Как часто видим мы очень интересных молодых людей, красивых, изящных, но — увы! Эти молодые люди не имеют никакого успеха у женщин.
И наоборот: не встречали ли вы рыжих, веснушчатых молодцов с кривыми ногами, расплющенным носом и заплывшими жиром глазами, которые (не глаза, а эти молодцы) — имеют среди прекрасного пола бешеный, потрясающий успех?!
А почему? Очень просто: первые (красавцы) не знают, с какого боку подойти, как взяться за дело, вторые же (кривоногие) обладают этим священным даром в такой же степени, как Кубелик (примечание 1) играет на скрипке.
И вот — я хочу пойти навстречу назревшим нуждам неопытных красавцев. Кривоногие же пройдохи и без меня обойдутся. Им мои советы не нужны. Они сами много чего могут мне посоветовать.
* * *
Вначале — маленькое разъяснение: я вовсе не хочу идти против Священного писания, которое гласит:
«Не пожелай жены ближнего твоего».
Что здесь главное? То, что он «ближний». Жены ближнего и не желайте.
Но если жена в Кишиневе, а муж, скажем, во Владивостоке, то он уже делается дальним, и, значит, всякое нарушение священной заповеди отпадает.
Из этого, конечно, не следует, что всякий молодец, влюбившийся в замужнюю женщину, должен таскать под мышкой глобус и, осведомившись о местопребывании мужа, начать вслух рассчитывать расстояние, тыча пальцем в разные места глобуса.
Это слишком наглядно, а всякое чувство требует тайны.
* * *
Влюбившись, вовсе не нужно моментально напяливать фрак, белый галстук, зажимать в мокрой от волнения руке букет цветов появившись к предмету своей страсти, преклонить перед ней колено со словами:
— Ангел мой! Я не могу жить без тебя. Будь моей женой!!
— Что вы, помилуйте. Да ведь я замужем!
— Я вас разведу с мужем!
— Но у меня дети…
— Детей отравим. Новые будут.
Глупо и глупо. Женщина никогда не пойдёт на эту примитивную приманку.
Вот как сделайте: явитесь в сумерки с визитом к дорогой вашему сердцу женщине, припудривши лицо и подводя глаза жжёной пробкой, явитесь и, севши в уголок, замрите.
— Что это вы сегодня такой грустный? — спросит хозяйка.
— Так, знаете. Нет, нет. Лучше не расспрашивайте меня.
— Дела плохие?
— Что для меня дела. (Вздох.) Я о них даже и не думаю.
— Вы что-то сегодня бледны…
— Ночь не спал.
— Бедный!.. Почему же?
— Вы мне снились всю ночь.
Даю слово, что самая умная женщина не обратит внимание на резкое несоответствие между первой фразой («не спал всю ночь») и второй — («вы снились всю ночь»).
— Я вам снилась?.. — задумчиво скажет она. — Вот странно.
И довольно на сегодня. Конец. Маленькая, крохотная зацепка уже сделана. Уйдите, оставив её задумчивой.
На другой день:
— Вы сегодня опять какой-то бледный… (пудра «Клития» — замечательное вспомогательное средство для влюблённого человека).
— Бледный, я? Гм… Отчего бы это? Может быть, потому, что опять плохо спал?
— Бедняга! А теперь кто вам снился?
— Догадайтесь… (В этом месте можно рискнуть взять её за руку. Полагаю, опасности особой нет.)
— Ну, как же я могу догадаться… (Врёшь, милая! Уже догадалась. Иначе зачем бы он взял тебя за руку?..)
— Не догадываетесь? Вы, такая чуткая, такая красивая…
Красота тут, конечно, ни при чём, но — каши маслом не испортишь.
Скачите дальше:
— Вы… не догадываетесь? Вы, у которой сердце звучит, как Эолова арфа, под малейшим порывом налетевшего ветерка, вы, у которой глаза, как зеркальная лазурь Лаго-Маджиоре (примечание 2), проникающая, как стрела, в самую глубину сознания бедного больного человеческого сердца, бьющегося в унисон с теми тонкими струнами… которая…
Такой разговор требуется минут на шесть.
Ничего, что глупо. Зато складно. Тут тебе и Эолова арфа, и Лаго-Маджиоре, и унисон. Советую напирать не на смысл, а, главным образом, на звук голоса, на музыку.
Очень рекомендуется, не окончив фразы, нервно вскочить, махнуть рукой и, наскоро попрощавшись, уйти.
Это производит впечатление. А кроме того, и из запутанной фразы выкрутитесь.
На третий день смело входите и говорите такую на первый взгляд странную фразу:
— Мэри! (Или Ольга, или Эльза). Что вы со мной делаете?!
— А что такое? Что я с вами делаю?
— Посмотрите на меня (не нужно забывать — ещё в передней — смахнуть платком пудру с лица. Но — осторожно: жжёная пробка под глазами может размазаться).
Вы видите?!
— Да, вид у вас неважный… Но разве я виновата?..
— Вы виноваты! Только вы. Вы приходите ночью к моему изголовью, и… и… я больше так не могу!!!
По общечеловеческой логике нужно бы ответить на это так:
— Чего вы ко мне пристали с вашим изголовьем? Мало ли какая ерунда будет вам сниться? Что ж, я за это должна и отвечать?!
Но… ни одна женщина не скажет так. Нужно знать женщину.
Она только воскликнет:
— Боже мой! Но разве я этого хотела?! Мне самой тяжело, что вы так мучитесь…
Слышите? Ей тяжело! Она, значит, вам сочувствует. Она, значит, как говорят профессиональные рыболовы, — «зацепилась на крючок».
В этом месте я подхожу к самому деликатному вопросу, о котором мне, при моей застенчивости, трудно и слово вымолвить.
Вы должны её поцеловать.
Только, ради Бога, не сразу.
Не обрушивайтесь на неё, как глетчер, не рычите, как бегемот.
Тихо, деликатно возьмите за руки. Приблизьте свои глаза к её глазам (губы, как известно, покорно следуют за глазами —деваться им некуда). Ближе… Ближе… Загляните в таинственную бездну её глаз.
И вот — в этой позиции сразу и не разберёшь: вы ли её поцеловали, она ли вас.
Конечно, дальнейших советов я не могу давать. Я слишком скромен для этого. Можете даже, поцеловав, пойти домой — и на этом успокоиться.
* * *
Знавал я одного человека, который всю рассказанную мною поэтичную процедуру невероятно упрощал. Именно, — оставшись с женщиной наедине, бросался на неё, точно малайский пират, и принимался её целовать.
Я как-то спросил его возмущённо:
— Как можешь ты так по-разбойничьи вести себя с женщиной? А если получишь отпор? Скандал?!
— Отпор бывал часто. А скандалу не было. Женщина предпочитает молча, без крику, отвесить пощёчину.
— Ага! Значит, ты получал пощёчины?!
— Ну, от женщины не считается. И потом на 100 женщин — только шестьдесят дерутся. Значит, я работаю в предприятии из 40 % чистых. Этого не приносят владельцам даже самые лучшие угольные копи или учётный банк.
— А вдруг жена пожалуется мужу?
— Побоится! Ты не знаешь мужей. Муж никогда не поверит, чтобы человек ни с того ни с сего — полез целоваться. «Ага,— скажет он. — Значит, ты перед этим кокетничала, значит, дала повод?!» Нет, это штука безопасная.
Этот пример я привёл для того, чтобы сказать, что я отношусь к такой манере ухаживать с отвращением. Я — поэт и нахожу, что всякое красивое чувство не должно быть оптовым — с исчислением процентов прибыли.
Как поэт — ещё раз говорю: лучший приём для успеха, это — «вы мне снились». Долбите, как детям, пока не подействует.
* * *
Другой мой знакомый, как он сам выражался: «работал фарфором». Приём, по-моему, тоже дешёвый.
Однажды купил он на аукционе прескверную фарфоровую кошку и китайца, которого если ткнуть в затылок — он начинал мотать головой. С тех пор владелец этих вещей говорил всем дамам, на которых имел виды:
— Старинный фарфор любите?
Какая уважающая себя дама осмелится ответить «не люблю»?
— Люблю, — ответит она.
— Очень?
— Ах, ах, ужасно люблю!!
— У меня есть очень недурная коллекция старинного фарфора. Не хотите ли зайти осмотреть?
— Гм!.. Удобно ли это? Впрочем…
Часто дама, уже собираясь уходить и надевая перед его зеркалом шляпу, вспоминала:
— Да! А где же этот твой знаменитый фарфор?
— А вот там стоит. Ткни китайца в затылок. Видишь, как забавно? Настоящий, брат, алебастр!
И долго ещё после ухода парочки — китаец с задумчивой иронией качает видавшей виды головой…
Последний совет: женщина, даже самая бескорыстная, — ценит в мужчине щедрость и широту натуры. Женщина поэтична, а что может быть прозаичнее скупости?..
Любящая женщина, которая с негодованием откажется от любой суммы денег, — ни слова не возразит вам, если вы купите ей билет в театр или заплатите за неё в кафе.
Один известный мне человек сразу погиб во мнении любящей женщины после того, как, расплачиваясь в кафе, стал высчитывать:
— Два стакана кофе с булочками — 3 1/2 марки. Ты пила белый кофе, я чёрный — значит, с меня на 1/2 марки меньше. Да, ты откусила своими очаровательными белыми зубками у меня кусок пирожного, приблизительно, одну треть, — значит, с тебя ещё 20 пфеннигов. С тем, что я платил за тебя в трамвае — с тебя, царица души моей, — 2 марки 35 пфеннигов.
Нужно ли говорить, что на таком пустяке этот идиот сломал себе шею, хотя и был красив, как бог!
* * *
Кстати, вы, может быть, спросите: а где же советы, как ухаживать не за дамами, а за девушками.
Этих советов я не могу дать.
Потому что за девушками не «ухаживают».
Им делают предложение и женятся.
После же женитьбы молодой человек может прочесть моё руководство сначала.
И то, руководство это будет полезно не тому, который женился, а другому молодому человеку — постороннему.
Комментарии
Лучшей инструкции и быть не может.
Хотелось бы мне прочитать инструкцию того, кто не согласен с этим. Наверняка напишет что нибудь пикантное с описанием ненужных подробностей вроде пышного бюста, восхитительных ягодиц, пупок зачем то вспомнит. При чём тут пупок, не пойму?
привиденией.
Повернул ручку назад - и пошло-поехало..."
А. Аверченко после премьеры киноленты режиссера Евгения Бауэра по сценарию Аверченко.
1914 год, однако...
С удовольствием прочел.
Как человек перешагнул за детский возраст, так камень ему на шею да в воду.
Потому что каждый взрослый человек почти сплошь - мерзавец".
И это тоже - Аверченко.:)
Кое-что и прокатит, но, лично моё мнение: к каждой женщине нужен свой подход.
Мужчина по своей сути - охотник... и ему доставляет удовольствие охотиться за женщинами, правда охота бывает долгой и дорогой. Да и выбор остаётся за женщиной.
Фу, стыд! Не хмурь своих бровей сурово
И не бросай презрительные взоры
На твоего владыку и царя.
Ты портишь красоту твою; морозом
От сердца веет твоего, и мерзнут
Цветы любви. Зачем же это делать?
Строптивая жена — колодец мутный
И тинистый. Томимый жаждой путник,
И тот не выпьет из него ни капли.
Муж — твой хозяин, жизнь, хранитель твой,
Твоя глава, властитель, вечно полный
Заботой о тебе, всегда в трудах —
На суше, на море; он по ночам
Не спит во время бури, мерзнет днем,
Пока ты в теплой нежишься постели, —
И что ж за все себе в отплату просит?
Любви, покорности да кроткой ласки, —
Как мало за такой тяжелый труд!
Долг подданного к властелину — это
Долг женщины по отношенью к мужу.
Когда она сварлива, зла, груба
И непокорна доброй воле мужа, —
Она мятежник, что достоин казни
За дерзкий бунт противу государства…
Зачем она стремится к полновластью,
Когда удел ее — повиноваться.
Аверченко не стремился к тому, чтобы научить мужчин ухлестывать за женщинами.
У него была другая цель: насмешить и - заставить задуматься:).
А для хороших: они самые добрейшие и милые кошечки!
• Строптивых женщин легче переносить, чем спокойных. Их, правда, иногда убивают, зато никогда не бросают.
Джордж Бернард Шоу
Но в конце он написал: "После же женитьбы молодой человек может прочесть моё руководство сначала.
И то, руководство это будет полезно не тому, который женился, а другому молодому человеку — постороннему."
Значит руководство?! )))
Если да, еще не всё потеряно:)
Кобылица молодая,
Честь кавказского тавра̀,
Что ты мчишься, удалая?
И тебе пришла пора;
Не косись пугливым оком,
Ног на воздух не мечи,
В поле гладком и широком
Своенравно не скачи.
Погоди; тебя заставлю
Я смириться подо мной:
В мерный круг твой бег направлю
Укороченной уздой.
(А.С. Пушкин)
*****
Надеюсь, что слова Бернарда Шоу не точно перевели.
Градус оптимизма достаточно высокий.
(Аркадий Аверченко)
"Вначале — маленькое разъяснение: я вовсе не хочу идти против Священного писания, которое гласит:
«Не пожелай жены ближнего твоего».
Что здесь главное? То, что он «ближний». Жены ближнего и не желайте.
Но если жена в Кишиневе, а муж, скажем, во Владивостоке, то он уже делается дальним, и, значит, всякое нарушение священной заповеди отпадает."
Так и я не предлагаю сразу хватать женщину и объезжать её в прямом смысле. Я предлагаю понимать женщин. То, что женщины в чём то схожи с лошадями давно замечено и не мной.
Ну, может, немного стоит поукрощать особенно строптивых.
В Праге же Аверченко и похоронен - на Ольшанском кладбище.
Спектакли, по его пьесам, имели наверняка бешеный успех! Ещё бы! Столько юмора и сарказма про твоего соседа! ))
"Устрицы" идут в театре Маяковского.
"Праздничные сны" - на Таганке.
"Дамочка или превратности любви" - в театре Ермоловой.
Это - сегодняшний столичный репертуар.
В репертуаре же наших провинциальных театров - десятка четыре спектаклей, в основе которых драматургия Аверченко или его проза.
Бухов пишет:
"Читающая Россия именно любила Аверченко".
Она и сейчас его любит.
Всегда отслеживаю репертуар, но почему -то ставят спектакли иностранных сценаристов...
Идет в Новосибирске. Поставлена Театром 54 — антреприза актеров Новосибирска
на сцене ДК им. Ф.Э. Дзержинского, ул.Коммунистическая д.58.
тел: (383) 263-44-98
Актеры: Михаил Селезнев, Егор Овечкин, Олег Майборода, Ирина Кривонос и Петр Владимиров.
Проморолик:
http://www.youtube.com/watch?v=PEErfYO8fEo
Не смотрела?
Мне, кстати удобно до него добираться! Не так удобно, как мой любимый "Старый дом" или "Дом актера", но вполне....)))
Благодарю, Путешественник...)))
"Никогда не показывайте, что вы умнее ребенка; почувствовав ваше превосходство, он, конечно, будет уважать вас за глубину мысли, но сам сейчас же молниеносно уйдет в себя, спрячется, как улитка в раковину", - писал Аверченко.
Если бы он не стал писателем, быть бы ему... Ушинским!
Все это относительно, Гена.
Во времена Аверченко в Одессе судили еврейского мальчика лет десяти за изнасилование тридцатилетней гувернантки.
Адвокатскую миссию приняла на себя мать мальчика - торговка рыбой с Привоза.
— Ну посмотрите, как мог этот ангелочек - (указывает на сынулю), - как могло это дитя изнасиловать эту корову? - (показывает на гувернантку). - Чем по-вашему мог он ее изнасиловать?
Для вящей убедительности - ставит сына на стул, снимает с него штаны, берет в руки и демонстрирует судьям крохотный детородный орган:
— Этим?
Сын (шёпотом):
— Мама, не телебоньте писю: процесс проиграем!