МАСТЕР ЦЕРЕМОНИЙ И ЗАКУЛИСЬЯ
Александр Лукашенко стал мастером церемоний и интерпретаций белорусско-российских интеграционных проектов. СНГ, ОДКБ, многочисленные таможенные союзы и зоны свободной торговли с Россией, союзное государство, ЕврАзЭС и, наконец, ЕАЭС (Евразийский экономический союз) - из всех этих объединений глава Беларуси неизменно извлекал пользу, демонстрируя недюжинную способность формировать социальный капитал в странах-партнерах, прежде всего в России.
Монетизация интеграции получилась не только из-за личных отношений между руководителями Беларуси и России. Что бы Владимир Путин ни думал лично о главе Беларуси, за 15 лет интеграционных процессов ему так и не удалось реализовать принцип «мухи отдельно, котлеты отдельно». А вот Лукашенко неизменно получал практически все, что хотел, умело выстроив систему лоббирования своих интересов в России. Ее основу составило взаимное переплетение интересов белорусских руководителей, избранных российских нефтяных баронов, генералов-коммерсантов, священников-бизнесменов, атомщиков, советских мечтателей, большевиков-славянофилов, региональщиков, банкиров - все они не прочь подзаработать за счет как российского бюджета, так и белорусского гостеприимства.
Глава Беларуси укрепил свои интеграционные достижения кулуарными договоренностями. Российские чиновники без особо сопротивления воспользовались предложениями белорусской стороны заработать на нефти, вооружении, финансовых операциях, энергетике, госзакупках и просто на оказании лоббистских услуг дружественной Беларуси. Тот факт, что львиная доля заработка шла за счет российского бюджета и ресурсов госмонополистов, никого не смущал. В России их и так доят все кому не лень из числа тех, кто имеет соответствующие полномочия. А тут вроде бы на благородное интеграционное дело для родных белорусов, которые, по мнению подавляющего большинства российской элиты, совсем даже не отдельный народ, а те же русские, только живут на самом западе российской империи.
ХВАТИТ ИНТЕГРАЦИОННЫХ СЮСИ-ПУСИ
До 2014г. стратегический подход Александра Лукашенко прокатывал. Однако случилась Украина. Радикально изменились Путин и Кремль. Началась настоящая война, усиленная жестким информационным противостоянием России и Запада. В военное время действует совсем иная логика партнерства. Силовики и хардлайнеры взяли курс на полноценное расширение российской империи. Интеграционные сюси-пуси, мы-братья-но-независимые, мы-равные-партнеры для Кремля надоели. Какое, к черту, равенство с Россией? Для российской партии войны равенство Беларуси может быть разве что с Чечней, Татарстаном или Башкирией - в рамках единой федерации. Что это за болтовня об интеграции без политики? ЕАЭС - это только трамплин для полноценного объединения.
Путин понимает, что в Беларуси и Казахстане не может действовать так, как в Украине. Наглая ложь про белорусских фашистов даже в исполнении профессиональных пропагандистов из ОРТ/РТР/НТВ едва ли прокатит. В восточной части Беларуси даже близко нет такого же неприятия Минска и западного региона, как в Украине. Абсурдно «шить» официальному Минску дело о дискриминации русского языка. Очень экзотично и гротескно смотрелись бы попытки российских пропагандистов обвинить Лукашенко в переориентации на Евросоюз и НАТО.
Поэтому Кремль решил идти по пути подчинения внутренних институтов независимой Беларуси. Самым чувствительным, безусловно, являются деньги. Поэтому на чисто формальной, протокольной и пустой по смыслу встрече в Казахстане Путин выступил именно с этим предложением. Вкупе с валютной войной, которую Россия устроила своим партнерам в 2014г., принятие RUR-рубля в качестве валюты ЕАЭС могло бы частично оправдать высокую инфляцию в России и рост проблем в банковской сфере. Мол, мы подставили монетарное плечо Беларуси и Казахстану, поэтому наша валюта ослабла.
Абсурдность таких аргументов у просвещенной публики не вызывает сомнений, но люди, которые проглотили сказку об украинском фашизме, гораздо легче поверят в денежную благотворительность Кремля и необходимость потерпеть во имя братских народов и величия России.
Теперь мяч на стороне Лукашенко - резкое изменение внешнего курса России ставит перед ним новые задачи.
НОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ЗАЩИТЫ СУВЕРЕНИТЕТА
Поскольку Нурсултану Назарбаеву тоже хочется сохранить власть в независимом, едином Казахстане, то активизация оси «Минск - Астана» легко предсказуема. Президенты Беларуси и Казахстана будут занимать консолидированную позицию по следующим вопросам. Первое - никакой единой валюты, т.е. RUR-рубля в ЕАЭС. Когда в России годовая инфляция приближается к 20%, и еще года не прошло после почти двукратной девальвации, говорить о валютном проекте как об экономическом могут только далекие от экономики спецслужбисты.
Вторая общая претензия Беларуси и Казахстана к России - нетарифные меры ограничения торговли. Они слишком мелкие, чтобы занимать внимание Путина, но переговоры по ним занимают много времени. Это и нужно Лукашенко, чтобы сохранить независимость страны и себя в ней.
Перед президентскими выборами глава Беларуси постарается представить Кремлю серию дополнительных аргументов в пользу ее независимости. Первый - вместе против Запада и НАТО. Два голоса в ООН лучше, чем один. Мало ли как пойдут дела в Украине, а переговорная площадка в формально независимом Минске - самое то.
Второй - совместная борьба против санкций: использование белорусских коммерческих организаций, финансовой инфраструктуры для минимизации их последствий.
Третий аргумент - военное сотрудничество. Вместе производить и продавать оружие, что очень важно в условиях санкций. Вполне возможно расширение российского военного присутствия в Беларуси - для защиты западных рубежей союзного государства от НАТО. Такой военный компромисс для Александра Лукашенко гораздо желаннее, чем принятие позиции Кремля по Украине.
Четвертый аргумент - незыблемость советской версии истории, мощный информационный акцент на 70-летии победы во Второй мировой войне, противостояние гейропе, усиление риторики о православном единстве и русскости белорусов.
Пятый аргумент - подкуп лиц, имеющих влияние на формулирование повестки для Кремля по отношению к Беларуси. Официальный Минск откажется от работы с теми, кто вылетел из путинской обоймы, и возьмет в разработку новых дисижн-мейкеров. Речь идет, конечно, не столько о деньгах, сколько о коммерческих темах, нишах, активах и совместных проектах.
Шестой аргумент - «если я не буду президентом, то Беларусь попадет под влияние Запада». Александру Лукашенко нужна блеклая, невнятная копия Зянона Пазьняка. Он готов будет зарегистрировать ее в качестве кандидата в президенты и даже позволить сформировать небольшую группу свядомых в следующем составе Палаты представителей. Такая фигура уже есть. Даже сегодня можно сформировать длинную очередь желающих защищать независимость в команде Лукашенко. Они уже публично заявили, что свобода и демократия могут подождать. Главное - независимость.
Так уж получается, что легитимизация Лукашенко и Палаты представителей на Западе интерпретируется оппозицией с прямо противоположных сторон. Одна часть - она в меньшинстве - говорит о том, что допускать легитимизации нельзя, потому как в случае аннексии даже формальных зацепок отстаивать суверенитет не останется. Вторые - они в большинстве - связывают суверенитет Беларуси с самим Лукашенко. Мол, признание его и парламента Западом есть способ укрепить суверенитет.
Так или иначе, в 2015-16гг. стоит ожидать роста числа вышиванок, информационных программ, белорусскоязычных чиновников и парламентариев. Правда, говорить они должны будут то, что прикажет им администрация президента. Расчет делается на то, что Кремль купится на блеф демократизации и западного курса. Партизанская история Беларуси должна стать дополнительным аргументом в споре с Кремлем в пользу сохранения независимости. Трудно сказать, какой будет результат комплексной активизации новых и старых аргументов. Если Кремль не на шутку погрязнет в Украине, заняться вплотную Беларусью у Владимира Путина не будет ни времени, ни ресурсов, ни сил.

Комментарии
Особенно впечатляет его мнение о казахстанской встрече. Мол, собрались три мужика на чисто формальную и пустую встречу, чтобы Вован огласил то, что уже оглашал и поручил только к сентябрю проработать. Экс-кандидату невдомёк что такое инфо-шум и для чего он предназначен, когда перетираются серьёзные вопросы не для публики. Но которая жаждет знать: а чего эта они опять собрались?