Выход из цивилизационного тупика.

Для того, чтобы признать факт цивилизационного тупика, грозящего Великой Самоубийственной Войной человечества, надо быть не только внимательным, системно думающим и честным исследователем динамики развития человечества... но и, самое главное, смелым. Потому что очень больно - на грани морального шока - признать, что ты, борясь за главенство своих цивилизационных идеалов, не имеешь ни малейшего представления о принципах дальнейшего её - цивилизации - развития.

Вместо этих принципов, ты имеешь только инерцию того, что есть твоя цивилизация сейчас. В этом положении сейчас находятся такие "борцы" всех противоборствующих цивилизаций и культур - Восточной, Западной... либеральной, православной... - абсолютно все. Ведь очевидно, что дальше параллельно сосуществовать эти "миры" уже не могут... а принципы дружественного взаимопроникновения - объединения - не найдены.

И даже приступить к такому поиску мы не можем ещё... отвлекаясь на пассионарность вышеназванных "борцов", знающих только один путь - война цивилизаций на взаимоуничтожение, то есть самоубийство человечества.

Предлагаю вашему вниманию принципы поиска иного пути. Вот цитата из эссе одного мыслителя, которое я считаю пророческим:

"Конечно, прежде чем станет осуществимой уния между христианством и другими религиями и культами "правой руки" - а это есть одна из исторических задач Розы Мира, - естественно достичь воссоединения христианских церквей: подготовку такого воссоединения, богословскую, философскую, психологическую, культурную и организационную, Роза Мира будет проводить с неослабевающим воодушевлением. Пока воссоединения христианства не произошло, пока Восьмой вселенский собор (или несколько последовательных соборов) не рассмотрят весь объем старой догматики и не внесут в него ряд тезисов, основанных на духовном опыте последней тысячи лет, пока они не санкционируют наивысшим авторитетом воссоединенного христианства тезисы учения Розы Мира, до тех пор эти тезисы могут, конечно, исповедоваться, утверждаться, проповедоваться, но не должны быть отлиты в замкнутые, завершенные, безусловные формы, рекомендуемые к исповеданию всем христианам. В этом воссоединении христианских конфессий и в дальнейшей унии всех религий Света ради общего сосредоточения всех сил на совершенствовании человечества и на одухотворении природы Роза Мира видит свою надрелигиозность и интеррелигиозность. Религиозная исключительность ее последователям не только чужда - она для них невозможна.

Со-верчеству со всеми народами в их наивысших идеалах - вот чему учит ее мудрость.

Строение Розы Мира предполагает поэтому ряд концентрических кругов. Почитаться пребывающими вне всеобщей церкви не должны последователи никакой религии "правой руки"; те же из них, кто еще не достиг сознания надрелигиозного единства, занимают внешние из этих кругов. Средние круги охватывают менее деятельных, менее творческих из числа последователей Розы Мира; внутренние же - тех, кто смысл своего существования положил в сознательном и свободном богосотворчестве.

Пусть христианин вступает в буддийский храм с трепетом и благоговением: тысячи лет народы Востока, отделенные от очагов христианства пустынями и горными громадами, постигали через мудрость своих учителей истину о других краях мира горнего. Сквозь дым курений здесь мерцают изваяния высоких владык иных миров и великих вестников, об этих мирах говоривших людям. Мирам этим не соприкоснулся западный человек; пусть же обогатятся его разум и душа хранимым здесь знанием.

Пусть мусульманин входит в индуистский храм с мирным, чистым и строгим чувством: не ложные боги взирают на него здесь, но условные образы великих духов, которых поняли и страстно полюбили народы Индии и свидетельство о которых следует принимать другим народам с радостью и доверием.

И пусть правоверный шинтоист не минует неприметного здания синагоги с пренебрежением и равнодушием: здесь другой великий народ, обогативший человечество глубочайшими ценностями, оберегает свой опыт о таких истинах, которыми духовный мир открылся ему - и никому более.

Розу Мира можно сравнить с опрокинутым цветком, корни которого - в небе, а лепестковая чаша - здесь, в человечестве, на земле. Ее стебель - откровение, через него текут духовные соки, питающие и укрепляющие ее лепестки, - благоухающий хорал религий. Но, кроме лепестков, у нее есть сердцевина: это - ее собственное учение. Учение это не есть механическое сочетание наиболее высоких тезисов различных теософем прошлого: кроме нового отношения к религиозному наследию, Роза Мира осуществляет новое отношение к природе, к истории, к судьбам человеческих культур, к их задачам, к творчеству, к любви, к путям космического восхождения, к последовательному просветлению Шаданакара" (конец цитаты).

P.S. Меня перестала уже смущать оригинальная форма изложения этих мыслей относительно дальнейшего развития человечества. Если вдуматься, что такое, вообще, есть философия, то религиозность и мистичность этого эссе и его автора - ни чуть не больше принятых сейчас на веру - традиционных - философских конструкций.