БАНЬ ГУ. ИСТОРИЯ РАННЕЙ ДИНАСТИИ ХАНЬ (ЦЯНЬ ХАНЬ ШУ).
На модерации
Отложенный
БАНЬ ГУ.
ИСТОРИЯ РАННЕЙ ДИНАСТИИ ХАНЬ
ЦЯНЬ ХАНЬ ШУ
Бань Гу (32–92), китайский историк, ученый-конфуцианец, создатель двух энциклопедических сочинений по истории и идеологии Китая 3 в. до н.э. – 1 в. н.э.: «Цянь Хань Шу»(«История ранней династии Хань») и «Бо Ху Тун»(«Диспут в Зале Белого тигра»). Родился в 32 г. в Фуфэне (совр. Сяньян провинции Шэньси) в семье знатного ученого Бань Бяо (3–34). Историю ранних правителей Ханьской династии хотел написать еще его отец Бань Бяо. Завершить свой труд он так и не успел, но весь собранный материал оставил сыну. Китайские правители очень серьезно относились к своей истории и без высочайшего одобрения писать подобные творения было, запрещено. Бань Гу это едва не стоило жизни. Но за него вступился брат Бань Чао, служивший при императорском дворе, и это спасло Бань Гу от смерти. Поэт получил прощение, а вместе с ним доступ к архивам. В 62 г. он стал придворным ученым-историком при императоре Чжан-ди династии Восточная Хань, в 88 г. со смертью императора ушел в отставку, но продолжил службу в качестве литератора при брате императрицы. В 92 г. брат императрицы потерял благосклонность нового императора и покончил жизнь самоубийством. Баньгу же был заключен в тюрьму своим старым недругом. (История гласит, что пьяный раб Бань Гу однажды оскорбил градоначальника столицы. Но расправиться с хозяином градоначальник тогда не посмел, так как Бань Гу находился под высоким покровительством. Со смертью покровителя учесть Бань Гу была определена). Он умер в тюрьме города Лоян (тогдашняя столица) в 92 году. После его смерти историографией древнего Китая занялась его сестра - известная поэтесса Бань Чжао).
Историческое сочинение Бань Гу «Цянь Хань шу» («История ранней династии Хань») охватывает 230 лет, начиная от первого ханьского императора Лю Бана и кончая Ван Маном. «История ранней династии Хань» разбита на четыре раздела, включающих в себя 100 глав. «Цянь Хань Шу» содержит отдел летописи, где помещена хроника событий времен ранней династии Хань, изложенных по годам правления императоров, биографии императоров, хронологические таблицы. Специальные разделы посвящены экономике, праву, науке, литературе, искусству, географическим описаниям, административному делению и т. д. В разделе, содержащем биографии различных лиц, имеются ценные сведения экономического характера.
Ряд глав посвящен описанию племен и стран, расположенных за пределами Китая, в том числе Кореи, гуннов (хуннов), юго-западных племен, а также народов, живших к северо-западу от Китая. «История ранней династии Хань» является первой из серии так называемых династийных историй.
Она стала стандартом, по которому составлялись все позднейшие династии истории. Отмеченный творчеством таких крупных историков, как Сыма Цянь и Бань Гу, период Хань был золотым веком китайской историографии. «Ши цзи» и «Цянь Хань Шу» являются основными источниками по политической и социально-экономической истории Китая III в. до н. э. — начала I в. н. э.
Специальные главы сочинений Сыма Цяня и Бань Гу, посвященные описанию некитайских народов, делают их труды не только источниками для изучения прошлого стран Дальнего Востока и народов, обитавших на территории Центральной и Средней Азии, но и своеобразными литературными памятниками.
По философским взглядам Бань Гу наиболее близок к Сюнь-цзы (Сюнь Куан, 4–3 вв. до н.э.). В споре между конфуцианцами и легистами о том, как управлять государством: посредством этико-ритуальных норм или юридических законов , – Бань Гу занял компромиссную позицию. Подобно легистам, он признавал возможность исторического прогресса (свидетельство которого, по его мнению – создание централизованной империи Хань) и необходимость широкого контроля государства над экономикой. Вместе с тем вслед за конфуцианцем Мэн-цзы (Мэн Кэ, 4–3 вв. до н.э.) Бань Гу отстаивал естественную («небесную» – тянь) правомерность устранения порочного государя и целесообразность организации сельского хозяйства по утопической системе «колодезных полей» (цзин тянь).
«Бо Ху Тун»(«Диспут в Зале Белого тигра») - энциклопедич. сочинение, составленное Бань Гу по повелению императора Чжан-ди династии Вост. Хань на основе материалов второй придворной дискуссии (79 до н. э.) об истолковании канонич. лит-ры — «Пяти канонов» — «У цзин» (первая состоялась в 81 до н. э.). В этой дискуссии между различными направлениями учения о канонах победила «школа текстов новых письмен», выработавшая официальную интерпретацию конфуцианства. «Бо Ху Тун» формально утвердил ортодоксальную доктрину позднеханьского конфуцианства, получившую высочайшую санкцию Сына Неба – верховного жреца империи, который выступал в Зале Белого тигра подобно главе церкви, чей вердикт считался непогрешимым.
Как прославленному ученому, основоположнику жанра династийной истории, восторжествовавшему в официальной китайской историографии, Бань Гу приписывается авторство ряда историко-беллитристических произведений, в основном связанных с царствованием знаменитого императора династии Хань – У-ди (141–87 до н.э.). Помимо исторических работ, Бань Гу находил время и для поэзии, его «Оды о двух столицах» имели немалый успех.
Другими знаменитыми поэтическими произведениями являются «Биография Су У» (раздел «Ханьшу»), «Оды Юйтун»
Комментарии