Чиновников продолжают пугать конфискацией и тюрьмой

На модерации Отложенный

Депутаты Госдумы настаивают на скорейшей имплементации Конвенции ООН против коррупции в Уголовный кодекс РФ. КПРФ предлагает не медлить с введением в Уголовный кодекс (УК) статьи о наказании должностных лиц за незаконное обогащение. Это позволит по-настоящему расследовать несоответствие расходов чиновника его официально задекларированным доходам. Коммунисты считают, что кроме конфискации неправедно нажитого следует предусмотреть и лишение свободы до пяти лет.

Как стало известно «НГ», соответствующие поправки в УК представители Компартии внесут в Госдуму уже в конце марта. Коммунисты предлагают проводить расследование в том случае, если госслужащий совершил покупку, превышающую его трехгодичную зарплату. Доказывать незаконный характер потраченных средств, как это и следует из статьи 20 Конвенции ООН против коррупции, должны не правоохранители, а сам подозреваемый гражданин. По мнению главы юрслужбы КПРФ Вадима Соловьева, должностное лицо обязано «разумным образом обосновать хотя бы три четверти своих доходов либо понести ответственность». Например, тем, у кого в декларациях будут «пробелы», предлагается уходить в отставку.

Однако в отдельных случаях коммунисты предусматривают и реальные сроки – от трех до пяти лет тюрьмы. По словам Соловьева, лишение свободы надо присуждать за крупные расхождения между расходами и доходами или же за явные случаи незаконного обогащения. В качестве «яркого примера прямолинейной коррупции» он назвал ситуацию вокруг губернатора Сахалинской области Александра Хорошавина, которого следствие, как известно, обвиняет в получении взятки в размере 5,6 млн долл.

Соловьев отметил, что лазейки в сегодняшнем законодательстве позволяют чиновникам обогащаться, извлекая различными способами выгоду из своего служебного положения. За это сейчас в основном предусматривается лишь дисциплинарная или в лучшем случае гражданско-правовая ответственность. Например, в пользу государства изымается та часть имущества, легальность которого не удается доказать. «Однако в самой конвенции, – напомнил Соловьев, – речь идет о введении именно уголовной ответственности. Поэтому если чиновник не может подтвердить законность происхождения денег, то против него надо возбуждать уголовное дело».

Напомним, что КПРФ и другие думские оппозиционные партии давно требуют распространить на Россию юрисдикцию статьи 20 Конвенции ООН против коррупции. «Единая Россия», правительство и власть в целом при этом всегда выступали против, ссылаясь чаще всего на нарушение конституционного принципа презумпции невиновности. Однако теперь Компартия ожидает, что ее инициатива все же будет одобрена в Кремле.

Потому что в декабре 2014 года руководитель администрации президента Сергей Иванов заявил, что Конвенция ООН «ратифицирована полностью, без изъятий». «Мы восприняли это как прямой сигнал к действию. Раз власти признают полную ратификацию Конвенции ООН, следовательно, логично будет привести теперь в соответствие с ней и российское законодательство», – подчеркнул Соловьев.

Тем не менее еще не так давно о необходимости полномасштабной ратификации говорил даже председатель Конституционного суда Валерий Зорькин: «Борьба с коррупцией и незаконным обогащением действительно стала одной из самых болезненных проблем российского общества. Вроде бы меры борьбы с этим бедствием принимаются, но результат пока явно неудовлетворительный. Одна из очевидных причин в том, что Россия до сих пор не ратифицировала статью 20 Конвенции ООН против коррупции».

«В российском УК в настоящее время нет такого состава преступления, как «незаконное обогащение», следовательно, не проработаны и соответствующие санкции, а главное, механизмы определения его признаков», – сказал «НГ» адвокат Теюб Шарифов. По его словам, в благих намерениях коммунистов есть и некоторые подводные камни – ведь под «публичным должностным лицом», согласно Конвенции, понимаются отнюдь не только чиновники, а все «государственные люди», выполняющие публичные задачи.

По мнению же члена комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Анатолия Выборного, в России в 2008–2014 годах уже принято более 80 нормативных правовых актов федерального уровня, направленных против коррупции. «Участие России в коллективных усилиях государств – участников ООН по минимизации коррупционного влияния как в отдельных странах, так и в мировой экономике в целом соответствует нашим национальным интересам. Такое участие позволяет России использовать в борьбе с коррупцией ценный опыт и эффективные практики других государств. Это также яркое свидетельство того, что наступление на коррупцию в нашей стране – это не компания, а последовательная государственная политика, которой нет альтернативы», – отметил депутат.

Между тем, по многочисленным соцопросам последних лет, выяснилось, что негативное отношение к коррупции в целом сочетается с примирительным к ней отношением – особенно когда это касается личных интересов людей. Скажем, по данным фонда «Общественное мнение», около трети опрошенных без осуждения относятся к тем, кто берет взятки. Примерно 45% – не осуждают дающих взятки, а 23% – признались, что и сами делали это.