Русский Мичурин и американец Бёрбанк - два разных мировоззрения

Прочитав биографию Ивана Владимировича Мичурина – знаменитого русского биолога и селекционера, еще раз убедилась в том, что Россия и США – это два параллельных мира, которые просто невозможно соединить.

Американский профессор Ф.Н. Мейер, посетивший Мичурина и вывезший в США его коллекцию плодовых деревьев, впоследствии писал о нем: «Будь в Америке такой Мичурин, там озолотили бы его. Насколько у Бёрбанка происхождение нового сорта секретно, настолько у Мичурина ясно. Происхождение каждого сорта подробно им выражено, а это главная задача производителя, чтобы ознакомить потребителей с достоинством сорта».

Русский биолог-селекционер никогда не скрывал секретов своего успеха, а напротив, старался как можно подробнее и яснее о них рассказать, научно обосновать и способствовать лучшему пониманию людьми законов природы. Он надеялся, что когда-нибудь его открытия и выведенные законы селекции позволят народу с легкостью получать огромные урожаи и новые сорта, лучше понимать законы жизни и развития и умело использовать эти знания на практике.

Мичурину предлагали переехать в Америку, пообещав ему прекрасные условия работы и оклад 8000 долларов в год. Однако, он отказался, сославшись на плохое здоровье.

А в России к его трудам относились неоднозначно…

Протопоп Христофор Потапьев, окончивший духовную академию и слывший в Козлове за умного и красноречивого проповедника, посетил питомник Мичурина через месяц после отъезда Салова, и потребовал от него прекращения опытов со скрещиванием растений, о чём Иван Владимирович потом неоднократно вспоминал как о забавном случае из своей жизни.

«Твои скрещивания, — заявил протопоп, — отрицательно действуют на религиозно-нравственные помыслы православных… Ты превратил сад божий в дом терпимости!»

Пришедшая на смену царскому режиму Советская власть оказала огромную поддержку Мичурину. На базе его питомника был создан НИИ.

В своей статье 1919 года Мичурин призывал агрономов работать на пользу нового общественного строя: «… и настоящим работникам дела садоводства явится возможность продолжать свою деятельность при новом строе, быть может, ещё в более широком масштабе; лишь было бы искреннее желание работать для общей пользы, вести дело по пути прогресса, а не цепляться за прежние формы жизни и толочься на одном месте, нюнить о вчерашнем дне. Нельзя цепляться за часть, когда целое стремится вперед».

Однако даже при новом строе его идеи и практические изобретения не были должным образом использованы в сельском хозяйстве. Зато они получили широкое распространение за рубежом, в той же Америке.

Все-таки чего-то в России не хватает! Есть таланты, есть люди широкой души и глобальных взглядов, желающие работать на благо мира, процветания и науки, но нет какой-то целенаправленной силы, энергии, чтобы претворить все это в жизнь!
Вот бы было замечательно, если скрестить русское благородство с американской предприимчивостью и получить новый сорт Человека Разумного и Умелого! Но не получается.