Обзор FSB обсуждался 16 марта на заседании экспертно-аналитического совета Агентства по страхованию вкладов (АСВ). Его авторы отмечают, что санация проблемных банков в России в основном проводится за счет кредитов, которые ЦБ и АСВ выдают по ставкам значительно ниже рыночных, а частный инвестор вносит на покупку проблемного банка очень небольшую сумму.
Практика спасения системно значимых банков на средства налогоплательщиков несет в себе риски «морального вреда», считает FSB и рекомендует возмещать расходы на санацию за счет принудительной конвертации незастрахованных требований кредиторов третьей очереди в субординированные займы или в уставной капитал, а также за счет средств банковского сектора (через дополнительные взносы в АСВ или иные сборы).
Компании могут участвовать в санации, оставляя в банке свои средства. Такой прецедент уже есть: «Ленэнерго» и МРСК Северо-Запада согласились оставить свои средства (12,7 млрд руб.) в санируемом банке «Таврический» на 20 лет, но он пока единственный в российской практике.
Кроме компаний, в санации проблемных банков могли бы участвовать и физические лица, на время лишившись той части вкладов, которая превышает страховой лимит (сейчас 1,4 млн рублей), полагает FSB.
Такая схема применялась, например, на Кипре: вместо требований кредиторы Bank of Cyprus получали бумаги разной степени приоритетности, а вкладчики были выведены из-под действия этой меры в пределах суммы страхового возмещения.
По мнению директора по международному сотрудничеству АСВ Николая Евстратенко, часть дыры в пассивах банка можно покрывать за счет конвертации требований кредиторов, часть - за счет инвесторов и агентства, тогда расходы государства на санацию банков снизятся. По словам Евстратенко, в АСВ началась работа по подготовке соответствующих изменений в законодательство. Свои предложения по выполнению рекомендаций FSB агентство представит к июню.
В Банке России не согласны с выводами FSB и не считают финансирование санаций банков избыточным. По мнению зампреда ЦБ Михаила Сухова, привлечение к санации средств кредиторов-юрлиц, заинтересованных в финансовом оздоровлении банка, вполне возможно. А вот участие в спасении банков крупных вкладчиков-физлиц неактуально. Даже в случае отзыва лицензии у банка они получают назад 75-80% своих средств, при санации средства остаются на их счетах.
Юристы и банкиры сомневаются, что подобная схема будет практически полезна в России, особенно в условиях частого возникновения проблем у банков. Ценные бумаги, которые кредиторы могут получить в обмен на свои требования, не будут ничего стоить, указывают они.
Комментарии