«Незнаменитая»: к годовщине завершения Cоветско-финской войны
«Незнаменитая»: к годовщине завершения Cоветско-финской войны

Фото ТАСС
Расчет советских идеологов на революцию в Финляндии провалился — даже те, кто придерживался левых взглядов, заняли оборонительную и патриотическую позицию 12 марта 1940 года в Москве был подписан и сутки спустя вступил в действие советско-финский договор, прекративший 100-дневную Зимнюю войну
Поэт Александр Твардовский позже назвал ее «незнаменитой», и этот образ прижился
В советской историографии второй половины ХХ века эта война практически никогда не изображалась благородной и героической, ее не воспевали в кино и песнях.
Напротив, с учетом послевоенного потепления советско-финских отношений, Зимнюю войну старались если не забыть, то минимизировать ее значение, списать на сложность международной обстановки тех лет.
Но, конечно, основной причиной этих исторических затруднений был очевидный факт советской агрессии, резко противоречивший «миролюбивой» советской пропаганде. Раздел Польши с Гитлером в сентябре 1939 года еще можно было подать как «взятие под защиту западноукраинских и западнобелорусских братьев». Оккупацию Прибалтийских стран летом 1940-го описывали как результат победы на выборах просоветских сил, которые сами попросили о вхождении в состав СССР.
В случае с Финляндией не работало ни то, ни другое объяснение.
Понятно, что тогда никто бы не стал признавать, что, согласно пакту Молотова — Риббентропа, эта страна просто попала в «советскую зону влияния».
С Польшей (пусть и частично), Прибалтикой и Финляндией Сталин фактически восстановил бы дореволюционные границы Российской империи. Почему этот имперский архетип оказался столь живуч у большевиков — пусть ответят историки и психологи. Мы отметим лишь интересный парадокс — финское сопротивление этой имперской реставрации возглавил бывший генерал Российской императорской армии Карл Густав Маннергейм, который все-таки не дал превратить свою родину в «ФССР». И кстати, он был реальным кавалером ордена Св. Георгия — что у нынешних носителей «георгиевских ленточек» вызывает когнитивный диссонанс…
Говорят, что Финскую войну в России напрочь перекрыла память о Великой Отечественной. Однако для финнов Зимняя война, по сути, и была Великой Отечественной. Расчет советских идеологов на революцию в Финляндии провалился — даже те финны, кто придерживался левых взглядов, заняли однозначно оборонительную и патриотическую позицию.
Сегодня даже в небольших городах восточной Финляндии можно увидеть гранитные мемориалы с именами жертв этой войны. Причем множество имен и фамилий там выглядит вполне «по-русски» — это карелы, коренные жители этих мест, которые служили в финской армии. Финны потеряли в этой войне убитыми и умершими от ран 25 904 человека (по официальным финским данным), что по масштабам этой страны чрезвычайно много, и по каждой жертве ведется отдельная документация.
Советские же безвозвратные потери (также по официальным данным) оставили 126 875 человек, при этом многие захоронения не установлены и поныне…
Главной причиной этой войны в России до сих пор называют стремление «обеспечить безопасность Ленинграда», граница с Финляндией проходила всего в 30 км от города.
Однако, как пишет Маннергейм в своих мемуарах, вплоть до самого начала войны он, как главнокомандующий, настаивал на нейтралитете Финляндии — по модели соседней Швеции. Если Финляндия и готовилась к войне, то сугубо оборонительной, выстраивая на Карельском перешейке знаменитую «линию Маннергейма».
Однако советское вторжение сломало проект финского нейтралитета. Интересно еще заметить, что и в войну 1941-1944 годов, которую в финской историографии именуют «войной-продолжением», финны старались всячески уклоняться от штурма Ленинграда, к чему их призывал германский генштаб. Многим известна мемориальная надпись на Невском проспекте: «Граждане! При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна». Эту надпись наносили по северным сторонам улиц, которые обстреливались с немецкой стороны, с финской же обстрелов города не было.
Вообще, если бы Финляндии позволили остаться нейтральной страной, самого понятия «блокада Ленинграда» наверняка бы не возникло. Более того, нейтральная Финляндия могла бы оказывать осажденному городу посильную помощь.
Возникает, правда, другой вопрос: позволила бы советская власть своим гражданам принимать помощь от «капиталистов»?
Если еще несколько углубиться в альтернативную историю, станет ясно, почему СССР предпочел завершение Зимней войны в середине марта 1940 года, хотя «линия Маннергейма» ценой колоссальных жертв была прорвана и путь на Хельсинки открыт. К тому времени британский и французский генштабы уже разрабатывали проекты ударов по СССР, например, бомбардировок Баку. СССР в то время, как известно, снабжал нефтью «дружественную» Германию.
На скорейшее прекращение войны повлияло также резкое ухудшение мирового имиджа СССР. В декабре 1939 года он как агрессор был исключен из Лиги наций. Международное левое движение также раскололось — даже Троцкий именовал эту войну «постыдной».
Послевоенное определение новой границы было непростым. Иногда в него неприкрыто вмешивались имперско-захватнические амбиции. Например, согласно договору 12 марта, городок Энсо должен был остаться в составе Финляндии. Однако подошедшая к нему Красная армия обнаружила там один из крупнейших финских бумажных комбинатов, и уже через неделю после подписания мира заняла город и объявила о его присоединении к СССР.
Конец войны означал и масштабную эвакуацию во внутренние районы Финляндии местного населения (до полумиллиона человек), опасавшегося оставаться под властью «самого свободного строя». Причем ушли не только карелы и финны, но и все русские монахи древнего Валаамского монастыря.
Нынешнее кризисное состояние Карельского перешейка и северного Приладожья продолжает выглядеть резким контрастом по сравнению с приграничными финскими территориями. Если бы этот некогда развитый финский регион сохранил свой высокий уровень в составе России – ощущение исторической несправедливости постепенно бы смягчилось. А пока он, увы, остается памятником империи, пережившей саму себя…
Многие наблюдатели уже неоднократно проводили параллели между советско-финской и нынешними событиями на Украине. Не будем повторять все их аргументы, но нынешнее состояние «освобожденных» территорий Донбасса действительно печально напоминает присоединенные к СССР финские.
Кстати, поход на Финляндию также начался с создания марионеточной «Финляндской демократической республики». Однажды знакомый финский историк провел более фундаментальную аналогию. Нам говорят, что у нас отобрали всего 11% территории, не пора ли об этом забыть? Но давайте представим, что какая-то великая восточная держава (предположим, Китай) аннексирует у России второй по величине город (Санкт-Петербург, в Финляндии это был Выборг), главный курорт (Сочи, в Финляндии — Сортавала) и незамерзающий выход в Арктику (Мурманск, для Финляндии это Петсамо). А потом заявляет: забудьте о реваншистских настроениях и давайте дружить, как ни в чем не бывало! Смиритесь ли вы с этим?
Впрочем, несмотря на такие аналогии, реваншистские настроения в нынешней Финляндии не слишком распространены. Во всяком случае, ни одна парламентская партия их не высказывает. Не только из-за опасения российского недовольства, но и по причине традиционной финской расчетливости. Затраты в случае гипотетического «возвращения» этих территорий большинству финнов кажутся чрезмерными и неподъемными, сопоставимыми с реинтеграцией ГДР в ФРГ.
Подобные идеи высказывает лишь общественное движение «ProKarelia», в котором состоят преимущественно потомки военных переселенцев. Кстати, нелишне отметить расхожую в России путаницу: когда представители этого движения говорят о «возврате Карелии», они имеют в виду вовсе не российскую Республику Карелия со столицей в Петрозаводске, но лишь территории прежней финской Карелии — Карельский перешеек и северное Приладожье. Тем не менее лидер этого движения Вейкко Сакси предлагает решать эту историческую проблему по принципу win-win, то есть когда в выигрыше оказываются обе стороны.
Может быть, выход удастся найти не на путях межгосударственных споров прошлой эпохи, а в современном формате европейской интеграции? Если бы Россия и Финляндия, например, под эгидой Совета Европы создали здесь международную свободную экономическую зону, такое решение наверняка бы помогло интенсивному развитию этих территорий. Однако таких инициатив российская сторона, к сожалению, не выдвигает. Европу у нас сегодня опять принято считать едва ли не врагом…
Комментарии
Как смерть тоску не сортавала
А вот остался и хранит
Все сказки город Сортавала
И красный у моста гранит
И Вяйнямёйнена помянем
Седого сказочника сампо
И пусть на кантеле Вяйнямёйн
Играет сказки и поныне
Деревья старшие его
И небо снова голубое
И дважды город был без боя
Сдан финнами скорей всего
Чтоб не разрушить город, с ним
Седой Финляндии истоки
И нос повесивший «максим»
Что на ступеньках у ментовки
Не огрызался навсегда
История хранит пусть парки
И даже в войнах по запарке
Пусть выживают города
Как смерть руин не сортавала
История пусть сохранит
Как сказку город Сортавала
И красный у моста гранит
Максим Супрунюк
Спасибо, бравый генерал,
Что не пошли вы за Урал
С Адольфом прямо через Рейн
В том роковом и сорок первом
Когда Адольфик бил по нервам
Спасибо, маршал Маннергейм
Остановились у реки
Которую не нарекали
Иначе, чем рекой Сестрою
А брат был Питер в тридцати
Километрах того пути
Вы и стояли бравым строем
Спасибо, господин и сэр
Как бывший царский офицер
Вы поступили беспроблемно
Вы просто выполнили долг
И все стоят, как верный полк
Вам верный, доты Маннергейма
Максим Супрунюк
В часовне, где устроен тир,
Был сталинскими соколами.
В часовне, на Валааме,
Оно смотрящее на мир.
Наверно плачет за углом,
На старой пихтовой аллее.
Где инвалидов не жалели
Из Питера, в сорок седьмом.
Стреляли видимо в упор,
Чтоб не платить им за награды.
Какая доблесть Сталинграда
Тут к черту?
Чей там разговор?
Товарищ Сталин, если так,
Пойдешь ты видимо далеко.
Товарищ Сталин, ты мудак -
Право Всевидящее Око.
Максим Супрунюк
Я финн, моя река Сестра
А за стеною за бетоном
Страна, которая остра
Suomi с мамою и домом
Ты, Молотов, ядрена вошь,
Как говорят твои солдаты,
100 километров никогда ты
У финна, русский, не возьмешь
Я финн и там моя семья
Пока нам музыка играла
Дойдем мы, братья, до Урала
Расти, Финляндия моя!
Расти и ширься! Снова спирт
Поможет нам согреть все кости
Стою я намертво от злости
И так как русский я убит
Мы не отступим ни на пядь
Моя страна и смерть мой выбор
Бомби Кексгольм и он же Выборг
А дней войне всего 105
Не стены помогают мне -
Бетон в который я вморожен
Я финн и я судьбой заброшен
Погибнуть в этой вот войне
Ты, Молотов, ядрена вошь,
Так говорят твои солдаты
100 километров никогда ты
У финна русский не возьмешь!
Максим Супрунюк
Вы не преступник Маннергейм,
Тем более, что Вы военный,
Тем более, что между тем,
Есть тема, бился остров пенный
С фашистами и прикрывал
Собою жизнь Дороги Жизни,
Как штурмовали перевал
Семь барж немецких –
Расскажи мне –
Кто бомбам подарил их тем
Советским –
Сделай одолженье –
Быть может маршал Маннергейм,
Но это лишь предположенье.
Максим Супрунюк
В часовенке Всевидящее Око –
Высоко смотрит вниз, да и далеко
Давным-давно в 39-ом, здесь
Расстреляли «красные» иконы
НКВэдешники кровь на погоны
На звезды лилась пулями Бог весть
В святых стреляли, сыпались оклады
Со златом словно были виноваты
Зеленые хмельные лейтенанты
Таков был монастырь в звезду
Крест изменив, а мудрые монахи
Оставив кельям сирые манатки –
В Финляндию – по Ладожскому льду
Ушли тогда и видит так далеко
В часовенке Всевидящее Око
Стрекочет время словно бы сорока
А сроку будет сорок сороков
Расстрел святых закончился, босые
Монахи, обустраивать Россию –
Придите там где мужики косые
До нищеты от шляпы до шнурков
Бревенчатая Русь, ты постепенно
Меняешься на белые на стены
И белые березы совершенны
И Ладога и серая тоска
Святые да останутся святыми
Во славу Бога Веру и во Имя
И счастлив, что живу я с вами ИМИ –
С монахами ушедшими в войска
Максим Супрунюк
Пропавший без вести тот дот
С горою гильз под амбразуру
На дот бойцы ложились сдуру
Не сдуру огрызался тот
Так за Финляндию свою
Сражались финские мальчишки
Об этом не писали книжки
Советские в свою семью
Включавшие Suomi но
Ложились русские ребята
Под пули тоже вероятно
О чем ни сказано в кино
Мальчишки глупый анекдот
Так кровью или это снилось
Здесь финны с русскими роднились
И ждет в траве забытый дот
Максим Супрунюк
Сорок четвертую режем колбаской –
Суомуссалми, Суомуссалми –
Справа болота, слева болота
«пли» - поливаем мы с финскою лаской –
Русские роты, русские роты
163-ая, 163-ая
Да в окружении –
Суомуссалми, Суомуссалми –
Чтобы узнали, чтобы узнали
Как замерзать на снегу без движенья –
Как умирать за чужую, за землю –
Суомуссалми, Суомуссалми –
«Пли» и вонзается пуля вам в шею –
Суомуссалми, Суомуссалми –
Песенка есть моего пулемета –
Суомуссалми, Суомуссалми –
Третьи сутки, как он уж поет мне –
Суомуссалми, Суомуссалми –
Суомуссалми, Суомуссалми –
Суомуссалми, Суомуссалми …
Максим Супрунюк
Пока Финляндия жива,
Хоть вырваны «клыки дракона» -
У Выборга, лишь голова
Осталась целой и законно
И заоконная страна
Осталась в целости и гневно
Река Вуокса, как слюна
Текла вполне обыкновенно
Кровавая слюна и пена…
Молили, знаю Маннергейма
Чья генеральская спина
Была сутула в перерыв
Скажу последними мазками –
Удачным, в общем, был прорыв
Там красными, как кровь войсками…
Максим Супрунюк
Мы не умели воевать
Когда на финские на доты
Шли на прямик мы из пехоты
Да в ангелы, ядрена мать
И мы ложились на снега
Тогда еще в тридцать девятом
На снег пехотою измятой
И на незримого врага
Шла ангелов на смерть толпа
Осуществляя чьи-то сказки
Дырявили нам пули каски
А вместе с ними черепа
И падали ребята в снег
Веленьем царским и указом
И в соответствии с приказом
Который был один на всех
Короче выиграть войну
Как матч футбольный и хоккейный
На линии на Маннергейма
При счете десять к одному
Максим Супрунюк.
Может кто и прочтёт.
А сейчас(( Путин на Валааме дачу себе спроворил и летает туда,
как баба - яга при охране 4 боевых вертолётов.
"Монахи" тамошние его руки целуют,а жителей с Валаама ,правдами,не правами выживают с острова.
.. своей купил кусок дачи "Винтера" под Сортавалами.
от Питера до Сортавала к Ладоги не подойти,(частная территория) о.Путсари тоже автоматчика охраняют.
Видать знал что опустит "занавес железный" осталось народ с Северо - Западного побережья Ладоги выгнать.
С этой целью и пытаются протолкнут Национальный парк "Ладожские шхеры" где закон не действует.
Только коренных людей Карелии оставят без работы,леса (грибов, ягод) ,без Ладоги (рыбалка)
и будут толстосумы там жить припеваючи,им ведь теперь заграницу незя.
Маннергейм знал кто у Финляндии сосед,поэтому построил линию ОБОРОНЫ.
я не буду говорить об "Майнильском инциденте" но скажу о том что 22 июня 1941 года
Финляндия заявила СССР о своём нейтралитете в войне между СССР и Германией.
и вступила в войну только 25 июня 1941 года ,
после бомбардировки своих городов в частности Хельсинки бомбовозами СССР.
Это советская версия, когда руководство СССР боялось поссориться с Финляндией. Слишком выгодный был для СССР сосед, чтобы его потерять
А ваша версия мало убедительная, насчет того кто кого боялся. Уж точно не СССР боялся потерять хорошие отношения с Финляндией, а Финляндия боялась грозного соседа.
Насчет сроков завершения - Ваша - одна из версий, не более. Хотя вероятнее всего -просто добились поставленных целей. А через полтора месяца АиФ стало не до бомбежек Баку.
Стало ясным, что для преодоления линии Маннергейма требовались основательная специальная подготовка и основательной артиллерийской подготовки, ведущейся не по площадям, а по конкретным целям.
Пользуясь возникшей в январе оперативной паузой, расположение ДОТов выявили, а затем постепенно расстреливали их из тяжелых орудий. Поскольку финская армия была сравнительно слаба и артиллерийского противодействия практически не было, это возможно было делать практически безнаказанно.
11 февраля 1940 года началось генерального наступления КА. Кол погибших в 123 дивизии не нашел, но в 6 погибших не верю. Не верю, потому что нигде финны не отступали в панике, т.е оказывали постоянное сопротивление.
123-я стрелковая дивизия с приданными ей танками- 112-м танковым
батальоном 35-й легкотанковой бригады и 90-м батальоном 20-й танковой
254бригады - прорвала главную оборонительную полосу на всю ее
глубину (6-7 км), расширив прорыв до б км.
его 12 дотами и 39 дзотами, был полностью разгромлен. Ну, про потери 123 сд я уже выше сказал.
А Вы не читайте пропагандистских трудов. Читайте труды историков, например Н. Барышникова:
http://flibusta.net/b/113511/read
с началом блокады Ленинграда западные державы стремились повлиять на Финляндию в том отношении с целью предотвратить возможность применения ее артиллерии и авиации в целях разрушения города, как этого требовал Гитлер. Так, в конце сентября 1941 г. посланнику в Вашингтоне Прокопе ставился в жесткой форме вопрос: «Почему финская артиллерия обстреливает Петербург?».[375]
По этому поводу Госдепартаменту США было дано разъяснение, что, прежде всего, находящаяся у Финляндии на фронте артиллерия не имеет такой возможности — она «не достает до Петербурга». В Вашингтон все же продолжала поступать подобная сомнительная информация. ...
По словам шведского посланника В. Ассарссона, 18 сентября 1943 г. Молотов во время беседы с ним возмущенно говорил, что якобы «финские пушки ежедневно ведут огонь по Ленинград?»
Стало быть, история возникновения фирмы "Нокиа" Вам неизвестна
Вы посмотрите как эта фирма перестраивалась в независимой Финляндии. СССР конечно был емким рынком, но перед Нокией был весь мир.
В Финляндии всегда существовала малочисленная, но по своему влиятельная группа реваншистов.
Это не планы финского руководства, финского генштаба. Придётся еще раз почитать внимательней.
В Израиле я сумел найти историка, который мне показался очень убедительным, но нет в Израиле официальной истории.
И?
>Вы посмотрите как эта фирма перестраивалась в независимой Финляндии. СССР конечно был емким рынком, но перед Нокией был весь мир.
Речь не о том, как Финляндия относилась к СССР. Речь о том, как и почему СССР относился к Финляндии. Ключевые слова - ПВО Москвы
Ну а если по-честному, то СССР в войне той "незаметной" победил: границу отодвинули и территорию СССР увеличили. Можно было бы и ещё себе территории притычить, но Сталин в 1944 году принял верное и мудрое решение насчёт несоветской, но дружественной Финляндии.
Это уже область прогнозов, но не сомневаюсь, могли сильно осложнить положение СССР и как мin Ленинград бы пал.
На самом деле целью тогдашней Финляндии (это никогда и не скрывалось) было удвоение своей территории за счёт СССР. На самом деле у них получилось уменьшение.
Это все не мои фантазии, а из финских источников.
Я всего лишь напоминаю факты, а как их интерпретировать, .... приходилось читать, что в этой связи думали руководство Финляндии, но ничего экстремального не было и потому благополучно забылось.
Но вот финны сами остановились.