СТРУКТУРА И СУЩНОСТЬ МАТРИЦЫ. ПИРАМИДОСТРОИТЕЛЬСТВО.
Разрешение не публиковать свои доходы крупнейшим топ-менеджерам, так как это якобы нарушает коммерческую тайну, стало в некотом смысле вишенкой на торте в честь 15-летия присутствия Владимира Путина на высших постах в России. 15 лет, конечно, несколько формальная дата, так как фактически этот срок нужно отсчитывать с 31 декабря 1999 года, но официоз счел, что 15 лет наступили сейчас - пусть так и будет.
Придя на лозунге равноудаленности олигархов, который был крайне наивно воспринят как лозунг социальной справедливости, Путин сумел выстроить такую систему власти и управления, в которой справедливость распределяется сверху вниз по принципу "Друзьям все, остальным закон". Соответственно, наибольшая справедливость находится вверху этой пирамиды, приближаясь к абсолютному нулю у ее основания.
Правящий слой России весьма условно, но можно представить в виде пирамиды, верхняя часть которой исключительно невелика — буквально тысяча человек. Есть даже термин «тысяча семей» - то есть, это люди, которым принадлежит реальная власть и значительная часть собственности в России, во всяком случае, ключевой собственности — той, которая обеспечивает максимальные доходы.
Второй уровень пирамиды — условные «десять тысяч семей», которым также принадлежит огромная собственность, однако уже на более низовом уровне — региональном. Наконец, есть условная «сотня тысяч семей» - то есть, обслуживающий слой. Судьи, прокуроры, полицейские чины, аппарат управления в центре и на местах, высший генералитет, медийные фигуры — артисты, журналисты, творческие, спортивные, медийные чиновники, профессиональный депутатский корпус и так далее.
Эти условные «сто одиннадцать тысяч семей» и есть правящий и обслуживающий правящий слой людей. Те, кто кровно заинтересован в существовании сложившегося положения дел и те, кто не дрогнув, отдадут любые приказы во имя сохранения нынешнего порядка. Их сила заключается в обладании всеми доступными ключевыми ресурсами — в первую очередь, власти и собственности.
Эта весьма уродливая система власти основана на возможности конвертирования разных ресурсов друг в друга: власти в собственность и обратно. Поэтому сохранение сложившейся на постсоветском пространстве системы общественных отношений возможно только при сохранении возможности подобной конвертации. Ликвидация этой возможности ликвидирует и олигархический способ управления нашими странами. Всевозможная несистемная оппозиция — от ультралиберальной до откровенно националистической — предлагая свои рецепты изменения ситуации, тщательно обходит молчанием эту важнейшую особенность сложившегося порядка вещей.
Можно сказать, что целью несистемной оппозиции, которая умалчивает эту особенность, является надежда встроиться в существующую систему власти и управления, не меняя ее. Говоря иначе, их устраивает сама система, не устраивает свое место в ней. Видимо, поэтому власть борется с несистемной оппозицией вяло и без блеска в глазах: ее рассматривают во многом как кадровый резерв и как «мальчика для битья», но не как врага. В некотором смысле такая ситуация напоминает общество страны Неизвестных Отцов в «Обитаемом Острове» Стругацких: выродки являются как правящей верхушкой страны, так и ее отбросами.
Весьма любопытно было смотреть на потуги так называемой «болотной оппозиции» во время массовых мероприятий в Москве в конце 2011-начале 2012 годов. Она персонифицировала свое недовольство системой лично на Владимире Путине, нисколько не пытаясь даже поставить вопрос о несправедливом характере самой системы власти. Все позитивные лозунги носили не просто косметический, а совершенно смехотворный характер — как-то более справедливое судопроизводство. «Более справедливый» характер, видимо, должен был заключаться в вынесении решений, устраивающих «болотную оппозицию». При этом не затрагивался вопрос об обслуживающем олигархию характере судебной системы, что полностью обесценивает любые призывы к ее изменениям — причина системных несправедливых судебных решений лежит не в области права, а в области роли и места обслуживающих олигархическое государство структур. Поэтому «косметика», предложенная оппозицией, не может вызывать ничего, кроме горького смеха.
Естественно, что «первая тысяча семей» неоднородна хотя бы потому, что контролирует разные ресурсы. Существует классическая вертикальная триада по характеру капитала: промышленный, сырьевой и финансовый капитал, который пересекается по горизонтали так называемой управляющей, силовой, региональной элитой — по характеру властного ресурса.
По сути, пересечения этих относительно условных линий и создает приблизительную структуру высшего управляющего слоя России. В других странах эти «линии» могут иметь свой специфический характер, между ними может быть выстроен свой индивидуальный для каждой страны баланс, но в целом высшая олигархия выглядит примерно одинаково везде.
Еще одной весьма важной характеристикой олигархии является ее ориентированность на внешние источники силы. Внешние по отношению ко всей управляющей системе, то есть, теоретически опора на народ тоже может существовать — но проблема сложившихся государств заключается в том, что народ рассматривается ими исключительно как кормовая база, ресурс, и любой, кто попытается повысить его субъектность, будет неизбежно объявлен врагом системы и безжалостно «вычищен» из нее. Поэтому говоря о внешних силах, нужно иметь в виду именно внешние — по отношению к системе власти и управления и по отношению к стране — силы за пределами наших границ.
Это создает серьезный дестабилизирующий момент, который серьезно снижает субъектность уже самого правящего класса, вынужденного играть роль вассалов и включаться в схватки и войны внешних групп влияния, не имея никакой выгоды от участия в них. Однако это плата за «крышу» и сеньораж, поэтому воспринимается олигархией как неизбежное зло.
Таким образом формируются группировки и кланы в правящей олигархии, которая выстраивает внутри общей пирамиды системы власти свои собственные подсистемы, включающие второй и третий ее слой. Между ними идет классическая конкурентная борьба, но в общем и целом после стабилизации сложившегося порядка вещей, все кланы и группировки заинтересованы в общей стабильности системы и стараются не нарушать ее целостность и устойчивость.
В этой системе роль высшего руководителя — президента — становится если не ключевой, то весьма важной для консервации ситуации. Более того, президент становится главной фигурой, которая более чем кто-либо заинтересован в сохранении стабильности системы при любых внешних и внутренних потрясениях. Его положение определяется только стабильностью системы, поэтому балансирование между интересами кланов — не искусство конкретного президента, а его основная функция.
Отсюда следует, кстати говоря, весьма любопытное следствие: существует устойчивый миф «о добром царе и злых боярах», который в разных вариантах распространяется разными спикерами. В реальности дело обстоит ровно наоборот — более заинтересованного в консервировании ситуации, а значит, и в бесконечном продолжении антинародной грабительской политики по отношению к стране и ее народу, чем президент, просто не существует. Любое изменение системы делает его роль принципиально иной, и создает ситуацию, когда от него будут требоваться совершенно иные качества, а возможно — и вообще его роль будет сведена до сугубо церемониальной.
Конечно же, предполагать, что человек на вершине власти будет делать что-то, что неизвестным образом отразится на его личном положении в системе властных отношений, просто нелепо. Поэтому и миф «о добром царе» является именно мифом и ничем иным — безотносительно личности первого лица.
Описанная картина в реальности, конечно же, выглядит гораздо сложнее, так как внутри нее действуют не только рациональные, но и сугубо иррациональные соображения, личные отношения, человеческий фактор, ошибки и просчеты. Кроме того, одной из особенностей олигархической системы является ее почти полная закрытость от проникновения так называемой «свежей крови», что вызывает классическую проблему второго закона термодинамики: в закрытой системе процессы энтропии могут только возрастать. В просторечье это называется гниение, а более грубо ситуация описывается народным утверждением о рыбе, гниющей с головы.
В реальности эта ситуация сопровождается отрицательным отбором, когда человек допускается во власть и имеет возможность карьерного роста только в случае наличия компромата, а значит, и наличия всевозможных отрицательных личных черт. В подобных условиях человеческий материал управляющей элиты очень быстро проходит все возможные ступени деградации, что отражается на качестве принимаемых управленческих решений.
Комментарии
Неправда, что оппозиция ищет только местечка в этой вертикали. Ведь выборность - с равными, действительно равными правами для всех участников выборов и строгим соблюдением сроков пребывания во властных структурах - это и есть главная мина под всю пирамиду.
Посмотрите на устройство муравейника или улья. Идеальная пирамида, не правда ли? Идеальная для роста муравейника, но не для развития встроенных в пирамиду особей. Особь - то есть, индивидуальность, - не развивается; потому не развивается и вид.
Мы говорим о наследственном инстинкте, позволяющем муравьям, пчёлам, бобрам строить свои прекрасные поселения. Но перед тем, как эти навыки передавать по наследству, их нужно было ПРИОБРЕСТИ. То есть, личность (и вид) должны были сначала развиваться до необходимого уровня - необходимого для сохранения и воспроизводства данного вида; и лишь достигнув этого уровня, консервироваться - до "унаследованного инстинкта".
Не грозит ли эта перспектива и виду хомо сапиенс?...
В таком случае, Россия с её вечным стремлением к устойчивой и несменяемой вертикали - и впрямь "впереди планеты всей"... Огромных размеров "матка", чья жизненная задача - жрать и плодить, - это наш царь, генсек или президент. Все остальные особи призваны - тем или другим способом - кормить, поить, оплодотворять, всячески обслуживать этот организм...
И должности будут передавать от отца к сыну, от отца к сыну. Такие вот "рабочие" династии))
Что касается вида Хомо Сапиенс - мы же ине знаем, насколько сапиенс были те же термиты, пока не достигли удобной для себя ниши.
Теперь развиваются только территориально. Как мы. Вот - прихватили Крым; и что? Мы стали с Крымом лучше, чем были без Крыма?...
У настоящих профсоюзов есть мощное оружие - забастовка. И они всегда могут сговориться с другими профи, получить их поддержку.
Мы просто забыли, что такое настоящие, не назначенные сверху, профсоюзы. А это - сила.
Я думаю, что левое объединение на основе самых общих левых принципов, куда смогли бы вступать и граждане и целые партии, оставаясь быть партиями. Такому объединению только бы начаться, дальше пошло бы само собой.
В советское время профсоюзы кончились. Их место и название присвоила себе единая (и уже потому не профсоюзная) организация, соблюдавшая интересы власти, а не работников.
Как обстоит дело сейчас, не могу сказать: я пенсионерка.
А вот объединение левых едва ли возможно. Просто они очень разные, иногда - принципиально разные.
Цель: создание государства всеобщего благосостояния, социально-справедливого государства, где каждый гражданин живет на достойном уровне, и каждый может достичь высокого уровня благосостояния при наличии должных способностей и желания, независимо от расовой, религиозной, национальной, половой принадлежности и т. д., а также независимо от благосостояния семьи или отсутствия семьи.
Создание общества, где человек человеку брат, где взаимопомощь — не только слово, общество равенства и в то же время разнообразия. Где будут созданы все условия, чтобы каждый трудящийся, конечно если он не отъявленный злодей и негодяй, смог почувствовать себя счастливым и имел возможности к самореализации
Ликвидация огромной пропасти между богатыми и бедными. Создание и преобладание сильного достойно живущего рабочего «среднего» класса при отсутствии класса бедных и нуждающихся.
Приблизительно так.
В соответствии с действующим трудовым Кодексом у профсоюзов отняты все права по защите интересов работников : с ними не согласовываются решения работодателей об увольнении работников и тем более сведены на нет возможности организовывать забастовки.. Этому должны предшествовать длительные процедуры - от объявления желания организовать забастовку до рассмотрения этого вопроса в нудных примирительных комиссиях с выхолащиванием сути
Кроме того профсоюзные лидеры тоже не защищены от произвола и могут быть первоочередными кандидатами на увольнение.
Надо отдать должное ( со знаком минус ) нынеш-ней власти : она очень преуспела , подготовив надёжный механизм своей защиты, а самое важ-ное - сумела внушить значительной части населения, что главное в жизни страны - это стабильность.
Нарисованное вами общество - это рай, а в раю обитают ангелы. На земле же живут люди.
Вы понимаете, человек, который способен достичь бОльшего, вовсе не считает справедливым ставить свои способности на службу тому, кто этого не может. Он сам хочет что-то иметь от своих способностей. И считает, что именно в этом - справедливость...
Альтруизм - прекрасная черта, если она вам присуща. Но превращать всех (или хотя бы большинство) людей в альтруистов можно лишь насильственным путём, что ведёт к выделению особого слоя людей, которые вообще ничем иным не заняты, как превращением грешников в праведников. Насильно. И они (эти люди) тоже должны на что-то жить. и если поначалу они состоят исключительно из гневных альтруистов, то, по мере нарастания работы, всё равно будут вынуждены брать на службу обычных, грешных людей...
Всё это людям давно известно (пришли эмпирическим путём, увы). Поэтому лучше всех работают не объединения альтруистов, а государственные институты, система сдержек, встроенная в общественную пирамиду.
И опора самая надёжная - люди, связанные общими интересами. Профсоюзы.
Кто должен добиваться? Те, кто заинтересован в объединении профи. Сами профи, то есть.
И это нельзя сделать без потерь.
Вот смотрите! Люди в Канаде, где я живу, выбирают себе специальность, исходя из того, что они могут делать, что им интересно делать, и смотрят, а насколько хорошо это оплачивается. Помню, проводился опрос, поменял бы человек свою работу на более интересную, но менее оплачиваемую. Большинство ответили утвердительно. А в Канаде капитализм, конечно, не такой как был сто лет назад.
Вот в США решили снова развивать производство. А рабочих специалистов нет. Уже и зарплаты подняли, но их нет. Вот обучают, наверное. А при государственном контроле, государство может предвидеть изменения и готовить таких специалистов. Да и много еще чего.
Профсоюзы же превращаются в мафиозные структуры, которые иногда могут использоваться для создания искусственных проблем на предприятии
У нас разделение власти. Настоящее разделение. Если какое-то решение любой государственной службы меня не устраивает, я могу обратиться в суд. Суды часто принимают решения против гос служб. Многие опротестовывают любой штраф в надежде на то, что если не отменят, то хоть уменьшат. Как правило, так и происходит, хотя могут и увеличить.
Кроме того, можно обратиться за помощью к депутату. Там уже другая кухня. Им же нужны голоса на выборах. Слышал, что помогали. Нсть правозащитные организации, которые могут помочь. Если нарушены права потребителя, то у общества защиты прав потребителя есть большие полномочия, вплоть до временного закрытия предприятия. Это про Канаду точно не знаю, не сталкивался, а в Израиле как-то обратился. Один телефонный звонок оттуда, и проблема была решена. Так что тут есть разные силы, способные защитить от чиновника.
Конечно, есть и проблемы. Иногда проще заплатить штраф, чем искать правды. Но взяток не берут. По крайней мере, по мелочи.
У вас есть суды, есть депутаты. Есть СМИ, наконец.
У нас эти слова тоже известны. Но заправляет всем - абсолютно всем! - один человек и его приближённые. Приближенные к нему по его собственному выбору.
И БОЛЬШИНСТВУ, если верить официальной статистике, такое положение жить не мешает.
Я думаю, что это нужно испрвлять, но, судя по рассуждениям на МП, немногие россияне со мной согласны.
РОль то конечно ключевая.
Всё дело в том - что это именно роль.
Нами руководит, или точнее "руководит" кукла, актер., ничто, пустое место - по сути.
Это даже не личность и не гений и не злодей, это именно роль, картинка, созданная иммиджмейкерами.
Вот что самое плохое!!!!!!
Президент, или царь (не велика разница) , желателен незаурядный, лучший среди лучших.
У нас же скорее наоборот. Самый скомпрометированый среди скомпрометированых.
В этом автор прав. Других у нас во власти быть не может. Только подонки.
.