Причина раскола кроется в культурных ценностях.

На модерации Отложенный

Посмотрите на пророссийскую семёрку (Грецию, Кипр, Италию, Испанию, Венгрию, Словакию и Австрию.) — там нет ни одной протестантской страны. Православные греки и киприоты являются нашими единоверцами, все остальные народы духовно принадлежат католическому папскому престолу.

Зато в противоположном лагере все страны, кроме Литвы, пережили в своём прошлом религиозную реформацию. Среди верующих там преобладают протестанты.

Хотя в современной Европе никто не ведёт религиозных войн и не собирается ссориться из-за толкования символа веры, конфессиональное деление носит фундаментальный характер.

Есть глубинные представления о добре и зле, о правильном и неправильном мироустроении, которые связаны с религиозным выбором народов. Культурные коды проявляются даже в светской жизни, совершенно далёкой от церкви.

Вот пример проявления таких базовых ценностей, имеющий почти столетнюю историю. Когда в России свершилась социалистическая революция, кто последовал за русскими большевиками?

Первыми, как мы хорошо помним, это сделали венгры. Рядом с Венгерской советской республикой некоторое время существовала и Словацкая. Потом было восстание 1934 года в Австрии, революция и Гражданская война в Испании.

Греческие коммунисты после 1945 года наверняка построили бы «Греческую ССР», не напорись они на британские штыки. И то, что в Италии компартия из года в год брала рекордное для западной Европы количество голосов — тоже общеизвестный факт. Как видим, тень русской революции, так или иначе, падала на все страны нынешнего «пророссийского блока».

А в Великобритании и Скандинавии, напротив, советская модель никакого успеха не имела и подражателей не нашла. Зато сегодня эти государства выделяются как экспериментальная площадка для гомосексуальной пропаганды, ювенальной юстиции и прочих либертарианских новелл.

О Прибалтике особый разговор, на её позицию и прежде и сейчас сильно влияет её лимитрофное положение, но то, что прибалты культурно тяготеют к протестантскому северу Европы и даже мигрировать предпочитают именно в Англию и Швецию, отрицать невозможно.

Ещё в средневековой Европе выделились два цивилизационных центра — Рим и Константинополь — вокруг которых сформировались Западно-христианский и Восточно-христианский миры.

Со временем борозда между ними продолжала углубляться; их культуры удалялись друг от друга в этическом измерении, а столицы — в географическом. Сегодня наследником Константинополя стала Москва, а ядром Западного мира — Англосаксонское сообщество.

Противостояние этих двух центров задавало тон в Холодной войне, и снова стало актуальным сегодня. Потому именно англосаксы и примыкающие к ним народы протестантской традиции настроены непримиримо.

Возрождение самостоятельного Восточно-европейского (или Евразийского) сообщества с центром в Кремле воспринимается ими как кошмар. Альтернативная цивилизация подлежит безусловному уничтожению: «Карфаген должен быть разрушен».

В отличие от воинствующих «постреформатов», народы католической традиции, не пережившие реформации, и православные народы, не строившие коммунизма, выступают переходными звеньями на упомянутой мировоззренческой шкале и потому сохраняют потенциал диалога.

Глубинные культурные коды, как выясняется, оказываются сильнее бизнес-интересов. Сегодня они ощутимо влияют на политику стран Европы. Без их учёта не может быть успешной никакая международная стратегия.