.
Понятно, что восстановление шло не быстро. Растянулось на годы. Но необходимость в мучительных усилиях прошла быстро. Более того, стала потребностью. Как зубы почистить. В этом году буду отмечать юбилей – 80 лет стукнет.
Теперь про верховную власть опасающуюся противоборства низов, которые уже не могут, и верхов, которые не хотят. Что делать верховному правителю, ставящему задачу не допустить этого? Попробую помыслить за него, рассматривая варианты его действий. Начну с воздействия на низы кнутом и пряником. Кнут может помочь, но до поры до времени. Бывает, что низы уже никак не могут терпеть и готовы на все. Теперь пряник. Откуда взять? Только за счет верхов. А те не желают делиться. Тогда на этот случай есть виртуальный пряник. Это обещания светлого будущего, только надо потерпеть.
Но верховный правитель умен и опытен. Он знает, что такое уже бывало и рано или поздно не прокатит. Остается одно – реальный пряник. Но одновременно это хоть и не кнут для верхов, все же им нежелателен. А поскольку там собрались ребята ушлые, то, не дожидаясь кнута, когда отнимут все нажитое непосильным трудом, могут и поменять верховного. Примеры есть. Вот такая вилка возможностей у верховного. А для того, чтобы самому уцелеть и выполнить свою историческую миссию - сократить диапазон противоречий между верхами и низами до допустимого уровня, понимая, что абсолютный ноль недостижим, - у него есть единственная возможность: двигаться к цели мелкими шажками зигзагом то в одну сторону и чуть вперед, то в другую. Не отнимать у верхов сразу большой кусок пряника, а брать маленькие. При этом кормить ими низы, постепенно увеличивая пайку. Чтоб те и другие также постепенно привыкали к норме потребления. А чтобы не ошибиться с нормативами, верховный должен постоянно держать руку на пульсе у тех и других. Для него это обратная связь для самоконтроля. А качество управления – это сокращение диапазона противоречий меду низами и верхами. Абсолютный ноль не достижим, как невозможно постоянство температуры в холодильнике, но чем меньше отклонений от золотой середины, тем качественнее управление. Другими словами такое общество справедливее и экономически благополучнее.
Cказанное выглядит как мечты идеалиста, если не идиота. Опускаюсь на землю. Во все времена владыке, чтоб править, нужен чиновничье-управленческий аппарат. А он даром служить не будет. Требует кормления. Это еще из глубины веков тянется. Сейчас это выразилось в запредельной коррупции.
Конечно, чтоб бороться с коррупцией, владыка может сечь головы. Но, во-первых, на их месте вырастают новые, а во-вторых сохраняется риск попасть под дворцовый переворот. А перед глазами примеры от Сталина до убиенного царя реформатора Александра Второго. Сталин, по сути, как и Хрущев, попал под дворцовый переворот. Только посмертный.
Сейчас у Путина поддержка снизу зашкаливает. Но этот продукт в условиях падения жизненного уровня скоропортящийся. А для умельцев наверху провернуть дворцовый переворот раз плюнуть.
Но и майдан не только с плакатиками, а с булыжниками пролетариата и коктейлями молотова может оказаться реальностью. Организаторы есть.
Одно ясно, чтобы уцелеть и остаться в истории со знаком плюс, ему предстоит пройти между Сциллой и Харибдой. Приоритетная задача сегодня – выиграть русско-американскую войну на Украине, не ввязываясь на прямую. Хотя некоторые неспособные мыслить диалектически-кибернетически требуют танковых маршей на Киев и даже Львов. Другие наоборот, ослепленные радикальным неприятием Путина, твердят: причем тут Америка? Хотя, если присмотреться из глубины десятилетий, война не прекращалась с победного 45-го. Официально об этом было объявлено Черчиллем в его фултонской речи, а не официально зафиксировано атомными бомбардировками Хиросимы и Нагасаки. Не военной целесообразностью, а демонстрацией силы СССР. Так начиналась холодная война.
СССР проиграл ее экономически. Стало не хватать не только на колбасу, но и на вооружение. А Соединенные Штаты взялись за правопреемницу. Сегодня они ведут войну с Россией уже в ее предполье, разыграв на Украине националистическую карту. Но слепцы и этого не видят. Какие там нацисты и фашисты? Жалкий процент. А ведь Гитлер начинал тоже с жалкого процента. Но, дождавшись своего часа, использовал сепаратизм судетских немцев как повод для агрессии.
А поддержка Путиным сепаратистов имеет защитную цель для России. Не захватническую. Агрессором является не Россия, а власть в Киеве. И по аналогии с Францией и Англией 1938 года сегодня США подстрекатель и пособник агрессора. Но наши слепцы и этого не видят. А ведь есть аналогия. Чемберлен, выходя из самолета после подписания соглашения о принуждении чешского правительства передать Гитлеру Судетскую область, встречающим его в аэропорту объявил: я привез вам мир. Олухи поверили. Как те оппоненты Путина, которые верят, что на Украине нет нацизма.
Поэтому операция «Крымнаш» и восставший Донбасс это упреждающий удар, чтоб пожар не перекинулся на наш берег. Ведь в случае проигрыша на пожаре пить боржоми будет поздно. В смысле борьбы с коррупцией и диверсификации экономики. Тем не менее два примера – пока всего два – обнадеживают. Это дело Хорошавина, достаточно ярко и выразительно демонстрируемое не только простому люду, но и таким как Хорошавин. И второе. Не такое яркое, но если присмотреться внимательно, то не менее выразительное. Это электрички. Путин столкнул лбами монополиста Якунина и чиновников, которые должны были в соответствии с их служебными обязанностями защищать интересы населения. Теперь мы видим, что электрички не только пошли, но и проезд подешевел. Не везде, правда. Но все же это признак не аварийного ручного управления, а самонастройки системы. Как предписывают законы кибернетики.
Виктор Койнаш
Комментарии
Если А=В, а В=С, то и А=С
Это очевидно как левым, так и правым Не зависимо от партийной принадлежности.
Просто читать надо вдумчиво
в гуманитарных науках. Возьмем юриспунденцию,
чего проще как внедрить кибернетику в работу
судов, так нет не внедряют. И не зависит это
от общественного строя.