Как украинским журналистам в Беларуси попытались навешать лапши на уши

В феврале белорусские власти организовали для группы украинских журналистов пресс-тур по нашей стране. «Салідарнасць» изучила вышедшие по его итогам публикации.

«Рейтинг Лукашенко зашкаливает – под 90%»

Из материала «Комсомольской правды в Украине» у читателей, наверняка, сложится позитивное впечатления о жизни в Беларуси. Приводим отрывок из текста.

«Белорусы имеют прекрасный соцпакет. К примеру, практически на каждом предприятии, заводе и фабрике есть здравпункт, оснащенности которого могут позавидовать некоторые частные украинские клиники (?).

– Мы закупили новейшее оборудование и материалы, чтобы сотрудник, зайдя в кабинет к стоматологу, больше на зубы не жаловался. Пломбы ставят на века, – говорит гендиректор фабрики «Коминтерн» Петр Афонченко.

Когда «Комсомолка» заглянула в производственную аптечку – ахнула: каких только препаратов там не было. К слову, медицина в стране бесплатная. Понятия «отблагодарить врача» и «больничная благотворительная касса» у них вызывают удивление.

Не забыто в Беларуси и санаторное оздоровление рабочих. Можно без проблем получить профсоюзную путевку за смешные деньги в государственные санатории и профилактории.

Государственные праздники (День независимости, Новый год, 23 февраля, 8 Марта, профессиональные дни) сопровождаются премированием рабочих и презентами».

«Комсомольская правда в Украине» обратила внимание на «исключительно ироничную» социальную рекламу в Минске

Из материала «Комсомольской правды в Украине» белорусы могут узнать о своей жизни много чего интересного.

«Средняя зарплата граждан страны – 500-600 долл. (на самом деле зарплата белорусов снизилась до 400 долларовприм. С.), пенсия – 260 долл. Безработных мало. Согласно официальной статистике, всего лишь 0,5% (для сравнения: в Украине под конец 2014 г. – 9,5%.). В рабочее время улицы городов «вымирают» – все работают. К чести Лукашенко, в стране удалось сохранить многие советские предприятия, фабрики, заводы, модернизировать их, а также создать новые рабочие места. Яркий пример: предприятия по производству железнодорожного транспорта «Stadler Минск» удалось построить с нуля буквально за год.

В стране активно обсуждается и приветствуется инициатива президента Александра Лукашенко ввести налог для «активно» неработающих граждан. То есть белорусы, которые не спешат трудоустраиваться, должны отчислять в госказну деньги за тунеядство...

Однако свои достаточно высокие зарплаты белорусы тратят на дорогие продукты, одежду, проезд в общественном транспорте... Как утверждает замгендиректора по идеологической работе и туризму агрокомбината «Дзержинский» Сергей Ермак, белорусы получают достаточно, чтобы, поэкономив год-другой, купить автомобиль».

Судя по материалу украинской журналистки, прекрасна жизнь и в белорусской деревне.

«Заниматься художественной самодеятельностью, ходить в спортивные секции и разнообразные кружки могут не только городские жители, но и сельские.

– У нас процветают сельские клубы. Государство поддерживает хоровые коллективы, талантливую сельскую молодежь. Также активно обновляем сельские библиотеки, – говорит руководитель Главного управления по идеологической работе, культуре и делам молодежи Гомельского облисполкома Ирина Довгало».

Ну и конечно, идеологи рассказали журналистам из соседней страны, как белорусы любят «батьку».

«Об Александре Лукашенко в Беларуси отзываются с пиететом. Белорусы говорят, что ценят его за порядок, хозяйскую руку, стабильность. Во многом это заслуга Министерства информации, которое скрупулезно создает «правильную» информационную политику в стране.

– У нас в конце года президентские выборы. Рейтинг Лукашенко зашкаливает – под 90%. Благодаря своей позиции по «украинскому вопросу» Александр Григорьевич смог своих врагов обратить в друзей, – говорит один из чиновников Минского облисполкома».

«Хлебосольные сябры, конечно же, старались показать все самое лучшее»

Подействовали рассказы чиновников и идеологов и на представителя газеты «Донбасс». Журналист поделился с читателями такими своими впечатлениями.

«Хорошего качества дороги и чистые обочины – вот что бросается в глаза сразу же после пересечения белорусской границы. Хлебосольные сябры, конечно же, старались показать всё самое лучшее, свои наиболее весомые достижения и в экономике, и в социальной сфере. Показалось, что ничем не уступает «Рошен» кондитерское предприятие «Спартак», что в Гомеле – широчайший ассортимент, высокое качество, соответствие стандартам отрасли. Как впоследствии выяснилось, в Беларуси ещё действуют ГОСТы, введённые в советское время.

Существенно, что медицинское обслуживание, как и образование, в стране бесплатны, то есть за счет государства. Означает ли это, что каждый житель может получить здесь помощь? На этот вопрос главврач центра (РНПЦ радиационной медициныприм. С.) ответил утвердительно. А на вопрос – «не практикуются ли в центре «благодарности» от пациентов – мы получили твёрдое «нет»: персонал дорожит своей репутацией, рабочим местом, да и зарплата здесь довольно высокая».

Однако замечено было украинским журналистом не только то хорошее, что показывали ему идеологи:

«Российская пропаганда работает в Беларуси основательно – в эфире исключительно российские каналы и программы. Меня ввёл в ступор вопрос коллеги, редактора одного столичного журнала, прозвучавший так: «А зачем вы воюете с Россией?». Мой ответ, что это Россия идёт к нам с оружием, снабжает техникой и боеприпасами боевиков, видимо, не убедил собеседника.

И ещё. На гомельском сайте «Новости. Тут говорят» было размещено моё интервью о захвате террористами из так называемой «ДНР» редакции газеты «Донбасс». Через два дня под этим материалом появилось 239 комментариев.

Большая часть пожелавших высказаться – 54 процента – отнеслись и ко мне, и в целом к событиям в Украине если не враждебно, то негативно.

И только около трети поддержали мою позицию и позицию украинских патриотов. Хотя, с другой стороны, не так уж и мало белорусов, несмотря на остервенелую пропагандистскую агрессию северного соседа, поддерживает нас, украинцев».

«Сочувствовали нам умеренно, а понимать отказывались»

Совсем иной характер имеет публикация по итогам пресс-тура на сайте Украинского национального информационного агентства «Укринформ». Журналист критично отнесся ко всему тому, в чем его хотели убедить.

«Сотни украинцев погибали, прорываясь из дебальцевского котла. А в вестибюлях белорусских гостиниц день и ночь на огромных плазменных экранах крутили кадры российского ТВ – то с флагом «ДНР» над захваченным Дебальцевым, то с неизвестными в камуфляже (шевроны ВСУ крупным планом), избивающими упавшего подростка...

Миротворец Лукашенко нас обнадежил. И украинским журналистам, отправившимся в пресс-тур по Беларуси, очень хотелось увидеть всюду сочувствие и понимание.

Сочувствовали нам умеренно, а понимать отказывались.

Самое большее, на что сподобились – абстрактные пожелания мира. Войну в Украине называли «перипетиями», и обещали, что «все устаканится». В редких междусобойчиках на вопрос о виновных отвечали вопросами: «А зачем украинцы сбили Боинг?» или «Почему напали на Россию?». И лишь из уст молодой сотрудницы провинциального исполкома услышали пожелание победы. За что я ей искренне благодарен.

Впрочем, чего обижаться... Иметь свое мнение в этой стране может, пожалуй, лишь один человек. Удел остальных – проводить линию президента?».

«Укринформ» засомневался в рассказах идеологов о высоких доходах белорусов и правильном политическом устройстве.

«На кондитерской фабрике в Гомеле, как нас заверили, средняя зарплата – 550 долларов, на швейцарском «Штадлер Минск» – 700, у врачей элитного медицинского центра – до 2000. Доярка на «Агрокомбинате Дзержинский» зарабатывает до 1000 долларов. Это впечатляет. Настолько, что ряд коллег заговорили, о том, что «нам бы такого Батьку».

Вот только непонятно: доходы у доярок солидные, а домики в селах по большей части незавидные – одноэтажные деревянные срубы. Куда деньги уходят? Может причина в том, что и цены кусаются? Килограмм телятины на наши деньги –300 грн, проезд в троллейбусе – 10 грн.

По-разному мы живем. У нас вдоль разбитых дорог стоят новенькие многоэтажные особняки. У них – великолепные автотрассы окружены тесными избами, крытыми шифером, жестью, а то и рубероидом.

Ждет окончательной подписи президента роскошный налог «на тунеядство». Если ты трудоспособен, но не работаешь – плати государству за бесплатные социальные услуги. Из каких средств? Из тех, за которые живешь, не работая. Под раздачу могут попасть 123 тысяч домохозяек, включая и тех, кто сидит с детьми более трех лет. А возможно и безработные, оставшиеся без пособия (а оно по местным законам положено лишь тем, кто привлекается к общественным работам)...

В принципе, политические партии в Беларуси есть, но избирательная система построена так, что они большой роли не играют. Есть, как заверили нас, и оппозиционные газеты. Много? «Столько, сколько надо».

За отсутствием центрального комитета партии идейной закалкой белорусов командует «идеологическая вертикаль», берущая начало от самого Лукашенко. Вводные спускаются через заместителей губернаторов по идеологической работе, соответствующие отделы исполкомов, замдиректоров на предприятиях, и так – до цехов».

Особое внимание представитель «Укринформа» уделил вопросу истории Беларуси. В этой части белорусам придется услышать горькую правду.

«В прошлом году в Минске открылся новый музей истории Великой отечественной войны. Тем, кто бывал в вашингтонском музее аэронавтики, есть с чем сравнить. Четыре этажа напичканы электроникой, настоящими танками и артиллерией, макетами летящих штурмовиков, пластиковыми суперменами, одетыми в форму советской армии, бодрыми бородатыми партизанами и не менее бодрыми пластиковыми же фрицами, множеством видео- и аудиоэффектов. Война в таком гламурном обрамлении кажется ужасно яркой, красочной и забавной штукой! Впрочем, детям здесь понравится...

Можно подумать, что довоенной истории у белорусов нет. В отличие от украинцев и россиян они не ищут истоки государственности в давнем прошлом. История князей и древних полководцев их не интересует.

Вещь невозможная для Украины – ни один чиновник, хозяйственник, идеологический работник не общался с нами на родном языке! Хотя мы были не против – украинцу белорусский понятен. Даже песни белорусские в тесном кругу пели только мы, хозяева не подпевали. «Червону руту» подпевали, а «Косив Ясь конюшину...» – нет.

Родной язык как бы остался средством общения директоров этнографичеких музеев, ксендзов и артистов. Сложилось такое впечатление. В государственных СМИ (которые успели просмотреть) среди русскоязычного сплошняка лишь кое-где заметки на белорусском красноречивого содержания: «Шуры-буры, лапці у хату». Несколько лет назад, рассказали нам, все делопроизводство на предприятиях перевели с белорусского на «общедоступный».

Кем мы выглядели в глазах сябров со своим акцентированным украиноязычием? Деревенщиной? Или националистами? И не обвинений ли в национализме побаивались они сами, общаясь исключительно по-русски? Чтобы Путин не полез защищать свой язык и у них?».

Вывод украинского журналиста Евгения Якунова об увиденном в Беларуси заставляет задуматься:

«Конечно, за пару дней автор этих строк увидел только то, что нам хотели показать. Мы почти не общались с простыми белорусами, с оппозицией, и просто с теми, кто имеет свой взгляд на вещи. Потому – извините за субъективизм. А то, что увиделось и услышалось, наталкивает на определенную мысль.

Белорусские сябры, сохранившие в себе нетронутую временем советскость, видят и в нас таких же советских братьев, временно заплутавших, отбившихся от стада, но призванных вернуться. Они не понимают, как далеко (и это уже ясно) разошлись наши дороги. А мы не понимаем их. Вернее, того, куда ведет их Батька».

 

Юлия Иванко