Левиафания - наша родина

На модерации Отложенный

              ЛЕВИАФАНИЯ НАША РОДИНА


         Затихают споры о двух отечественных фильмах: «Левиафан» и телесериал «Родина». Споры и даже скандалы  вокруг этих картин  вращались в основном на орбите псевдопатриотизма.  Основные претензии - к темам антиклерикализма и предательства. Но они вообще сейчас в России воспринимаются особенно остро на фоне событий на Украине  и на Донбассе. Измученные за  тридцать прошедших лет воспоминаниями о распаде  своей огромной страны, о националоьном унижении и  народной нищете, россияне болезненно воспринимают ныне критику в адрес своей современной жизни.
          Но ведь то, что сказал в своем фильме Андрей Звягинцев – именно русская классика. Бесовство – главная тема в произведениях Достоевского, Толстого, Лескова, Глеба Успенского. А само название  картины Звягинцева, собственно,  «бес». Потому что Левиафан – это страшное библейское чудовище, сатана.
          Там, куда привел нас автор фильма, царит бесовство. И если кто-то воспринял это как бесовство местной власти, то он глубоко ошибся. Бесы полностью захватили это место,  они  проникли в душу каждого, даже в детские души. Да, даже дети предстают тут в виде мелких бесенят, от которых мороз по коже. И которые разрушают все вокруг не менее активно, чем их родители. Бесы захватили здесь и  церковь и читают там свои «проповеди».
          Конечно, есть главный дьявол – глава администрации, и главная дьяволица -  Лилия, жена Коли, которая показала мировой зрительской аудитории  свой искусно выбритый лобок и которая все в фильме и разрушила. Но – главная ли злодейка она, если ее погубили маленькие бесенята? Которые оказались сильнее, а за ними – будущее…
Фильм замечательный, он получил множество наград. Но я бы не сказала, что он лучше более ранних работ на подобную тему. Мне, например, гораздо больше понравился фильм 2004 года «Именины» - режиссера Валерия Наумова. А в восторг привел фильм еще более раннего выпуска 2001 года с очень плохим названием «Механическая сюита» режиссера Дмитрия Месхиева. Это настоящая поэма о бесовстве, картина высочайшего художественного уровня. Недаром в ней снялись самые талантливые артисты современности: Михаил Пореченков, Сергей Гармаш, Константин Хабенский, Сергей Маковецкий.
          Но вся беда «Ливиафана» в том, что он, несмотря на успешный зарубежный прокат и высокие награды – фильм-однодневка. Едва ли захочешь посмотреть его еще раз. Современные авторы, опираясь на опыт классиков в сюжете бесовства русской жизни, наполняют картины ужасными, душераздирающими сценами, народным сленгом – матом, какими-то сексуальными изысками.

И получается просто страшная картинка, но нет того высокого философского уровня, который завораживает в произведениях русских классиков. Они же свои бессмертные произведения, которые сейчас русские школьники называют просто длинными и неудобочитаемыми, но которые боготворит весь цивилизованный мир,  создавали такими кровью и потом, что разум их не выдерживал.  Достоевского били нервные припадки, а Глеб Успенский просто сошел с ума. Он не оставил после себя ничего материального кроме старого пальто, которым, как он писал жене, «иногда вытирал пол». Но перед смертью  сказал, что через потолок видит звезды… А мы и сегодня  все еще живем на его бессмертной Растеряевой улице и все также дружим с Левиафаном, пытаясь  приручить чудовище.
          Тема  бытового, «народного», бесовства плавно переходит от «Левиафана» к телесериалу Павла Лунгина «Родина», который раскрывает уже тему политической дьяволиады. Мне этот захватывающий сериал тоже очень понравился, хотя, как и «Левиафан», он хорош только на один просмотр. Не понимаю, почему  многие осудили фильм за тему предательства. По-моему, ее там вовсе нет в общепринятом смысле. Осуждать людей, прошедших через  алькайдовскую молотилку и превращенных в зомби – неправильно и бесчеловечно. Другое дело - надо понимать, что это такое и чем оно нам всем грозит. Процесс перевербовки  показан просто захватывающе, как и стремление героини фильма – русской контрразведчицы – проникнуть в этот процесс и раскрыть его. При всем своем необыкновенном таланте в результате этой погони она сама оказывается перемолотой и раздавленной  в прах. Будто бы  побывала в том проклятом плену…
             В чем причина? А в том, что за всем процессом стоят два генерала. Они показаны как бы мельком, но в них  угадываются известные фигуры мятежных Рохлина и Лебедя. И даже не пробуйте понять, кто тут против кого и за кого. Все против всех, где ложь, где правда -  простому смертному не понять. В девяностые на кону стояла судьба огромной нашей страны, во власть лезли многие, не один переворот затевался, и даже контрразведка трещала и ломалась. Два генерала уцелели в фильме, но не уцелели в жизни. А  наш главный «герой», не сумевший их взорвать, но загнавший в психушку умную контрразведчицу, возможно, еще покажет себя, однако, уже с другой стороны. Такие и над Левиафаном могут подняться. Ну на минуту, скажем. Хорошо, если только с поясом шахида, а не с красной кнопочкой.