"Звучал булат, картечь визжала, Рука бойцов колоть устала…" (The Sword of Stalingrad)

предыдущая часть - http://maxpark.com/community/129/content/3350044

   В непосредственной близости от 30-ти метрового макета центральной части города с мультимедийной проекцией диспозиций городских боев в августе-сентябре 1942 года (на которой я закончил предыдущую часть) расположены несколько экспонатов, имеющих прямое отношение к известной ковровой бомбардировкой города, устроенного нацистами 23 августа. Это погнутая двутавровая балка перекрытия дома, в котором жил тогдашний директор завода "Баррикады",  ствол от 72-мм противотанковой пушки, найденный во дворе того же дома и пара кирпичных блоков от стен самого дома:

   Как известно, в отличие от Ленинграда, Москвы и др. городов относительно эвакуации гражданского населения Сталинграда приказа Главного командования СССР не было. Не берусь судить, было ли это следствием бардака и неразберихи в руководстве страны, вызванного стремительностью и неудержимостью наступления немецкой армии или же продуманный, вполне сознательный шаг. Не знаю. Наверно, надо быть непосредственным участником принятия государственных решений того времени, чтобы утверждать что-то по этому вопросу наверняка. По мнению научных работников музея-панорамы это было осознанное действие высших руководителей страны. Мнение это мне известно непосредственно из уст зам. директора музея по научной части С.Аргазцевой, с коей я живу в одном доме и чья дочь дружила и росла с моими дочерьми. Дело в том, что отступая после неудачной наступательной операции под Харьковом, нашим войскам никак не удавалось стабилизировать фронт. Армия вермахта пресекала все попытки советской армии закрепиться на степной местности. Не помогли даже небольшие водные препятствия в излучине Дона. Не случайно появление именно в это время приказа №227 известного как приказ "Ни шагу назад!" или, по-другому, "Стоять насмерть!". Судя по всему, на карту было брошено все, чтобы остановить неприятеля, что называется, любой ценой. Картины гибели гражданского населения на глазах у советских солдат делали в принципе невозможным появление в голове большинства из них самой мысли о возможности покинуть свою позицию и укрепляли дух защитников города в готовности умереть, но не сдвинуться с места даже тогда, когда, казалось бы, устоять не было никакой возможности. По рассказам уцелевших очевидцев, передаваемым жителями города из уст в уста, из поколения в поколение в день тотальной бомбардировки 23 августа 1942 года  на берегу Волги скопилось множество людей в надежде переправиться на другой берег реки. Но все плавсредства еще раньше были конфискованы и переданы армии. А у военных, как известно, без приказа сверху ничего не делается. На его получение, что вполне естественно, ушла уйма времени, за которое немецкие бомбы превратили берег реки в месиво из окровавленных человеческих тел. В общем, в Волгу и далее по ней текла в тот день натурально река крови… После восприятия такой информации легко можно себе представить, что собой представляла оборона города и характер боев в нем. Основными элементами тактики обороняющихся были такие как максимальное сближение с противником и дробление своих стрелковых частей на разведывательно-штурмовые группы (по ходу боев эту тактику пытались использовать и немцы). Первое давало возможность защитникам города свести к минимуму преимущество немцев в воздухе, особенно на начальном этапе битвы. Те опасались наносить массированные бомбовые удары по позициям советской армии, т.к. не могли при этом не задеть свои же части даже при бомбардировке пикирующими бомбардировщиками.

Второе позволяло в условиях бескомпромиссного городского боя за каждый дом, за каждый подъезд, за каждый этаж минимизировать свои потери при нанесении максимального урона противнику. В условиях ограниченности потребного для маневра пространства на поле боя численное превосходство превращалось нередко из преимущества в слабость. Широко известным примером этого является Дом Павлова, который изначально был захвачен разведывательно-штурмовой группой из четырёх солдат, возглавляемой сержантом Павловым, закрепившейся в нем и поддержанной впоследствии подкреплением в виде группы лейтенанта Афанасьева доставившей в дом пулеметы, противотанковые ружья и боеприпасы.

на фото: ампуломет, пулемет "Максим", противотанковые ружья из арсенала защитников Дома Павлова

   Дом стал опорным пунктом обороны 42-го стрелкового полка и всей 13-й гвардейской стрелкой дивизии Родимцева. На картах противника этот дом был обозначен как крепость. Он того стоил. Все попытки германской армии взять его потерпели неудачу, даже, несмотря на то, что, по некоторым свидетельствам, немцам иногда даже удавалось проникнуть на первый этаж здания. Но всякий раз их оттуда выбивали. Кстати, все время боев в подвале дома находились гражданские лица, жители дома. Интересно, что с довоенных времен рядом с домом Павлова стояла его зеркальная копия, точно такой же четырехэтажный четырех подъездный дом зеленого цвета. Его, так же как и дом Павлова, одновременно с ним захватила группа лейтенанта Заболотного. Этот дом был немцами выжжен и полностью разрушен в ходе наступления. Рухнувшее здание дома Заболотного похоронило под собой и его защитников.

Штурмовые группы имели определенный практикой комплект амуниции, элементы которой представлены в этом же зале -

Пистолет-пулемет, карабин, огнемет, гранаты - "лимонки", кираса, ну и, естественно, ножи -

   В этом же зале представлен такой экспонат как литографический камень приготовленный гитлеровцами для печатания листовок с о словами "Сталинград пал!"

Но не случилось. На этом камне не было напечатано ни одной листовки. Перевернутое по отношению к реальному изображение получено его зеркальным поворотом в Фотошопе…

продолжение - http://maxpark.com/community/129/content/3362383