СЫМА ЦЯНЬ. ИСТОРИЧЕСКИЕ ЗАПИСКИ (ШИ ЦЗИ) Литературный обзор

На модерации Отложенный

         


СЫМА ЦЯНЬ

ИСТОРИЧЕСКИЕ ЗАПИСКИ

ШИ ЦЗИ

(Литературный обзор)


                         Труд Сыма Цяня состоял из пяти разделов, — об этом он сам говорит в последней главе. В ней он указывает на то, что написал 12 глав «основных записей» (бэнь цзи), 10 глав хронологических таблиц (бяо); 8 глав трактатов, или описаний (шу), 30 глав «наследственные дома» (ши цзя) и 70 глав биографий, или жизнеописаний (ле чжуань) 17.

Всего в труде Сыма Цяня, как он указывает, 130 глав, 526 500 иероглифов 18.

К моменту обнаружения «Исторических записок» в них не хватало 10 глав, возможно частично потерянных, а частично уничтоженных. В современном тексте произведения Сыма Цяня, как было первоначально, — 130 глав, но часть из них — 10 или 8, то есть те, которые были утеряны, — представляют собою, повидимому, более позднюю вставку и не принадлежат Сыма Цяню.

«Исторические записки» охватывают огромный период истории Китая — от легендарных правителей, которых можно отнести к [18] первобытно-общинному строю, приблизительно к середине третьего тысячелетий, и почти до конца царствования У-ди (140-87 гг. до н. э.). Среди ученых, изучавших творчество Сыма Цяня, до сих пор существуют споры по вопросу о том, до какого времени доведен труд Сыма Цяня. Этот спор вызван тем, что «Исторические записки» подверглись интерполяциям со стороны позднейших авторов, причем не всегда возможно выявить все вставки, дополнения. С другой стороны, в заключительной главе Сыма Цяня имеется ряд противоречивых указаний, затрудняющих выяснение данного вопроса. В одном случае Сыма Цянь говорит, что он излагает события, начиная с легендарного правителя Яо (по китайской старой традиции, XXIV в. до н. э) и кончая тем временем, когда был пойман белый цилинь, сказочный единорог (122 г. до н. э.) 19.

В другом месте этой же главы Сыма Цянь указывает на то, что он изложил события, начиная с Хуан-ди (легендарный правитель, относимый древней традицией к XXVII в. до н. э.) и кончая годами Тай-чу (104-101 гг. до н. э.) 20.

В настоящее время большинство ученых пришло к выводу, что Сыма Цяню принадлежит описание событий до начала первого века до нашей эры, а более поздний период, повидимому, освещен другими авторами, дополнившими «Исторические записки».

Следовательно, труд Сыма Цяня охватывает огромную эпоху, насчитывающую две тысячи лет. Первобытно-общинный строй, рабовладельческая эпоха и начало феодализма были объектами изучения Сыма Цяня.

Поистине, такого грандиозного исторического труда не было ни до Сыма Цяня, ни после его смерти. Сыма Цянь, как историк, внес много нового в историческую науку древнего Китая. Новым вкладом в историографию был его метод освещения событий, новым было и построение его произведения — деление на 5 разделов, систематизация богатейшего фактического материала. Наконец, новой по существу была оценка исторических событий, деятельности тех или иных исторических персонажей.

Строго говоря, до Сыма Цяня истории как науки в Китае не существовало, были заложены лишь начатки ее. В таких книгах, как «Шуцзин» («Книга исторических преданий»), «Чуньцю» («Весна и осень») и комментарий к ней «Цзочжуань» («Комментарии Цзо Цю-мина»), «Го юй» («Сказания о царствах»), «Чжаньго цэ» («Планы борющихся царств») и других, — не было строго продуманной, научной систематизации фактов. В большинстве своем эти книги [19] представляли своеобразные своды исторических материалов, преимущественно речей государственных деятелей, их различных проектов, планов ведения войны и других предложений, а также краткое изложение событий в хронологическом порядке. Некоторые из приведенных произведений могут быть названы краткими хрониками событий, летописями (например, «Чуньцю», «Цзочжуань»).

В отличие от них в «Исторических записках» Сыма Цяня в основу положен не хронологический принцип, а более сложный, комплексный, причем наибольшее внимание уделяется описанию жизни, подвигов и роли известных деятелей в истории, преобладает биографический подход, метод. Но он не единственный и совмещается с хронологическим и, можно сказать, с тематическими принципами освещения истории. Об этом свидетельствует деление на отделы или разделы, характер размещения материалов в «Исторических записках».

Выше перечислялись пять разделов труда Сыма Цяня. Рассмотрим их более подробно. Первый по порядку, но не по значению, — это «бэнь цзи» («основные записи»).

Этот термин не нов, он существовал и до Сыма Цяня. Но Сыма Цянь понимает его более широко. Хотя главы «Исторических записок», названные этим именем (бэнь цзи), посвящены жизнеописаниям императоров, в них освещается не столько личная жизнь правителей — она дается весьма кратко, — сколько показана политическая жизнь страны в целом при том или ином императоре.

События освещаются здесь в кратком, протокольном виде, в хронологическом порядке — год за годом, месяц за месяцем. По существу это летописи, политическая канва, общий фон исторических событий, рассматриваемых более подробно в других разделах. Сам Сыма Цянь следующим образом определяет цель написания «основных записей»:

«В деяниях царей найти подъем — начало, исследовать конец, увидеть-рассмотреть то процветание, то упадок» 21.

Итак, не жизнь царей интересовала историка, а исторический процесс, смена одних общественных явлений другими. В этом, пожалуй, главное, что отличает Сыма Цяня от его предшественников.

Если первый раздел (бэнь цзи) «Исторических записок» представляет собой образец соединения биографического и хронологического принципов освещения исторических событий, то раздел «ши цзя» («наследственные дома»), четвертый по счету в труде Сыма Цяня, отражает еще в большей степени «биографический метод» Сыма Цяня — через жизнеописание исторических личностей показать [20]исторические события в их развитии, взаимосвязи. В этом разделе даны как отдельные представители наследственной знати, игравшие значительную роль в истории, так и целые царства или княжества, история которых прослеживается иногда на протяжении нескольких столетий.

Исключение представляет помещенные здесь биографии Конфуция и вождя крестьянского восстания III века до нашей эры Чэнь Шэ, которые не имели никакого отношения к наследственной знати. Но они попали в этот раздел исключительно благодаря своему значению и той роли, которую они сыграли в общественной жизни древнего Китая. Об этом говорит Сыма Цянь в своем предисловии, отмечая, что Конфуций в тот момент, когда чжоуская монархия пришла в упадок и усилились наследственные князья, диктовавшие свою волю, составил свои каноны, которые были направлены на прекращение смут. Он оставил будущим поколениям 6 искусств, или 6 канонических книг, в которых рекомендуется стране образцовое управление и нормы поведения 22. Говоря о причинах, которые побудили его написать биографию Чэнь Шэ и включить ее в раздел «наследственные дома», Сыма Цянь указывает на то, что Чэнь Шэ проявил свою деятельность, когда династия Цинь потеряла руль управления, что восстание Чэнь Шэ и поднявшихся вслед за ним наследственных князей привело к падению династии Цинь и открыло новую эру в Поднебесной 23. Конечно, это было смелым шагом со стороны Сыма Цяня: ставить рядом с наследственными князьями крестьянского повстанца. Разве это не было вызовом господствующему классу? Следует сказать, что по почину Сыма Цяня в дальнейшем во все династийные истории включались биографии руководителей повстанцев, благодаря чему мы имеем возможность изучать крестьянские движения в Китае в эпоху феодализма.

Последний раздел «Исторических записок» едва ли не самый интересный и значительный, — это «ле чжуань» (биографии или жизнеописания); по количеству глав он самый большой в труде Сыма Цяня (70 глав из 130). До Сыма Цяня ни в одном историческом произведении такого отдела не было, как не было и всей композиции, схемы расположения материала, введенной впервые Сыма Цянем. Но «ле чжуань» — это не только биографии знаменитых людей, исторических деятелей; в этом отделе «Шицзи» можно найти и описание племен и народов, с которыми Китай имел те или иные связи. Мы находим в этом разделе у Сыма Цяня данные о гуннах, о народах Кореи, о юго-западных, восточных и южных племенах, о народах Средней Азии (кангюйцах, усунях, даюэчжи и др.). [21] Биографии помещены в хронологическом порядке: сначала идут жизнеописания доциньских деятелей (до III в. до н. э.) — с первой по 26 главу, затем деятели циньского периода (всего 2 главы, 27 и 28), далее следуют персонажи, политическая деятельность которых развертывалась в период борьбы за создание централизованной империи Хань, и, наконец, биографии деятелей периода существования династии Первой Хань. В свою очередь последние распределены с хронологической последовательностью по годам царствования императоров упомянутой династии, включая У-ди. Однако не всегда этот хронологический принцип выдерживается до конца, в особенности начиная с 50-й главы биографий. Последние двадцать глав жизнеописаний группируются главным образом по тематическому принципу: приводятся описания племен и народностей, связанных с Китаем, затем биографии «послушных чиновников», конфуцианцев, «жестоких чиновников», «странствующих рыцарей», «льстецов и подхалимов», «скользких говорунов» (шутов и скоморохов), «торгующих и производящих» и проч. Кроме указанных групп, в «Исторических записках» Сыма Цяня вперемежку представлены, без обозначения их рода деятельности, биографии военачальников, теоретиков военного искусства, дипломатов, философов, поэтов и знаменитых медиков. Следовательно, Сыма Цянь впервые вводит в качестве объекта изучения и субъекта истории простых людей, в том числе и тех, кто выступал против господствовавшего класса феодалов, возглавляя народные восстания, или тех, кто в одиночку, с кинжалом в руке, покушался на жизнь царей. Но биографии для Сыма Цяня часто служили не самоцелью — не всегда он помещал их только для того, чтобы отразить облик героя, — они служили для более широких обобщений, чтобы через личность показать ход исторического развития, особенности того или иного периода истории, или даже с целью оттенить какое-нибудь частное, обособленное общественное явление. В этом отношении характерны групповые жизнеописания нескольких деятелей одной и той же общественной прослойки, например «жестоких чиновников» или «торгующих и производящих». Здесь для историка имел значение показ не личной жизни персонажей этих биографических глав, а типичного, общего явления: в одном случае жестокости, произвола, в другом — стяжательства, богатства, имущественного неравенства в обществе. Сыма Цянь, кратко резюмируя в последней главе своего труда содержание разделов, указывает на то, что в жизнеописания он включил тех, кто «честь поддерживал, неукротим в своих стремлениях не упускать благоприятного момента, заслугами своими прославлен в Поднебесной» 24. [22]

При оценке личности Сыма Цянь не придавал значения происхождению, знатности. Для него решающую роль играли моральные качества, значимость и общественная полезность деятельности того или иного лица Он часто отдавал предпочтение перед царями людям мудрым — выходцам из простого народа.

Раздел «хронологические таблицы» (бяо) был также впервые введен в историческое сочинение Сыма Цянем. Он проделал значительную работу при составлении таких таблиц, ему пришлось проанализировать много исторических документов, критически пересмотреть их и устранить противоречия в хронологии, так часто встречающиеся в китайских источниках.

Весьма ценным, одним из первых по значению, является раздел шу (трактаты, или описания), занимающий третье место в «Исторических записках». Восемь глав этого раздела посвящены описанию этикета, музыки, законов, календаря, астрономии и астрологии, обрядов жертвоприношений, ирригации и экономическим вопросам. Последние две главы (об ирритации и об уравнении) показывают, что Сыма Цянь придавал немалое значение вопросам экономики в жизни общества и глубоко разбирался в процессах экономического развития.

Таково вкратце содержание «Исторических записок» и таков метод их автора, по праву названного «отцом китайской историографии».

Для Сыма Цяня, как историка и бытописателя, характерны объективность и правдивость, что делает особенно ценными его выводы «Исторические записки» не были официальной историей, хотя и писались придворным историографом и астрологом. В этом их особенность Сыма Цянь сумел избежать тенденциозности в оценке и освещении событий, свойственной как его предшественникам, так и жившим после него историкам феодальной эпохи, чьи произведения пронизаны конфуцианской идеологией и моралью. По своему мировоззрению Сыма Цянь отличался как от конфуцианцев, так и от представителей других основных философских течений того времени. Он, как и его отец, стоит особняком. Этим объясняется включение в «Исторические записки» трактата «О шести философских школах», в котором эти школы подвергаются критике. Но Сыма Цянь не отвергал целиком учение этих школ, в каждой из них он находил приемлемое и для себя.

В ту эпоху, когда жил великий историк, обострение классовых противоречий нашло свое отражение и в идеологической борьбе. Конфуцианство, как господствующая официальная идеология, стремилось расправиться со всеми другими школами, рассматривавшимися как еретические И хотя Сыча Цянь формально не принадлежал ни [23] к одной из борющихся друг с другом школ, его общественно-политические взгляды, с точки зрения господствующей конфуцианской идеологии, могли рассматриваться как еретические.

Тем более что Сыма Цянь в своем труде дал критику конфуцианства, заявив. «Конфуцианские каноны и комментарии (к шести канонам) исчисляются тысячами и десятками тысяч томов. За целый век не постигнешь до конца их учение, за целый год не изучишь их обряды! Поэтому я и сказал: «У конфуцианцев слишком обширная ученость, но недостаточное проникновение в сущность, в результате нужно много затратить труда, чтобы их понять, но успех будет небольшой» 25.

Этим объясняются нападки на него со стороны более поздних историков-конфуцианцев, в частности Бань Бяо (3-54 г. н. э), отца составителя «Истории Первой Хань».

Бань Бяо, во-первых, предъявляет Сыма Цяню обвинение в том, что последний пренебрежительно относится к конфуцианству и с уважением к даосизму. Далее он приписывает Сыма Цяню такой смертный грех, с точки зрения конфуцианца, как пренебрежение конфуцианскими принципами гуманности, чести и долга 26. Но, повидимому, самое главное зло Бань Бяо видит в том, что Сыма Цянь возвеличивает простой народ.

«..Говоря о странствующих рыцарях, он (Сыма Цянь. — Л. Д.) принижает тех, кто верен долгу и возвеличивает заслуги плебеев. В этом его (Сыма Цяня) большой порок, подрывающий Путь совершенствования человека (дао). Вот почему он подвергся тяжкому наказанию» 27.

Как видим, конфуцианский ученый Бань Бяо осуждает Сыма Цяня за его еретизм, отступление от конфуцианских принципов, и в этом он видит причину гнусного наказания, совершенного над Сыма Цянем по приказу У-ди.

Конечно, правящая клика класса феодалов ненавидела Сыма Цяня за его любовь к простому человеку, к народу. Несомненно, великий историк духовно был ближе к народным массам, чем к верхушке того класса, из которого он сам вышел. Ему были ближе интересы эксплуатируемых, обездоленных, чем интересы эксплуататоров, стяжателей, мздоимцев, утопавших в роскоши и разврате. Одна из характерных черт творчества Сыма Цяня — это его народность. Она проявляется и в том, что простой человек у Сыма Цяня пользуется уважением если он обладает высокими моральными качествами, и в том, что Сыма Цянь не осуждает повстанцев во главе с Чэнь Шэ, а также и в том, что он понимал [24] нужды народа. На каждом шагу Сыма Цянь выражает свое восхищение перед простым человеком, «одетым в холщовую одежду».

Говоря о приходе к власти первого ханьского императора Лю Бана (Гао-ди), выходца из крестьян, поднявшегося на гребне крестьянского восстания, Сыма Цянь подчеркивает, что «возвышение царского дела началось в деревне», то есть среди народа, что тот, кто «сделался героем в Поднебесной», сам выходец из простого народа, что разве можно утверждать: «коль нет земли, то и царем не будешь» 29.

Конфуцианцы, конечно, не могли простить Сыма Цяню его панегирика странствующим рыцарям, выходцам из простого народа, что и вызвало гнев историка Бань Бяо. Сыма Цянь считал, что эти рыцари по своим высоким моральным качествам нисколько не уступают ни ученым, ни вельможам, но даже превосходят их.

Отмечая, что конфуцианцы и последователи Мо Ди поносят рыцарей, не пишут о них, Сыма Цянь выражает сожаление, что рыцари, выходцы из народа, остались в неизвестности 30.

Сыма Цянь, конечно, не пренебрегал такими принципами, как гуманность, долг и честь, в чем его обвинил Бань Бяо. В любой главе «Исторических записок» мы можем встретиться с этими принципами, но у великого историка было иное понимание их, чем у конфуцианцев того времени, когда жил Сыма Цянь. Сыма Цянь сознавал, что морально-этические принципы не являются самодовлеющими категориями он понимал их обусловленность материальными условиями жизни. Это, как и многое другое, свидетельствует о наличии в мировоззрении Сыма Цяня элементов материализма. Он неоднократно приводит мысль Гуань-цзы, древнего китайского философа, о том, что люди познают честь и нравственный долг тогда, когда они обеспечены материальными средствами существования: «Когда житницы и кладовые полны, люди знают, что такое этика и честь. Когда народ сыт и обут, он понимает, что такое слава и позор. Этика («ли») рождается там, где есть все, рушится там, где нет ничего» 31.

Очевидно, что Сыма Цянь считал первичным бытие, а сознание — вторичным. И в этом он резко расходился с [25] идеалистами-конфуцианцами. Великий историк своим взором проникал и в существо морально-этических отношений, он понимал их классовый характер. Он не рассматривал их отвлеченно, как это делали конфуцианцы, не расценивал их как некую всеобщую, надклассовую норму поведения, якобы одинаковую для всех, а показывал их классовую изнанку. Это видно из следующих его обличающих слов:

«Кто украдет крючок, тот смертной казни будет предан, кто царство украдет — правителем (хоу) он станет; у правителя же в доме гуманность и честь пребывают» 32.

Для Сыма Цяня нравственно то, что полезно, он не боялся такого признания. Напротив, он подчеркивал это неоднократно, разоблачая лицемерные рассуждения конфуцианцев о «чистой», отвлеченной морали. При этом он ссылался на народную мудрость, приводя поговорку: «Есть поговорка у простых людей: «К чему мне знать гуманность и честь? Коль пользу я смогу из них извлечь, то это будет моя честь!» 33

Сыма Цянь большое значение придавал материальным условиям существования людей, то есть экономическому базису общества. Не случайно поэтому в его труде впервые в древней китайской историографии, если не считать экономического трактата Гуань-цзы, имеются три специальные главы по экономике (об ирригации, уравнениях и о торгующих и производящих), и, кроме того, отрывочные экономические данные встречаются почти во всех остальных главах, в особенности в жизнеописаниях. Безусловно, внимание Сыма Цяня к экономическим вопросам свидетельствует о его материалистическом понимании истории.

Для Сыма Цяня характерно признание объективной закономерности экономического развития, исторического процесса без вмешательства божественной силы или неба. Больше того, Сыма Цянь считал что и люди не могут вмешиваться в объективно существующие законы общественного развития. Эта мысль выражена им наиболее ярко в предисловии к главе «О торгующих и производящих».

Рассказав о природных богатствах различных областей страны, могущих обеспечить потребности населения, Сыма Цянь указывает на существование общественного разделения труда, не терпящего вмешательства со стороны.

«От пахаря народ зависит в пище... ремесленник все вещи создает, ему купец распространяет их. Как может тут случиться, чтобы правительство вмешалось с поученьем, приказом или ограничением?»34 [26]

Говоря о том, что источником материальных благ (пищи и одежды) для народа является взаимодействие земледельца, ремесленника и купца, то есть общественное разделение труда, Сыма Цянь связывает с этим источником общественное богатство:

«Коль источник велик, то будет изобилие, а если ничтожен источник, то недостаток скажется. Сначала государство обогатить, а следом — богатыми сделать и семьи. Богатства и бедности путь не терпит вмешательства извне — нельзя у кого-нибудь отобрать, а кому-нибудь передать» 35.

Сыма Цянь понимал, что общество не стоит на месте, что оно развивается, и с его развитием изменяются отношения между людьми, изменяются общественные законы. Он критикует Мо Ди за то, что тот призывал установить такие же порядки и законы, какие существовали при первобытно-общинном строе, во времена легендарных Яо и Шуня. Сыма Цянь по этому поводу замечает: «Однако в разные времена люди живут по-разному. Мир изменяется, а вместе с ним изменяется и жизнь» 36.

В мировоззрении Сыма Цяня можно проследить элементы стихийной диалектики. Он часто высказывает мысль, что явления — в обществе или в природе, — развиваясь и достигая предела, перерастают в свою противоположность. В главе «Жизнеописание скользких говорунов» эту мысль он передает словами скомороха, который в беседе с князем поучает последнего: «Поэтому скажу: когда вино достигло предела, тогда разврат приходит, когда мирские удовольствия подходят к пределу, тогда наступает тоска. Все дела кончаются так...» 37

Сыма Цянь часто приводит в своем труде термин «бянь», означающий изменение, превращение, причем под этим «бянь» он имеет в виду переход из одного качества в другое, взаимопричинные изменения. Так, при анализе экономического положения страны он показывает эти качественные изменения. Вначале Сыма Цянь дает характеристику первого периода господства династии Хань, когда страна только что вышла из войны и оказалась в тяжелом положении:

«...Мужчины, полные сил, находились на военной службе, старые и слабые занимались перевозкой зерна и провианта (для армии). Выполняемая работа была изнурительной, средства истощились. Сам сын неба не мог иметь экипажа, запряженного четверкой лошадей одной масти, а советники и генералы ездили в повозках, запряженных быками (как простолюдины). Простой же народ не имел (ничего, [27] что можно было бы) прятать или держать под кровом... Мешок риса стоил 10 000 цянь» 38

Далее Сыма Цянь указывает на то, что был принят ряд мер, жизнь постепенно налаживалась, и ко времени У-ди положение резко изменилось. Нарисовав картину изобилия, Сыма Цянь тут же показывает, как назревает момент перехода в новое качество, к противоположному явлению.

«В то время нити (закона) ослабли, и народ богател. Излишество тех, кто обладал богатством, переходило через край. Сельские богачи — те, кто захватывал землю, — бесчинствовали в деревнях. Члены царской фамилии, имевшие землю гуны, сановники и военная знать соперничали в расточительности и роскоши. Они присваивали привилегии императора в отношении жилищ, экипажей и одежды, не зная никакой меры. И вот вещи доходят до своего расцвета (апогея) и наступает упадок. В этом, конечно, суть превращений (изменений)» 39.

Мы видим, что Сыма Цянь рассматривал общественно-историческое развитие, как процесс постоянных изменений. Причем в этой главе, как и в главе о «скользких говорунах», он старается показать, что явление, достигнув своего предела, перерастает в противоположность, — расцвет сменяется упадком. Собственно, по Сыма Цяню, историческое развитие проходит своеобразными циклами, при этом каждый цикл состоит из периода процветания и сопровождающего его периода упадка. Эти взгляды роднят Сыма Цяня с другим материалистом древнего Китая — Ван Чуном (I в. н. э.), который писал: «В каждой эпохе есть (период) расцвета и (период) упадка, и когда упадок достигает своего предела и длится долго, порождаются пороки... Законы культуры в природы как для древности, так в для современности — общие. Есть природа, есть культура, есть упадок, есть расцвет; это гак не только в наше время, так же было и в древности» 40.

Интересны рассуждения Сыма Цяня о деньгах и товарах, о причинной связи между ними. Рассказав о том, что в империи Хань широкие размеры приняла тайная выплавка монеты частными лицами, в результате чего рынок был наводнен деньгами и нарушено товарно-денежное обращение, Сыма Цянь отмечает: «Денег стало больше, и они обесценивались, товаров стало меньше, и они вздорожали»41. [28]

В экономических главах «Исторических записок» мы находим много данных, свидетельствующих о глубоком понимании великим китайским историком экономических процессов и их влияния на общественную жизнь. Можно сказать, что он впервые в Китае с такой полнотой ввел в историческое исследование экономические материалы и сделал обобщения, и это дало толчок изучению базисных явлений китайскими историками более поздних времен: в дальнейшем в династийных историях, в основном построенных по схеме «Исторических записок» Сыма Цяня, вводился отдел, посвященный экономике, — «Шихочжи» («Описание товаров и продовольствия»). В этом отделе рассматривались вопросы: формы землевладения и землепользования, налоги и повинности, денежная система, ирригация, торговля и др.

Сыма Цянь в своем историческом произведении в ярких красках рисовал социальное неравенство, бедствия обезземеленных крестьян, их голод, тяжелые повинности, выматывавшие силы народа, и в то же время роскошь и излишества феодальной знати, богатство купцов, крупных солеваров и плавщиков металла. Он понимал, что где богатство, там и сила и власть, что деньги могут спасти и от тяжелых наказаний за преступления. Об этом свидетельствует его крылатая фраза: «Кто тысячью золотых обладает, тот на площади не умирает» 42.

Но Сыма Цянь был сыном своего века. И этим объясняется то, что дальше констатации классовых различий и социального неравенства он не пошел. Его принадлежность к господствующему классу феодалов, сравнительно низкий уровень развития производительных сил, техники и науки того времени, вся совокупность общественных условий Китая II-I веков до нашей эры не позволили великому историку полностью освободиться от влияния господствовавшей тогда идеологии. Этим и можно объяснить противоречивость мировоззрения Сыма Цяня, преобладание у него идеалистических взглядов. Не случайно поэтому его наивное объяснение причин появления богатства: «Кто ловкостью и сноровкой обладает, у того избыток, кто глуп и неповоротлив, тот терпит недостаток» 43.

Признавая общественное развитие, смену одних явлений другими, Сыма Цянь в то же время заходит в тупик со своими циклами, у него получается какой-то замкнутый круг. Общество, по Сыма Цяню, закончив цикл, состоящий из процветания, а затем упадка, вновь возвращается к исходному положению. Это ошибочное, идеалистическое представление выражено им в следующих словах: «Путь (правления) трех царей (древности) подобен движению по кругу: конец и вновь — начало» 44. [29]

Таких противоречий у Сыма Цяня много, и они свидетельствуют об ограниченности его материалистических представлений. Но Сыма Цянь, со всеми его недостатками, — явление незаурядное, он великий сын великого народа.

Сыма Цянь был не только историком, он одновременно и художник слова, блестящий стилист. Он считался «...также одним из родоначальников изящной повествовательной литературы, извлечения из которой всегда занимают весьма значительную часть любой китайской хрестоматии, а подражать ему и в стиле и в методе не перестают китайцы до сих пор» 45.

Биографии, или жизнеописания, «Исторических записок» представляют собой подлинные шедевры литературного творчества. Это своеобразные исторические новеллы. Исторические события передаются здесь художественными средствами: по содержанию и по форме. Это рассказы, в которых реальные исторические факты принимают художественную оболочку. Сюда вошли народные предания, иногда приводятся большие литературные тексты, поэтические и эпические сказания. Стиль жизнеописаний — это ритмическая проза. Заключения — послесловия Сыма Цяня во всех разделах, а также предисловия к некоторым главам его большого труда представляют собой блестящие образцы литературного мастерства, и они помещаются во всех хрестоматиях. Речь Сыма Цяня в «жизнеописаниях», послесловиях и предисловиях насыщена художественными образами, иносказаниями, богата народными пословицами и поговорками, и в то же время она предельно лаконична, даже скупа, в ней нет лишних слов. Письма Сыма Цяня, в частности его письмо к Жэнь Аню, это вдохновенные поэмы, написанные кровью сердца. Вместе с тем — это блестящие образцы ритмической прозы.

Сыма Цянь оказал огромное влияние на развитие китайской историографии и китайской прозаической литературы. Об этом свидетельствуют прежде всего прямые подражания историческому методу Сыма Цяня со стороны тех историков кто занимался составлением династийных историй, вплоть до XX века. О влиянии и значении Сыма Цяня, как историка и мастера художественного слова, прозаика, свидетельствует огромное, беспрестанное внимание к его труду, проявлявшееся с первого века нашей эры и до последнего времени.

Большая комментаторская литература, многочисленные исследования, посвященные «Историческим запискам», жизни и творчеству Сыма Цяня, появлялись не только в Китае, но и в Японии. Следует сказать, что труд Сыма Цяна и последующие династийные истории оказали большое влияние на развитие японской историографии, да и прозаической литературы.

Сыма Цянь приобрел широкую известность и в научных востоковедных кругах России и Западной Европы.

Великий китайский историк — гордость своего народа, народа исполина, внесшего огромный вклад в мировую культуру.

Сыма Цянь по праву занимает почетное место среди виднейших и гениальнейших представителей не только китайской, но и мировой культуры.

Л. ДУМАН

Текст воспроизведен по изданию: Сыма Цянь. Избранное. М. Гос. изд. худ. лит. 1956

© текст - Думан Л. 1956
© сетевая версия - Тhietmar. 2011
© OCR - Karaiskender. 2011
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Гос. изд. худ. лит. 1956