Большое золото - большое несчастье
Блез Сандрар "Золото"Аннотация к книге Блеза Сандрара "Золото" вызвала у меня крайнее недоверие. Я подумала, что такого не может быть, что это слишком невероятно. Как может человек, УЖЕ обладающий баснословным богатством, контролирующий золотоносные земли, разорится в период "золотой лихорадки"?
Его герой - реально существовавший человек, один из пионеров американского Запада. Иоганн Август Сутер бежал из родной Швейцарии, спасаясь от кредиторов, и немало способствовал развитию не освоенной тогда Калифорнии. Но один из богатейших людей Америки был разорен, когда на его землях было найдено золото, с которого началась знаменитая "золотая лихорадка".

Прототип персонажа Сандрара, Джон Саттер, совершив невероятно тяжелое путешествие в практически недоступную тогда Калифорнию, обосновался на приличной территории, назвав поселение Новой Швейцарией. Саттер чрезвычайно успешно повел дела, организовал огромную по сути фазенду, занимавшуюся крупным товарным сельскохозяйственным производством. Поскольку Калифорния в ту пору принадлежала Мексике, Саттер получил мексиканское гражданство и был назначен мексиканскими властями алькальдом, то есть полновластным хозяином всего региона. Он осваивал земли, основывал поселения, привозил людей и заключал политические союзы... Саттер купил Форт Росс!
Утром
24 января 1848 года работник Саттера Маршалл увидел на дне канала, отведенного от Американ-ривер, блестящие тяжелые кусочки. Это было золото.
Через неделю,
2 февраля был подписан Гваделупо-Идальгский мир между американскими и мексиканскими соединёнными штатами, окончательно решивший спор о территориальной принадлежности Калифорнии, которая признавалась территорией США.
Начиная с мая уже 800 золотоискателей рыли землю вокруг лесопилки Саттера. В июне число золотоискателей составляло уже 2 тысячи человек. И каждый день люди прибывали.
В то же время от Саттера ушли все работники, некому стлало обрабатывать землю, ухаживать за скотом. Ветер безумия бушевал над Калифорнией. Даже правительство Соединенных Штатов не контролировало ситуацию. Саттер разорился.
“Правда искусства” Сандрара намного трагичнее самой “правды жизни”. Рок судьбы возносит и низвергает Сутера подобно персонажам античных трагедий. Сандрар умещает эту эпопею в объем чуть более 150 страниц и читатель едва успевает перевести дух, чтобы осознать какая судьба - "основанная на реальных событиях" - пронеслась перед ним. Библейский Иов, обнимая Сутера, делится с ним дождевой водой....
Золото.
Золото его разорило.
Он не понимает.
Золото, все, какое было добыто за эти четыре года, и все, какое еще добудут, принадлежит ему. Его украли. Он пытается прикинуть в уме всю сумму, подсчитать точную цифру. Сто миллионов долларов, миллиард? Боже мой, при мысли, что с этого ему не досталось ни гроша, у него кружится голова. Это несправедливость. К кому обращаться, Господи? А все эти люди, они пришли и разрушили мою жизнь, почему? Они сожгли мои мельницы, разграбили и опустошили мои плантации, угнали и поубивали стада, разрушили мой громадный труд, разве это справедливо? А теперь, вволю поубивав друг друга, основывают семьи, семьи, деревни, города и устраиваются на моих землях, под защитой Закона. Если таков порядок вещей, Господи, почему же мне не дано воспользоваться им для себя и за что мне столь всеобъемлющее горе? Все города, все эти города принадлежат прежде всего мне, и деревни тоже, и семьи, и люди, вместе с их трудом, скотом и их счастьем. Боже мой, что мне делать? Все, что было в руках моих, вдребезги разбилось, добро, состояние, честное имя, Новая Швейцария и несчастная Анна. Возможно ли это и почему так?
Странно, что такая судьба, как у Джона Саттера до сих пор не нашла отражения в кино. Собирася снимать Эйзенштейн, но не успел. Конечно, это был бы лучший вариант, но все-таки...
Дмитрий Мамин-Сибиряк "Золото"Если бы какой-нибудь недобросовестный издатель в погоне за прибылью взял роман Мамина-Сибиряка "Золото" и опубликовал под видом новой книги Алексея Иванова, я уверена, книгу ждал бы успех не меньший, чем "Сердце Пармы". Но Мамину-Сибиряку не повезло с пиаром.
Российское образование поместило его куда-то между внешкольным чтением классиков "второго ряда" и писателями-народниками, которых по собственной воле советский, и уж тем более, постсоветский, человек не читал. Поэтому неудивительно, что в отзывах читателей, которые все-таки добрались до этой книги, как рефрен звучит "Почему я раньше ничего не слышал об этой книге?"
Русская "золотая лихорадка" и похожа и не похожа на американскую. Призрак быстрого обогащения будоражит народ и здесь и там. Мамин-Сибиряк описывает уже второй этап русской "золотой лихорадки", когда артельная золотодобыча сходила на нет и образовывались крупные акционерные предприятия. Часто работники на этих предприятиях жили в условиях хуже крепостных. Отношения государства с бизнесом и народом, народа с начальством и чиновниками - как это актуально и сейчас. Как будто ничего не изменилось в России. Но для Мамина-Сибиряка интересны не только столкновение труда и капитала,а человеческие страсти, которые как на лакмусовой бумажке, проявлялись в этих условиях в своих крайних сущностях. Многие судьбы и истории героев Мамина-Сибиряка тоже основаны на реальных судьбах и историях ловцов уральской и сибирской золотой удачи.
И сделалось мужику страшно. Так страшно, до смерти. Ежели продать самородок - поймают, ежели так бросить -жаль, а ежели объявить начальству - повернут всю Тайболу в каторгу, как повернули Балчуговский завод.
***
Первого-то мужика, который на Балчуговке нашел золото-то, слышь, насмерть начальство запороло...
Страсти, страсти и страсти - суть романа "Золото" Мамина -Сибиряка. И каждый персонаж подобно тем самым золотым самородкам, на вес золота. До самого распоследнего Кишкина-Шишки - тип и характер. И здесь, как у Сандрара, золото никого до добра не доводит. В высоком трагическом пафосе все умирают. Ну нет... Но почти. Это же русская жизнь. Читать, читать обязательно.
Приведу здесь же некоторые факты о русской "золотой лиходадке", опубликованные в Википедии. Потому, что если дам просто ссылку, никто ж не будет читать, а истории между тем поразительные:
Одним из первых начал добывать золото в Сибири Егор Лесной в начале 19 века— старообрядец-крестьянин (по другим сведениям ссыльный). Он жил вместе со своей воспитанницей на озере Берчикуль. Место добычи Егор держал в тайне.
В 1827 году виноторговцы Поповы решили заняться золотодобычей. Получив разрешение разыскивать золотые пески и руды по всей Сибири, они отправились на поиски золота в Томскую губернию. Узнав о крупных находках Егора Лесного, Андрей Попов лично поехал к нему, но к его приезду старатель-отшельник был уже задушен.
Красноярский золотопромышленник Н. Ф. Мясников изготавливал визитные карточки из чистого золота. Стоимость одной такой «безделки» переваливала за пять рублей. В 50-х годах пуд осетровой икры стоил пять с половиной рублей.
Одним из самых удачливых старателей был купец Гаврила Машаров из Канска. Он открыл более ста россыпей золота, стал самым богатым миллионером в тайге. Он заказал себе медаль из чистого золота весом 20 фунтов с надписью «Гаврила Машаров — император всея тайги»; за что и получил прозвище «таёжный Наполеон». Машаров жил среди тайги в огромном доме со стеклянными галереями, крытыми переходами, оранжереей с ананасами. Рядом с домом построил фабрику по производству венецианского бархата. Расходы привели Машарова к проблемам с кредиторами, он был объявлен банкротом.
В 1842 году на Урале, под Миассом семнадцатилетний Никифор Сюткин нашёл самый крупный в России самородок весом 36,2 кг. Самородок получил название «Большой треугольник» и хранится ныне в Алмазном национальном фонде. Сюткину выплатили 1226 рублей серебром и дали вольгую. Однако не выдержав такого свалившегося как снег на голову счастья, от воли и шальных денег молодой старатель запил вглухую и кончил плохо, спившись с кругу.
Хищнически разрабатывались наиболее богатые россыпи; участки с меньшим содержанием золота заваливались пустой породой, несовершенная техника промывки песков приводила к потере почти третьей части содержащегося в них драгоценного металла. В 1861 году паровые машины применялись всего на трёх приисках. Лишь только золотопромышленники второй волны начали придерживаться более рациональных приемов ведения золотодобычи.На 1-м фото лесопилка Дж. Саттера, с которой все и началось, на 2-м - дом русского мелкого золотодобытчика.
Комментарии